«Уже поздно! Я объявил тревогу. Сейчас сюда приедут наши, и будем их мочить!»
Апелляционный суд Киева вынес приговор четырем таксистам, которые устроили погром в сауне и забили до смерти бейсбольными битами гражданина Армении. Об этом жутком случае рассказала прокурор отдела Киевской городской прокуратуры Ирина Черная
Около четырех часов утра к ничем не примечательной сауне на столичном Виноградаре начали съезжаться таксисты на своих автомобилях. Случайные свидетели, которые на шум выглянули в окно, утверждают, что у центрального входа собралось не меньше десяти машин с характерными для такси шашечками. Из автомобилей выбежали какие-то люди с бейсбольными битами в руках и скрылись в помещении сауны. Все закончилось минут через 15-20. Таксисты молча сели в свои автомобили и разъехались кто куда. Еще минут через десять сотрудники милиции обнаружат в сауне окровавленный труп мужчины-кавказца и нескольких перепуганных армян.
«Мне вообще пофиг, кто ты такой! Вы, армяне, все на одно лицо!»
– Этот конфликт произошел, если можно так сказать, из-за пустяка, – рассказывает прокурор отдела участия прокуроров в уголовном судопроизводстве прокуратуры города Киева Ирина Черная. – Таксист Андрей Смугляков (так как приговор еще не вступил в законную силу, имена и фамилии фигурантов по этому делу изменены. – Авт.) со своим товарищем Максимом, который работает вместе с ним в такси, и девушкой решили отдохнуть в сауне. Было около четырех часов утра. Оба таксиста были пьяными. Несмотря на это, к сауне они приехали на двух автомобилях. Нам известно, что по дороге они устроили авторалли, пытаясь обогнать друг друга. Ехали на большой скорости. Потом автомобиль, шедший первым, затормозил, и машина, которая шла следом, ударилась в задний бампер первой.
Подвыпившие друзья решили не устраивать между собой разборок «из-за пустяка», ведь впереди их ждало более приятное времяпрепровождение. А вмятину на кузове автомобиля можно будет потом списать на ДТП, которое произошло якобы не по их вине. Автомобили, принадлежащие таксопарку, все равно застрахованы.
Возле сауны стояли двое мужчин-кавказцев и о чем-то беседовали. Смуглякову показалось, что одного из них знает, и он назвал его по имени.
«Извини, дорогой, но ты ошибся! Я не Сурен», – ответил мужчина. Это почему-то очень сильно разозлило Смуглякова: «Мне вообще пофиг, кто ты такой! Вы, армяне, все на одно лицо!»
Вот после этой фразы все и началось.
Приятель Смуглякова Максим, который был, наверное, немного более трезвым, попытался успокоить ссорящихся. Но Андрей все больше распалялся. Правда, серьезной драки между ними не было. Так, обменялись ударами, и потом Смугляков куда-то ушел. Максим вместе с девушкой остался возле армян. Он хотел уладить конфликт. В принципе, это ему удалось.
«Да ладно, я все понимаю. Недоразумение! С кем не бывает? – примирительно сказал армянин. – Ну, выпил твой друг, немного поцапались. Можно на этом и закончить. Пусть он придет, мы пожмем друг другу руки, извинимся и все забудем».
«А что, я должен был все это просто так оставить?»
– Казалось бы, конфликт был улажен, – продолжает прокурор Ирина Черная. – Но Андрей Смугляков думал иначе.
Максим обнаружил своего товарища в одном из дворов и предложил помириться с армянами. «Поздно. Я уже тревогу объявил. Ситуация «100»! Сейчас сюда наши приедут, и будем мочить кавказцев!» – сказал он.
– Ситуацию «100» таксисты объявляют по рации, когда жизни кого-то из водителей угрожает опасность, – объясняет прокурор Ирина Черная. – Чуть позже, когда в ходе судебного следствия я задала Смуглякову вопрос, зачем тот вызвал подмогу, он невозмутимо ответил: «А что, я должен был все это просто так оставить?»
Ни для кого не секрет, что таксист – профессия опасная. Сколько известно случаев, когда на водителя нападали, грабили и убивали. Именно поэтому в случае опасности они всегда стремятся прийти на помощь своим товарищам.
Диспетчер, который принял сигнал «ситуация 100», тут же передал всем машинам: «Срочно всем съезжаться к сауне в районе микрорайона Виноградарь!» И уже через пару минут начали подъезжать первые машины.
– Все таксисты были вооружены: кто монтировкой, кто бейсбольной битой, – продолжает Ирина Черная. – Они не стали разбираться, кто прав, кто виноват, а сразу же набросились на двух армян, стоявших возле сауны. Один из них, правда, успел забежать в помещение. И всю свою злобу таксисты выместили на оставшемся.
Били парня жестоко. В основном по голове. Он даже не сопротивлялся, когда к месту событий подоспели другие таксисты.
– Все они работают на одной фирме, название которой мы пока не упоминаем, так как приговор не вступил в законную силу, – говорит Ирина Черная. – Могу только сказать, что это известная и солидная фирма-перевозчик. Свидетели и потерпевшие называют разное количество таксистов, прибывших на подмогу к своему коллеге. Нам удалось установить десять человек, которые приехали на восьми машинах. Места для стоянки автомобилей перед сауной немного. Конечно, свидетели были удивлены таким скоплением на маленьком пятачке одинаковых автомобилей с шашечками.
Дальнейшие события развивались стремительно. Таксисты ворвались в сауну, где в это время находились еще несколько мужчин армянской национальности, и принялись без разбору крушить мебель, бить стекла и зеркала.
– Армян в сауне было гораздо меньше, чем нападавших, – продолжает Ирина Черная. – Все они были очень напуганы и не думали сопротивляться. Кроме того, среди них был одноногий инвалид – дальний родственник хозяина сауны. Таксисты не пожалели даже его: выбили костыли и начали избивать ногами.
Кто-то из армян закрылся в кладовке и потом вылез в маленькое окошко на улицу. Он и вызвал наряд милиции.
«Погромщики успели скрыться за несколько минут до приезда оперативников»
Между тем таксисты продолжали избивать битами и монтировками оставшихся в сауне армян. Это продолжалось несколько минут. Когда все понемногу начало утихать, в помещение, на свою беду, вошел окровавленный парень-кавказец, с которого и началась драка.
– Этот мужчина, услышав, что в сауне вроде бы все затихает, – продолжает Ирина Черная, – решил смыть с лица кровь. Когда его увидели озверевшие таксисты, они с новой силой набросились на бедолагу.
Все закончилось, как только в сауну приехал бригадир таксистов. Увидев, что натворили его подопечные, он дал команду расходиться. Погромщики успели скрыться за несколько минут до приезда сотрудников милиции.
– К сожалению, тому парню, который вернулся в сауну, уже нельзя было помочь, – говорит прокурор. – У него был проломлен череп, и он не подавал признаков жизни. Его били по голове с такой силой, что у одного из погромщиков (как впоследствии выяснилось, это был Смугляков) поломалась бейсбольная бита, обломки которой так и остались лежать возле тела.
– Таксистов задержали по горячим следам?
– Для этого понадобилось пару дней. Свидетели видели, машины какой фирмы-перевозчика подъезжали к сауне. Несколько человек, участников этого побоища, не явились на следующий день на работу. Сам Смугляков вообще уехал за пределы Киева. Тем не менее все десять таксистов были задержаны. Восьмерых допросили и сразу же отпустили. К убийству гражданина Армении они не имели никакого отношения. А вот Смугляков и еще один таксист по фамилии Тимощук были арестованы. Как показали свидетели, именно они с особым усердием избивали парня.
– Трудно представить, что, пока двое таксистов убивали человека, их коллеги просто стояли в стороне…
– Там ситуация была такая. Одни таксисты приезжали, забегали в сауну, видели, что жизни их коллег ничего не угрожает, и просто уезжали. Появлялись другие. Кто-то битой крушил мебель и бил зеркала. Но их действия попадали под Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает ответственность за мелкое хулиганство. Однако была установлена причастность к этому делу еще двоих такситов.
Смугляков и Тимощук не стремились признавать свою вину и просто назвали еще две фамилии своих товарищей. Что касается одного из них – Исаченко, то его опознали потерпевшие. Он, оказывается, тоже принимал участие в избиении. Причем самое активное. Вина же четвертого подсудимого – Никоненко, была менее значительной. Да, бил потерпевших, но у него не было ни биты, ни монтировки.
– Они так и не признали своей вины на суде?
– Более того, вели себя агрессивно. Все, кроме Никоненко, который понимал, что получит минимальный срок. Когда же прозвучал приговор, Смугляков начал кричать: «За что мне дали такой большой срок?»
Апелляционный суд Киева приговорил троих таксистов, забивших до смерти человека, к наказанию в виде лишения свободы на срок от 12 до 14 лет. Никоненко был приговорен к полутора годам.
Кстати, на судебном процессе присутствовала вдова убитого армянина. Она все время плакала. А после приговора сказала спасибо судье Валентине Лясковской.
В ходе досудебного следствия открылось несколько интересных деталей, которые могли бы характеризовать таксистов-убийц. Так, один из них был… хроническим алкоголиком, второй – ранее судим за разбой и грабежи. Третий ранее сидел в тюрьме за изнасилование!
Согласно выводам психолого-психиатрической экспертизы, Смугляков был признан человеком, склонным к агрессии. Все эти люди работали в солидной фирме, которая занимается перевозкой пассажиров.
Я не мог удержаться и позвонил на фирму, чтобы узнать, по каким критериям туда принимают людей.
– Для нас главное, чтобы таксист хорошо водил машину и не создавал аварийных ситуаций, – сказал мне в телефонном разговоре представитель руководства фирмы-перевозчика.
– Разве вы не интересуетесь прошлым своих работников? Из четверых осужденных по делу об убийстве человека трое ранее судимые. Причем по тяжким статьям.
– А что, ранее судимые не люди? Им тоже надо работать.
– Это не влияет на престиж фирмы?
– Пассажирам не показывают справку об освобождении.
Как нам стало известно, все водители, принимавшие участие в погроме сауны и избиении людей, кроме приговоренных, вернулись на прежнюю работу и продолжают возить пассажиров. А осужденные Смугляков, Тимощук и Исаченко подали апелляцию в Верховный суд Украины. Приговор им показался слишком суровым.
Михаил Сергушев, «Факты»
Tweet