Макет борьбы с коррупцией
С 1 июля 2011 года украинская борьба с коррупцией выходит на новую точку отсчета. Многострадальное антикоррупционное законодательство, которое дважды откладывалось и несколько раз переписывалось, наконец-то вступает в силу. Что же изменится для Украины, где коррупция уже давно является отраслью экономики?
Говорят, лучший полицейский – это обязательно бывший преступник. Или, по крайней мере, преступник в душе. Неизвестно, такой ли установкой руководствовались украинские политики и чиновники, принимая новое антикоррупционное законодательство, быть может, просто решили, что «плохой закон лучше, чем вообще без закона». Но, как считает политический аналитик Игорь Гридасов, украинский законодатель не был бы самим собой, если бы на каждое жесткое требование закона против коррупции не предусмотрел лазейку.
Какие же нововведения предлагает закон и как их обойти?
Во-первых, отныне наши чиновники и политики обязаны декларировать не только свои доходы, но и расходы за минувший год – правда, лишь в том случае, если они превышают сумму 150 тыс. грн в месяц. Кроме того, теперь мы сможем узнать и об их финансовых обязательствах – новый закон утвердил декларацию, которая включает такие пункты как добровольное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, сумма взятых кредитов и ежемесячный платеж по процентной ставке.
Что же мешает нашим министрам и народным депутатам как и ранее указывать в своей декларации копейки, но при этом жить на виллах в Конча-Заспе, ездить на «лексусах» и «мерседесах» или отдыхать, скажем, в Испании? Главное – вовремя останавливаться на цифре 149 тыс. 999 грн, и мы по-прежнему не сможем укорить никого из них в жизни не по средствам.
Во-вторых, закон не содержит положения, против включения которого депутатский и чиновничий корпус продемонстрировал редкое единение. Речь о норме, которая обязывала бы отчитываться о своих доходах, расходах и финансовых обязательствах не только самих власть предержащих, но, что самое главное, – их родственников или лиц, проживающих совместно (например, гражданского мужа или жену). Если бы такое требование удалось принять, украинской традиции оформлять на ближних своих дома, виллы, квартиры, дорогие автомобили и земельные участки был бы нанесен смертельный удар. А так – лазейка остается открытой настежь. Соответственно, «бедные родственники» и дальше смогут содержать, подкармливать, обеспечивать жильем и транспортом украинских чиновников.
В-третьих, внедряется нововведение, согласно которому вышедший в отставку депутат, мэр города или чиновник на протяжении года не имеет права устраиваться на работу или вступать в коммерческие отношения с предприятиями, которые относились к его компетенции во время работы законодателем, на госслужбе или в органах местного самоуправления.
К примеру, мэр не может на следующий день после отставки «всплыть» в качестве руководителя фирмы, для которой лично визировал всевозможные разрешения на строительство дорог или выделял земельные участки. Аналогично замминистра, курировавший вопросы спорта, не сможет в течение года занимать любую должность в предприятии, которое поставляет спортивное снаряжение для сборных.
Достаточно актуальная норма позаимствована из немецкого опыта – ряд немецких политиков и журналистов увидели элемент коррупции в том, что бывший канцлер Герхард Шредер получил должность в немецком подразделении «Газпрома». Но так как подобного ограничения на тот момент не было, его пришлось оперативно принимать, хотя на самого Шредера такое требование, понятное дело, уже не распространяется: закон не имеет обратной силы. Впрочем, год – это не так уж долго, можно и отдохнуть…
Важно отметить, что новый закон предоставляет ряд возможностей президенту. Это статус специально уполномоченного органа для Национального антикоррупционного комитета – он был создан еще в феврале 2010-го в виде консультативно-совещательного аппарата при главе государства, но именно с принятием закона его эффективность будет зависеть только от того, какую роль отведет ему глава государства и каким объемом полномочий наделит. И главное – это спецпроверки, которые отныне обязан пройти каждый кандидат в высшие чиновники (министры, Глава НБУ, Службы безопасности, Совета Министров АРК Крым и т. д.), механизм проверок устанавливает опять-таки президент. Уже этих двух возможностей хватит, чтобы серьезно «прикрутить гайки».
Мутная кредитная история
Отечественная антикоррупционная политика имеет традиционно сомнительный бэкграунд, что подтверждают всевозможные рейтинги Transparency International и других международных организаций, в которых Украина стабильно «болтается» в непризовой части перечня. Два года назад, в июне 2009-го, Верховная Рада уже принимала пакет антикоррупционных законов – этого требовали обязательства Украины перед мировым сообществом. Правило дышла сработало: законы приняли, но… с отсрочкой вступления в силу до 1 января 2010 года.
Потом это самое вступление еще дважды переносилось, чтобы так никогда и не претвориться в жизнь – за считанные дни до 1 апреля 2011-го совместными усилиями Верховной Рады и Администрации президента пакет был отменен. В оправдание депутаты парламента и спикеры президентской канцелярии приводили, по их мнению, железобетонный довод – антикоррупционный законопроект, внесенный Виктором Януковичем, выведет нашу борьбу с коррупцией на новую орбиту. По мнению же специалистов, президентский проект Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» на 90% повторяет тезисы пакета, принятого в июне 2009-го, за вычетом самых опасных норм.
В частности, отсутствует главный камень преткновения в виде нормы об обязательном декларировании расходов родственников и членов семьи; а спецпроверка (в виде проверки достоверности информации о доходах, расходах, финансовых обязательствах, пакетах акций, в том числе – за границей), теперь не распространяется на кандидатов в президенты, депутатов ВР и местных советов.
При этом любая информация о ценных бумагах, банковских вкладах и других активах родственников – просто фикция, так как соответствующие данные предоставляет сам чиновник или политик. Кроме того, в отношении родственников и близких лиц не может применяться механизм спецпроверки. То есть, заполняя декларацию за условную «тещу», чиновник заведомо знает, что может вписать все что угодно, ведь никто из них никакой ответственности не несет.
Но даже такая «мягкая» версия уже показалась украинскому истеблишменту чересчур жесткой. Особенно возмущают широкие полномочия правоохранительных органов – дескать, чиновничий корпус хотят поставить «под колпак».
Много-много раз по 480 гривен
Тест на соблюдение нового законодательства украинской власти придется пройти через считанные дни после вступления закона в силу. Если точнее, то уже 9 июля, когда свой день рождения празднует президент Виктор Янукович. Согласно закону, чиновник подобного уровня не имеет права принимать подарки от лиц, которые находятся в его подчинении.
Для тех же, кто придумает, как обойти такое требование, вступает в силу ограничение о том, что подарки могут стоить до половины минимальной заработной платы, которая с 1 апреля по 1 октября 2011 года составляет 960 грн. Поэтому, если, к примеру, председатель парламента Литвин или глава Донецкого облсовета Шишацкий, которые формально не являются подчиненными президента, решат подарить ему картину или охотничье ружье, то смогут сделать это при условии, что цена такого подарка составит не более 480 грн. То есть – репродукция или макет. Приятно и необременительно.
Вся история борьбы против коррупции в Украине – это неизбежный шпагат между демократической формой и феодальным содержанием, между обязательствами перед мировым сообществом и законами олигархической экономики, в которой коррупция играет главную роль. Именно поэтому украинская власть демонстрирует, что готова идти на все новые и новые ухищрения, чтобы, с одной стороны, соблюсти лицо, продемонстрировав готовность к решительным действиям против взяточников и воров, а с другой – оставить массу удобных лазеек. Все-таки это – особенность нашей страны, где строгость любых законов компенсируется необязательностью их исполнения…
Автор: Сергей СЛОБОДЧУК, «Профиль»
Tweet