Кто «обвенчал» бизнес и власть? Спросите У Бродского…
Вопрос государственной важности: как же разграничить власть и бизнес? И как им не позволить сойтись в одних и тех же чиновничьих лицах вновь? «УК» занялась поисками ответа на другой вопрос: а кто именно позволил власти и бизнесу так надежно срастись? Украина – государство проблемное. В какую сферу ни затронь – везде наткнешься на болезненную для граждан пакость. Взять, например, закон о неприкосновенности депутатов местных советов. Сам Президент долго сопротивлялся его принятию. Но В.Ющенко ни слова не сказал о том, что проект данного закона оказался в Верховной Раде по инициативе… его родной фракции «Наша Украина». Это – не единственный пример двуликости представителей новой власти. Имеем дело с тенденцией.
Тенденция двуликости – и в ответе на вопрос: кто соединил в Украине власть и бизнес?
«Украина и закон, а не зона и беспредел», – этот лозунг можно было видеть осенью 2004 года на революционном Майдане. Неискушенные в политических тонкостях украинские обыватели, решив, в прямом смысле слова, отстоять украинскую демократию, свято верили, что закон, уж если он есть, является гарантией осуществления справедливости в жизни. И за эту справедливость, основанную на верховенстве Закона, на Майдане и стояли.
Те же, кто руководил тогдашним отстаиванием демократии, ловко дирижируя многотысячным скандированием масс, понимали справедливость несколько иначе. И потому страну вновь сотрясают громкие коррупционные скандалы.
Вопрос государственной важности: как же разграничить власть и бизнес? И как им не позволить сойтись в одних и тех же чиновничьих лицах вновь? «УК» занялась поисками ответа на другой вопрос: а кто именно позволил власти и бизнесу так надежно срастись?
Кто что декларирует?
Безусловно, отечественный чиновник торговать нефтью, зерном и шоколадками не может – закон запрещает. Тем более, закон запрещает оказывать платные услуги «населению». Но украинские чиновники – люди все равно не бедные, и лишь на одну зарплату не живут. На что еще они живут – это тайна сродни государственной. Которую даже налоговая все никак не раскроет.
С другой стороны, как только почитаешь декларации о доходах украинских чиновников – сразу же появляется желание помочь им хоть какой-никакой копейкой: а то ведь и с голоду помрут. Ведь легко ли сочетать ежедневное трехразовое питание с ежедневной же сменой костюмов от Луи Виттон на сумму в тысячу законных задекларированных долларов в месяц? Нелегко…
Впрочем, Юлия Тимошенко уже второй месяц на вольных хлебах, а потому, может, что-то и заработает себе еще и на пропитание, раз так любит одежду Луи Виттон и меняет ее постоянно. А вот преемник Юлии Владимировны на посту премьера, как оказалось, является самым богатым премьером за всю историю страны. То есть, официально самым богатым…
Юрий Ехануров задекларировал доходы в 2004 году в размере 154 тысячи 535 гривен. Согласно декларации доходы Еханурова составили: 55 980 гривен – зарплата, 74 428 – доход от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав, 15 312 гривен – дивиденды, проценты, роялти, 5 366 гривен – материальная помощь, 3 449 гривен – доходы от научной, преподавательской, творческой деятельности и гонорары.
Безусловно, в данной декларации наиболее двусмысленно смотрится пункт о материальной помощи, без которой господин Ехануров прожить не мог. Видимо, материальное положение его лично и его семьи было настолько бедственным, что пришлось даже помощи просить. Что ж, с кем не бывает…
Но вот доходы от отчуждения корпоративных прав и дивиденды, честно задекларированные господином Ехануровым, – это еще более интересный пункт…
Как «по беспределу» помочь «благому» делу?
Получается, что Юрий Ехануров является или учредителем (соучредителем), или акционером некоего предприятия. Получает от этого статуса определенные, пусть и небольшие, но доходы, которые честно декларирует. И, быть может, это – и не все приятности, которые приносит ему статус акционера или учредителя (соучредителя). Но задекларированные – все. Но…
Если человек – акционер, пусть даже миноритарный, или учредитель, пусть даже и забывший давно о своем участии в деятельности учрежденного предприятия, – разве у такого человека не может однажды возникнуть мысль помочь своему, можно сказать, родному предприятию? Помочь добрым словом, советом или откровенным лоббированием?
В условиях украинских реалий подобные мысли у вновь назначенных чиновников возникают с завидным постоянством. Не будем утверждать, что Ехануров грешит тем же. Но у его соратников по оранжевой борьбе сей грешок в делах часто присутствует. Отчего они и скандалят день ото дня.
Однако украинское законодательство, хоть и запрещает государственным служащим совмещать высокую службу Родине на ниве чиновничества с не менее высокой службой Родине на ниве частного предпринимательства, владение корпоративными правами предпринимательством не считает.
То есть, например, Юрий Ехануров спокойно может быть акционером или учредителем некой компании, получать от этого доходы, но, фактически, это – не деятельность. Это – статус, приносящий еще и прибыль. Ведь закон у нас хороший, в «нехорошесть» чиновников не верит…
Эта вера закона в «чистоту рук» чиновников закреплена в части 2 статьи 167 Хозяйственного кодекса Украины. Уж не знаю, какими соображениями руководствовались законотворцы при написании, что: «владение корпоративными правами не считается предпринимательством». Наверное, мыслями тогда еще оппозиционера Виктора Ющенко о прекрасной команде единомышленников, которые идут во власть вместе с ним. Или мыслями несколько иного порядка…
Ведь Хозяйственный кодекс Украины – это не первый нормативный акт, закрепляющий норму о владении корпоративными правами, которое не считается предпринимательством. Впервые эта норма появилась в законе Украины «О предпринимательстве» еще в феврале 2000 года, причем с подачи ныне яростного борца против коррупции и за народное благо – Михаила Бродского.
21 февраля 2000 года в Верховную Раду был внесен законопроект авторства Михаила Бродского как раз по этому вопросу. И чтобы не тянуть с решением, бесспорно, важнейшей для страны проблемы, парламент уже на следующий день принял соответствующую поправку в 1 статью закона Украины «О предпринимательстве»: «Создание (учреждение) субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица, а также владение корпоративными правами не являются предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством».
И в таком виде эта норма просуществовала до 2004 года, когда перекочевала в Хозяйственный кодекс Украины. В котором до сих пор присутствует и успешно действует.
А Михаил Бродский красноречиво изобличает действующую власть в коррупции. Наверное, уже забыл, как в далеком 2000 году фактически соединил «беспредел» и закон во всего лишь одной «нужной» поправке к закону.
А Виктор Ющенко самоотверженно борется с совмещением бизнеса и власти, никак не замечая, что достаточно лишь прекратить действие одной нормы, и бизнес с властью станет намного труднее совмещать.
А Верховная Рада в поте лица годами трудится над принятием нужных гражданам законов. Но вряд ли согласится отменить решение, которое так быстро в 2000 году ей удалось «наработать»…
Дмитрий Фомичев, специально для «УК»