Почему в Украине дорожает бензин
За последние несколько дней стоимость автомобильного топлива значительно повысилась. Еще в пятницу самый популярный бензин маки А-95 стоил около 7,90 грн/литр, а сегодня многие киевские АЗС продают тот же А-95 по 8,35 грн/литр.
По данным Министерства экономики, стоимость наиболее популярного бензина А-95 впервые превысила уровень 8 грн./литр и достигла в столице и западных регионах страны уровня 8,3-8,35 грн./литр. Дизельное топливо в этих регионах также значительно подорожало. В среднем с 6,95 грн./литр до 7,35 грн./литр.
За счет АЗС восточных и южных регионов, средние цены на нефтепродукты пока еще ниже установленных в столице значений, но быстро растут, пишет издание Autonews. В частности, на востоке страны бензин марки А-95 подорожал за выходные на 2,7% – до 8 грн./литр, бензин А-76 – на 3%, до 6,93 грн./литр, ДТ – на 3,7%, до 6,99 грн./литр. Министерство экономики зафиксировало рост цен в 25 регионах из 27. По информации участников рынка, исторических максимумов достигли также и оптовые цены на нефтепродукты.
Эксперты, как всегда находят оправдания столь стремительного повышения. Говорят главным образом о росте цен на сырую нефть на мировых рынках и о росте оптовых цен на готовую продукцию. Среднемесячная мартовская цена на нефть выросла по сравнению с февральской на 7,1% – до $78,8/баррель, на бензин А-95 – на 9,5%, до $772/тонна, на дизтопливо – на 7,8%, до $679/тонна.
Также есть мнение, что на фоне растущих цен на рынках Европы в Украине возник эффект отложенного подорожания. Дескать, рост цен на топливо искусственно сдерживали во время президентской избирательной компании, а сейчас у игроков рынка появилась возможность повысить цены.
Помимо этого, подорожание на внутреннем рынке также стало следствием ожидания участниками рынка активизации сезонного спроса. Этому способствовали сообщения чиновников сферы сельского хозяйства о том, что из-за суровой зимы 25-30% озимых посевов потребуют пересева.
Главным фактором, который спровоцировал рост цен на топливо, стал запрет на растамаживание так называемых «топливных компонентов» по заниженной ставке. В результате просто усилилось налоговое давление, а «лазейки» для ввоза дешевого бензина не стало. Те кто не мог ввозить бензин под видом «топливных компонентов» сейчас ликуют. Дескать, на украинских АЗС больше не будет «бодяги».
Еще одной причиной подорожания, как не странно, стало сокращение объемов продаж. Обычно при падении спроса продавцы снижают цены, но в нашем случае игроки рынка, утратив в объемах реализации, хотят заработать на марже. Официальная статистика в феврале зафиксировала сокращение на 11% реализации бензина в Украине через розничную сеть АЗС, которая насчитывает 6 230 единиц. Трейдерам удалось продать 217,3 тыс. тонн.
В то же время сбыт дизтоплива наоборот увеличился на 6,9% – до 114,6 тыс. тонн., что впрочем, и ему не помешало вырасти в цене.
Tweet