Родченков не врет. Россия – страна допинга
24 ноября Международный олимпийский комитет лишил Россию сразу двух золотых медалей Сочи-2014 в бобслее. Причиной стали антидопинговые нарушения в пробах Александра Зубкова — он пришел первым как в двойках, так и в четверках. В результате Россия потеряла лидерство в медальном зачете и переместилась с первого на третье место.
В среду Международный олимпийский комитет (МОК) обвинил четырех спортсменов из сборной России по скелетону в приеме допинга на Олимпиаде в Сочи. Их результаты аннулированы, двое из них пожизненно отстранены от участия в Играх. Ранее были пожизненно дисквалифицированы шестеро лыжников из сборной России, у них также забрали медали. Всего Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обвиняет в приеме допинга более 900 российских спортсменов, упомянутых в докладе независимой комиссии Ричарда Макларена.
В документе описывается схема подмены образцов мочи сотрудниками ФСБ, объясняется, как именно принимался допинг (и почему обычно он смешивался с виски или вермутом), а также утверждается, что министр спорта Виталий Мутко лично покрывал эту схему. По данным британских СМИ, ФИФА также проводит расследование об употреблении допинга российскими футболистами. Врач олимпийской сборной Финляндии по лыжным гонкам и консультант Эстонского антидопингового агентства Сергей Илюков рассказал The Insider о масштабах махинаций в России, вине чиновников и о том, почему российская политика отрицания очевидного вызывает такой гнев на Западе.
Сценарий с подменой пробирок и участием ФСБ выглядит как фантасмагория, но мы говорим о России и, учитывая ее национальные особенности, изумления он не вызывает. Доклад готовился в спешке и в нем предостаточно упущений, за которые, конечно же, хватается обвиняемая сторона. В итоге между Россией и ее обвинителями диалога нет, есть лишь взаимные обвинения.
У профессионалов в области допинга нет никаких сомнений, что в российском спорте существовала система махинаций, на публике часть информации просто не приводят. У осведомленных людей, которые понимают, в чем суть, вызывает раздражение то, что россияне отрицают и отпираются до последнего от тех событий, которые описаны в докладе.
Действительно, проблема допинга существует не только в России, но и в легкой атлетике Эфиопии, Украины, Белоруссии. Страны постсоветского блока вообще выделяются на общем фоне. Самая существенная разница заключается именно в масштабах применения допинга и систематичности, и тут Россия далеко впереди. Сами аргументы защиты — «а они тоже» — не самая красивая отговорка.
При этом существуют косвенные доказательства того, что Родченков рассказал о допинге в российском спорте правду. Абсолютно очевидно временное совпадение внедрения биологического паспорта и ухудшения результатов спортсменов в легкой атлетике на средней и длинной дистанции. Если посмотреть на результаты в женской легкой атлетике, которые показывались в то время, все сомнения рассеиваются.
Источник: Championat.com
Давайте говорить о спортсменах, которые бегут 800 метров и выбегают из показателя 2 минут. Именно показатель 2 минуты — это квалификационный стандарт для попадания на чемпионат мира. У нас в финале чемпионата России в 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 было 7-9 человек, которые способны выбегать на этот результат, в такой стране, как Кения, таких было всего один-двое. Например, в Соединенных Штатах Америки в какие-то годы вообще ни у кого не было подобных результатов, в другие их достигали максимум два спортсмена.
Мы видим, что до введения биологического паспорта крови высоких результатов достигали 7-9 человек, после его введения их число резко идет на спад. До введения паспорта Клюка, Зинурова, Савинова, Русанова, Аржакова и другие регулярно показывали такие результаты. И масштаб обмана, который становится очевиден на этих графиках, вызывает огромное негодование. Таким образом, косвенных данных, которые формируют общее представление, предостаточно. Рассказывать WADA, что россияне «белые и пушистые», смысла нет, там тоже изучали эти графики и видели аналитику.
Махинации, очевидно, происходили не по инициативе отдельно взятых спортсменов. От внимания общественности ускользает, что в документе были названы конкретные чиновники, допустим, замминистра Нагорных, Ирина Родионова и другие, и по этим личностям публично нет никакой информации. Мы живет не во времена железного занавеса, и узнать, кто чем занимается, не столь сложно. В итоге, конечно, грустно наблюдать за тем, что конечную ответственность за допинг несут спортсмены, в этой игре разыгрываются их судьбы.
Российских лыжников уже пожизненно лишили возможности участвовать в Олимпийских играх, и это только первая партия, я думаю, что этот процесс будет продолжен. Возможно, это не самая удачная аналогия, но Россия вела себя так же во время расследования убийства Литвиненко. Напрашиваются параллели с депутатом Луговым — люди из доклада Макларена, организовавшие систему употребления допинга, занимают руководящие посты в Министерстве спорта. Эти факты идут вразрез с образом мышления представителей западных стран.
Один из примеров разницы в подходе — ситуация с немецкой командой велогонщиков Deutsche Telekom и связанный с этим скандал в университетской клинике Фрайбурга в 2006—2007 годах. Это одна из ведущих клиник спортивной медицины Западной Германии, она существовала с 1960-х годов и была цитаделью элитных ученых и врачей, которые осуществляли подготовку спортсменов высших категорий. После обвинений в поощрении употребления допинга немецкой велокомандой она попала в заголовки СМИ, в университете была создана комиссия для изучения допинговых изысканий клиники за предыдущие четыре десятилетия. Было проведено внутреннее расследование, людей, причастных к махинациям, наказали. Такого же отношения ожидают и от России: нулевая толерантность к обману. Так к допингу относится весь цивилизованный мир.
Если говорить о Соединенных Штатах Америки, аналогично развивался скандал в BALCO с Марион Джонс и другими спортсменами в 2001 году, затем с Лэнсом Армстронгом. Нужно понимать, что на уровне стран в решении этих вопросов задействованы национальные антидопинговые агентства, и люди, которые борются с допингом, — это представители определенной нации. В таких ситуациях имеет значение так называемый national bias, то есть патриотические чувства, которые лежат в основе паттернов поведения при рассмотрении дел. В этом смысле процессы во Фрайбурге, впоследствии Лэнс Армстронг и другие — это показательный пример того, как нетерпимо Запад относится к допингу. В связи с сочинским скандалом и докладом Макларена мы не видим ни глубоких расследований, ни наказания причастных, Россия отнекивается и во всех грехах винит лично Григория Родченкова.
Как профессионал в своей области он достаточно уважаем. Конечно, деятельность, к которой Родченков, по его же словам, был причастен, очень сильно подрывает его авторитет в профессиональных кругах, но это не нивелирует его утверждений касательно существовавшей системы. Учитывая нынешнюю внутриполитическую ситуацию, власти России подают происходящее как давление Запада и переводят стрелки на информатора или указывают в сторону других пойманных на допинге стран, и наблюдать это весьма прискорбно.
Григорий Родченков, главный информатор WADA
Британское антидопинговое агентство UKAD по-прежнему консультирует забор проб в России, но права на планирование и тестирование спортсменов РУСАДА получило обратно этим летом. С точки зрения статистики кризисный период под наблюдением UKAD не вызывает особого позитива. В общей сложности за 2016 год британцы сделали в России 3112 допинговых проб, из которых выявлен 21 позитивный случай, что составляет 0,6%.
В среднем в мире показатель позитивности проб — порядка 2%. Если учитывать факты, описанные в докладе Макларена, и эффективность работы предыдущего РУСАДА, официально это 2%, с добавлением фальсифицированных проб из доклада общая эффективность до прихода британцев достигала 4%.
И в этом свете UKAD выглядит не самой надежной организацией, этот вывод я делаю, исходя из статистических фактов. Естественно, британцы могут ссылаться на то, что имели ограниченный допуск, и были какие-то проблемы, связанные с тестированием, но тем не менее если употребление допинга россиянами столь высоко, то и процент позитивных проб должен быть соответствующий. Я буду с большим интересом наблюдать за изменениями показателей при работе нынешнего РУСАДА.
Tweet