Группа «Приват»: Фемида «по вызову»
Попытка захвата Центрального рынка “Озерка” в Днепропетровске, в которой приняли участие 150 боевиков, вооруженных железной арматурой, взрывпакетами и оружием травматического действия, позволяет говорить об Украине, как о стране, непобедимого рейдерства. Пока “Озерку”, которой сегодня незаконно распоряжается “Приват”, отбила милиция. И как было не отбить, если службу безопасности “Привата” возглавляет бывший министр внутренних дел Юрий Смирнов, которому “порешать” подобные вопросы с местными “органами”, что раз плюнуть. Возникает, правда, подозрение, что рейдерская атака на “Озерку” была банальной инсценировкой, ибо уж слишком профессионально подготовленными были и съемки телестудии “Приват” 9-го днепропетровского телеканала, и оперативное вмешательство бойцов “Беркута”. Да и ситуация к тому подталкивала, ведь по сути после начала рабочего дня на “Озерку” должны были явиться реальные, а не мнимые судебные исполнители с целью отстранения “приватовских” структур от управления рынком. А так “маски-шоу” на некоторое время помогли заблокировать работу судебных исполнителей по отчуждению имущественного комплекса Центрального рынка…
Как ни странно массовые захваты предприятий людьми в черных масках, вооруженных автоматами, дубинками и судебными решениями начались после победы “оранжевой революции” уже в бытность на посту главы МВД “самого честного” и “непредвзятого” министра Юрия Луценко. Мы, конечно, не усматриваем прямой взаимосвязи между министром МВД и участившимися набегами рейдеров… Но волей обстоятельств вышло так, что главными “героями” этих процессов оказались структуры, поддерживавшие на президентских выборах 2004 и парламентских 2006-го именно политические силы, близкие к Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко.
Первым претендентом на роль отца-основателя отечественного рейдерства со спокойной совестью можно назвать российского бизнесмена украинского происхождения, несостоявшегося олигарха Константина Григоришина. Не успели в стране улечься страсти по поводу завершения “оранжевой революции” и приходу правительства во главе с Ю.Тимошенко, как структурами, близкими к К.Григоришину, было предпринято несколько попыток захвата административных зданий “Черниговоблэнерго”, “Прикарпатьеоблэнерго” и “Полтаваоблэнерго”.
Попыток, правда, безрезультатных. Ибо, уверовав в общность своих личных интересов с целями новой украинской власти, Константин Григоришин и представить не мог, сколь серьезной может быть “крыша” новых покровителей бывшего эсдековского бизнеса в лице группы “Приват” и Игоря Коломойского.
Как небезосновательно предполагали люди из среды так называемых “любих друзів”, И.Коломойский еще в период “оранжевой революции” заручился поддержкой будущего украинского премьера Ю.Тимошенко. Пользуясь негласной поддержкой главы правительства, господин Коломойский по версии польского еженедельника “Wprost” за один 2005 год успел удвоить свои активы, прибрав к рукам не только энергорапределяющие компании,но и замахнулся на бизнес-империю зятя экс-президента Украины.
Многим еще памятна прошлогодняя попытка рейдерского захвата Никопольского ферросплавного завода, которую удалось отбить не так силами правоохранительных органов, как благодаря массовой акции протеста рабочих НЗФ. Как обстояло дело? Заручившись поддержкой сразу нескольких “карманных” судов Днепропетровской области группа “Приват”, обладая лишь 25 процентами акций Никопольского завода ферросплавов, умудрилась провести альтернативное собрание акционеров в городе Орджоникидзе, на котором было принято решение о смене членов наблюдательного совета предприятия. И уже с решением собрания акционеров в сопровождении судебных исполнителей и боевиков из частной охранной структуры приватовцы прибыли на НЗФ устанавливать свою власть. В то же время в Никопольском горрайсуде было открыто исполнительское производство судебного решения о признании незаконным собрания акционеров в Орджоникидзе. То есть, Орджоникидзевское решение фактически теряло юридическую силу, но данный факт не остановил представителей “Привата”.
И этому есть простое объяснение. Дело в том, что интересы структуры И.Коломойского до недавних пор представляли самые влиятельные люди как на уровне Днепропетровской области, так и государства. О специфических отношениях бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко с руководством “Привата” не писал разве что ленивый, или же материально заинтересованный БЮТовскими PR-менеджерами. Помнится на российском сайте “Kompromat.ru” в свое время была распечатана запись телефонного разговора между Ю.Тимошенко и И.Коломойским, где безо всяких намеков владелец “Привата” говорил бывшему премьеру о солидной премии за поддержку его позиции на общегосударственном уровне. Конечно, данную публикацию можно списать на происки врагов “леди Ю.”, но, ведь, о другом обещанном подарке от “Привата” – телеканале “1+1”, – который якобы Игорь Коломойский обещал перекупить у семьи Роднянских с целью создания мощной PR-поддержки Юлии Владимировны, говорили практически все киевские политологи. Причем сама Ю.Тимошенко и не пыталась опровергнуть данную информацию. Стоит ли удивляться тому, что в период, когда возвращение лидера БЮТ на пост премьера казалось уже фактом завтрашнего дня, позиции “Привата” достигли своего максимума?
Вторая линия защиты интересов группы “Приват” была выстроена на уровне Днепропетровской области. Во власти ее интересы до недавних пор представлял бывший председатель облсовета Николай Швец, являющийся по совместительству и региональным лидером “Нашей Украины”. Также как и Коломойский господин Швец давно полюбил поездки в одну красивую альпийскую страну, за что получил прозвище “Турист”. С недавних пор, говорят, Швейцария стала для “Туриста” постоянным местом жительства.
Но это так, к слову. У внимательного читателя сразу же возникнет вопрос: каким образом в одно время и в одном месте могли переплестись интересы политических структур – НСНУ и БЮТ? Но в том то все и дело, что конкуренция, а порой и антагонизм между этими политическими силами живы в столице Украины и в значительной части регионов страны, но только не в Днепропетровске! Здесь, по большому счету, нет политики, а есть борьба за интересы между одной большой бизнес-группой – “Приват” – Швец – БЮТ и часть примкнувших к ним представителей “Блока Лазаренко” во главе с Владимиром Залуниным и Виталием Киряшом, – и всеми остальными предпринимательскими структурами, желающими вести хоть какие-то дела в Днепропетровске. Пиком “политической” деятельности Щвеца и компании стала попытка передать Аульский водовод в 50-летнюю аренду малоизвестной структуре “Интермаш”, очень близкой к бывшему замглавы облсовета Владимиру Залунину. Да и сама днепропетровская “Наша Украина” досталась Н.Швецу в результате одной хитрой комбинации, целью которой являлось получение благосклонности киевских властей и расширение влияния в области.
В период декабря 2004 года, когда близкие к бывшему президенту Украины Леониду Кучме лица в спешном порядке стали искать запасные аэродромы в органах местного самоуправления, Н.Швец, являвшийся еще в октябре того же 2004 года советником главы государства, в спешном порядке поменял окраску, став альтернативой губернатору Владимиру Яцубе. В условиях революционной эйфории Николаю Антоновичу не составило большого труда заручиться поддержкой большинства депутатов облсовета и стать его председателем. Таким образом в биографии Николая Швеца открылась новая страница, отдаляющая председателя облсовета от уголовного дела, возбужденного по факту превышения служебных полномочий и хищения государственных средств во время строительства оздоровительного комплекса “Таврия” в селе Олива Автономной республики Крым.
В чем суть дела? В 2001 году Днепропетровская облгосадминистрация, которую в то время возглавлял Н.Швец, получила от Форосского поселкового совета 37 га рекреационных земель вместе с недостроенным 20-этажным корпусом санатория. Под реконструкцию оздоровительного комплекса облсоветом были привлечены средства паевиков, в числе которых “Дпепроблэнерго” (выделило 5 млн. грн.), Вольногорский ГГМК (4 млн. грн.) и другие мелкие инвесторы. Всего для строительства оздоровительного комплекса было выделено из бюджета области и получено от инвесторов 32 млн. гривен. Но при прокурорской проверке оказалось, что на месте оздоровительного комплекса “Таврия” на 300 мест, появилось 3 элитных корпуса на 30 мест. Само недостроенное 20-этажное здание, в которое область якобы вкладывала на протяжении 2001 – 2003 годов средства, было просто демонтировано.
Но изюминка не в этом. В 2003 году каким-то странным образом 3 элитных корпуса вместе с 5-ю гектарами земли оказались в собственности строительной фирмы “Перспектива-1”, а еще 10,6 га. из выделенных облгосадминистрации земель отошло Нижнеднепровскому трубопрокатному заводу. Сама Днепропетровская областная администрация осталась с 20 га. голой крымской земли. А дальше еще интереснее: в 2004 году пресловутая фирма “Перспектива-1” бесплатно передает 3 оздоровительных корпуса на 30 номеров “Приватбанку”. Круг замкнулся! Итог: за счет средств из бюджета Днепропетровской области “Приват” фактически “на шару” получил 5 га. земли на ЮБК вместе с элитными корпусами! И это, говорят, далеко не единичная “шалость” бывшего председателя облсовета с пользой для структур И.Коломойского. Разве за такие щедрые дары “Приват” мог не полюбить Н.Швеца? И он его полюбил. Причем специфической политической любовью.
Ни для кого не секрет, что местных выборах 2006 года Н.Швец был главной политической ставкой группы “Приват”. Областной и районные советы – власть не Бог весть какая, но в свете скорого завершения действия моратория на куплю-продажу земли она приобретает совершенно иной смыл. Скорее всего, именно в этом и заключалась цель приватовских структур, продвигающих всеми правдами и неправдами своего выдвиженца в главное кресло в облсовете. “Приват” по сути стал главным донором Николая Антоновича, получившего в свое время от министра внутренних дел Юрия Луценко персональный вызов на допрос в Киев. Правда, с самим допросом вышел конфуз покруче того, который на днях произошел с вернувшимся из США Владимиром Щербанем. Видимо, у Швеца нашлись покровители повлиятельнее депутатов от Партии регионов.
“В чем сила, брат”, – вопрошал главный герой одноименного фильма. И сам себе отвечал: “В правде!”. В нашей стране, как известно, монополией на “правду” владеют суды. Причем в каждом из них она своя. Днепропетровск от других регионов страны отличается тем, что “правда” здесь монополизирована структурами “Привата” вместе с председателем апелляционного суда Днепропетровской области Владимиром Вихровым. За время главенствования господина Вихрова в судебной власти области Днепропетровщину захлестывают постоянные волны передела собственности. При этом ни один из судей, выносящий решения в пользу рейдеров не отстранен от должности. В свое время сопредседатель Днепропетровского центра по правам человека Ренат Мухамеджанов обращался к жителям области с прызывом не допустить в 2005 году повторного утверждения В.Вихрова судьей апелляционного суда. Среди прочих прегрешений этого человека называлось и его непосредственное участие в лоббистских схемах “Привата” и других коммерческих структур. С этой целью заказные дела направлялись в “карманные” Жовтневый, Индустриальный, Кировский суды, где, находящиеся “на ставке” у коммерсантов люди решали вопросы в нужном русле. Наиболее распространенной формой тут стала покупка судебного решения третьим лицом. При этом “жертва”, как правило, оказывается неосведомленной о каких-либо судебных решениях. А посему И.Коломойский и нападает на предприятие “Бунге Україна”, являющееся владельцем 94% акций Днепропетровского маслоэкстракционного завода, российские “авторитетные” бизмесмены Курочкин и Григоришин атакуют приватовскую “Озерку”, а сам “Приват” вместе с “Севсталью” зубами вцепились в Кременчугский сталелитейный завод…
Издание European voice пишет по этому поводу о возмущении Евросоюза практикой рейдерства в Украине, пользующегося поддержкой в судебной власти. Кстати, зачем цитировать иностранные издания. По данным Украинского центра исследований корпоративных отношений, на рост рейдерских атак на предприятия больше всего влияет коррумпированность судебной системы – 73,3%! Если в Днепропетровской области примеров “черного рейдерства” больше, чем в других регионах, то вывод напрашивается сам по себе.
О деяниях судьи В.Вихрова в Днепропетровске давно ходят легенды. Еще в середине 90-х производство “нужных” заказчикам судебных решений сим господином было поставлено на семейный подряд. Как правило, в судах использовалась схема, при которой адвокатом в деле выступала теща Владимира Вихрова Ольга Соломина – бывший заместитель председателя облсуда. По свидетельствам участников судебных процессов в таких случаях решения зачастую принимались вопреки логике всех кодексов. Например, в свое время, действуя в интересах близкой к российскому бизнесмену Максиму Курочкину (в простонародье “Максу Бешенному”) структуре “РегионОптСервис”, В.Вихров отправил за решетку директора коммунального предприятия Центральный рынок “Озерка” Григория Ефименко. И пока Г.Ефименко находился в местах “не столь отдаленных” “Озерка” на некоторое время перешла под полный контроль курочкиных. Сегодня в этот так называемый семейный подряд Вихрова вовлечены и два его сына – выпускника Юридического института МВД. А вместе с ними пришла и новая технология производства “правильных” судебных решений. Ведь теперь заказчику нужно всего ничего – найти правильный подход к Александру и Сергею Вихровым, а после этого за отцом дело не заржавеет.
Имея такого человека во главе главной судебной инстанции в области “Приват” не мог себе отказать в удовольствии прокрутить в преддверии мартовских выборов в местные органы власти комбинацию в интересах своего ставленника Н.Швеца. Кто мог реально помешать Николаю Антоновичу занять кресло председателя Днепропетровского облсовета? Конечно же Партия регионов, чей высокий рейтинг в марте 2006-го не вызывал никакого сомнения у днепропетровцев. Для реализации замысла был избран послушный Кировский суд. Буквально за несколько дней до голосования его судьи выносят сенсационное решение: исключить список Партии регионов из числа кандидатов в депутаты Днепропетровского областного совета. Н.Швец уже было праздновал победу, но после устроенных регионалами акций протеста в Днепропетровске из Киева пришла команда – дать делу задний ход. Ситуация для людей “Привата” и Швеца в судебной власти оказалась чуть ли не комической – В.Вихров, фактически благословивший снятие Партии регионов с избирательной гонки, вынужден был принимать меры к ее возвращению.
После такого провала аферы со снятием Партии регионов с предвыборной гонки любой политик на месте Николая Швеца давно бы отказался от амбиций занять пост председателя областного совета. Но такой вариант явно не входил в планы ни самого Николая Антоновича, ни его покровителей. Соблазнив обещаниями политического содействия фракции БЮТ и “Блока Лазаренко” в Днепропетровском облсовете Н.Швецу для получения 51-го голоса, необходимого для избрания председателем совета, оставалось всего ничего. И Николай Антонович их почти нашел… в лице представителей “Блока Наталии Витренко”. Того самого блока, представители которого, выполняя роль эмиссаров российского бизнесмена Максима Курочкина, сегодня выясняют отношения с “Приватом” вокруг “Озерки”. Был, правда, и запасной вариант – при помощи того же В.Вихрова через апелляционный суд провести в облсовет фракцию партии “Виче”, набравшую значительную часть голосов в Никополе, где выборы ранее были признаны недействительными. И господин Вихров почти решил вопрос, но… Снова разошлись личные интересы Н.Швеца и “Привата”. Ведь ни для кого не секрет, что “Виче” является политическим проектом главного конкурента И.Коломойского Виктора Пинчука. Поэтому в конце концов от затеи с пропуском в облсовет партии Инны Богословской пришлось отказаться…
Но к каким ухищрениям приходилось прибегнуть ради получения вожделенной должности! То при помощи разного рода судебных решений учредительную сессию откладывали чуть ли не на три месяца. То самолет с народными депутатами Украины от Партии регионов по чьей-то указке свыше отказывались принимать в Днепропетровске. То люди из какой-то частной структуры именуемой Екатеринославским казачьим полком не пускали депутатов в сессионный зал. Но и эти крайнее меры Н.Швецу не помогли. Он проиграл. И проиграл окончательно.
Оценивая причины поражения Н.Швеца в борьбе за пост председателя Днепропетровского облсовета, многие наблюдатели именно тактический союз с “Блоком Витренко” называют самым недальновидным шагом. Ведь, в сущности, это был плевок в адрес “Привата”, давно втянувшегося в окопную войну с людьми М.Курочкина за обладание Днепропетровским центральным рынком “Озерка”. После такого шага Николая Антоновича вряд ли можно было надеяться, что группа “Приват” и дальше будет держаться за его фигуру, как за свою последнюю надежду в руководстве Днепропетровской области.
Сегодня акценты “Привата” сместились в сторону судебной власти. Буквально недавно, пользуясь поддержкой людей В.Вихрова в судебных органах, компания “Славутич Капитал” (одна из структур “Привата”, обладающая 1% акций комбината) организовала рейдерскую атаку на Днепропетровский маслоэкстракционный завод, известный Европе по торговой марке “Олейна”. Основанием для этих атак приватовцы называют якобы незаконные действия американской компании “Бунге Україна”, не допускающей людей Корбана и Коломойского к управлению предприятием.
Тем временем в Днепропетровске расползаются слухи о крайней заинтересованности “Привата” в скорейшей ликвидации “Олейны”. Дело в том, что строительная фирма “Ромбус-Приват” (одно из подразделений империи И.Коломойского) заполучила в собственность самый известный Днепропетровский долгострой – гостиничный комплекс “Парус”, находящийся в самом центре Днепропетровска на набережной Ленина. На его базе планируется сооружение гигантского офисно-гостиничного здания. Но получилось так, что принадлежащий американцам маслоэкстракционный завод портит вид из окон будущих офисов бизнесменов, желающих наслаждаться набережной Днепра. Естественно, для новых владельцев соседство с “Олейной” и зернохранилищем комбината “Дніпромлин” стало крайне нежелательным. Так что, неровен час, после рейдерских набегов приватовцев, поддерживаемых покровителями в судебной власти Украина вскоре может остаться и без самой популярной среди домохозяек “Олейны”…
Михаил Зеленский, специально для «УК»