Выгнать Червоненко – мало. Нужно навести порядок в Минтрансе!
«Господин Президент! Я прошу Вас своим Указом ликвидировать Транспортную инспекцию. Я прошу Вас отменить лицензирование автомобильных перевозок в том виде, как это делается сейчас в Украине. Я прошу Вас разобраться с тем, что делает Министерство транспорта для развития нашей отрасли. Я уверен в том, что нужно гнать в три шеи деятелей из Департамента автомобильного транспорта, которые проворовались насквозь, которые в нашем деле ничего не смыслят, и озабочены только одной мыслью – где бы и чего украсть…»Редакция «УК» полностью поддерживает открытое обращение нашего читателя к Виктору Ющенко.
«Уважаемый господин Президент!
Я хочу, чтобы Вы обратили внимание на то, как работается предпринимателям в сфере автомобильного транспорта. Я этим делом занимаюсь уже 16 лет. Поэтому хочу Вам рассказать, как менялись условия моей работы, чтобы Вы смогли сами сделать вывод, как изменилась наша жизнь: к лучшему или к худшему; и куда нам идти теперь.
Я, Сергей Иванович Дорошенко, член Совета АсМАП Донецкого региона, в 1976 году закончил автомобильный факультет Харьковского автодорожного института. После этого работал по специальности, преподавал, работал в органах внутренних дел. В 1989 году, одним из первых в нашей стране, я решил стать предпринимателем и исполнить свою мечту — заняться международными грузовыми автомобильными перевозками. Заметьте, существовал СССР, страной правила Коммунистическая партия.
Чтобы начать дело, я зарегистрировал в Краматорском горисполкоме соответствующий вид деятельности. На это у меня ушел один день, платить ничего не нужно было. Налоги начислялись с чистого дохода таким образом: первые 2 года — 2%, с третьего года — 5% и, начиная с пятого года — 10%. Налоговой инспекции тогда не было, был горфинотдел со штатом в 5 человек, не считая начальника.
После этого я поехал в Минск, где в магазине «Зубренок» купил тягач МАЗ с полуприцепом.
Нужно было оформить визу. Для этого я отправился в Москву, в представительство немецкой экспедиторской фирмы «Wesotra», где познакомился с руководителем этого филиала господином Гроссманом. Именно он мне подробно рассказал, как нужно работать в этом деле. И он же дал мне написанное от руки письмо в посольство ФРГ в Киеве, на основании которого мне оформили годичную многоразовую визу в служебном паспорте, который я свободно получил в консульском отделе МИДа Украины.
В 1990г я выполнил свой первый рейс в ФРГ. Никаких препятствий этому не было.
В Украине тогда были тысячи государственных автотранспортных предприятий (АТП), насчитывающие сотни тысяч самых разнообразных автомобилей, располагающие территориями для стоянок, авторемонтными мастерскими, административными корпусами, где находились бухгалтерии, производственно-технические отделы, отделы эксплуатации с начальниками колонн и механиками, безопасности движения, отделы снабжения, главные инженеры, мастера. Это была громадная государственная машина, где работали миллионы работников, которой распоряжались областные автоуправления, которые в свою очередь подчинялись Министерству автомобильного транспорта Украины. Особо хочу выделить, что на Министерстве лежало много обязанностей, за которые с него строго спрашивали. В пятилетних планах развития народного хозяйства Украины Минавтотранс отвечал за повышение среднеэксплуатационной и среднетехнической скорости автомобилей, за снижение холостого пробега, за увеличение количества тонно-километров, за повышение коэффициента технической готовности автомобилей, за снижение времени простоя автомобилей при погрузке и разгрузке (все это контролировалось в государственном секторе автотранспорта).
Вот так и начал я свое дело: с одной стороны полностью государственное Министерство автомобильного транспорта Украины с сотнями тысяч автомобилей, а рядом — Дорошенко, приватный перевозчик, на собственном МАЗе.
Итак, посмотрим еще раз, при каких условиях я начинал свою предпринимательскую деятельность в грузовых автоперевозках при коммунистическом режиме в Украине, находящейся в составе СССР:
1. Налог на чистый доход (за вычетом оплаты услуг сторонних организаций) 2%. Уплата — один раз в год вместе с декларацией о доходах.
2. Никаких проблем с регистрацией предпринимательской деятельности. В отношении предпринимателей действовал принцип «разрешено все, что не запрещено законом».
3. Служебный загранпаспорт.
4. Годовая многократная немецкая виза, которая оформлялась по факсовому подтверждению немецкого партнера. Документы в консульский отдел посольства мог сдать и получить любой человек по доверенности.
5. Никаких ограничений в производственной деятельности (в виде лицензий и тому подобное) не было.
6. СЭВ еще существует, карнеты TIR (гарантийные таможенные документы) не нужны, перевозки выполнялись по манифесту АГТ и CMR, очередей на границах нет, в СССР нет внутренних границ.
7. Таможенные платежи на ввозимый автотранспорт (без ограничения года выпуска транспортного средства) мизерные, что позволяло без проблем обновлять подвижной состав.
Я намеренно не упоминаю и не сравниваю размер платы за перевозку, стоимость запасных частей и стоимость дизельного топлива, которые зависят от конъюнктуры рынка. Мне интересно сравнить то, что называется инвестиционным климатом.
Что поменялось спустя 16 лет в условиях работы? Давайте посмотрим ответы на эти вопросы в той же последовательности:
1. Налоги начисляются по различным системам, но по отношению к валовому доходу они составляют в сумме более 50%. Введен грабительский, коррумпированный, не понятный здравому смыслу НДС. Налоговый учет неимоверно запутан и усложнен. Действует беспощадная карательная система — за любую ошибку в учете начисляются громадные штрафы.
2. Открытие своего дела является почти неразрешимой проблемой: куда не обратись, всюду запреты.
3. Служебный загранпаспорт получить практически невозможно.
4. Оформление шенгенских виз является очень сложным делом. Требуется личное присутствие водителя, визы оформляют только на 3 месяца.
5. Грузовые автомобильные перевозки включены в перечень лицензированных видов предпринимательской деятельности.
6. Без карнетов TIR выполнить перевозку невозможно, а допуск к такому виду перевозок очень усложнен. Давно нет уже СССР, вся его территория перегорожена границами, пограничными переходами с невероятным количеством контролирующих органов.
7. Обязательные платежи при таможенном оформлении ввезенного в Украину транспорта достигают 33% от стоимости, что делает почти невозможным обновление подвижного состава (и это притом, что в Украине магистральные тягачи и грузовики не производятся, их можно купить только за рубежом.).
Вывод очевиден и однозначен — работать стало несравнимо тяжелее. Вопреки этому мне удалось выстоять — сейчас я имею 5 автопоездов, у меня работают 11 человек, я по-прежнему занимаюсь международными грузовыми автоперевозками. Хочу подчеркнуть, что за все прошедшее время я никогда не брал никаких кредитов в банках, никогда не обращался за помощью к государству. И хотя мне очень тяжело во всех отношениях, но мое предприятие работает, а 12 семей имеют стабильный доход.
А как обстоят дела у Министерства автомобильного транспорта Украины? Его больше нет, сгинуло. Вместе со всеми АТП, всеми автомобилями, облавтоуправлениями и т.д., и т.п. Некоторые АТП, самые лучшие, были «прихватизированы», другие же, обанкротившись, просто исчезли. Бездарные, ленивые чиновники не смогли или не захотели использовать огромный потенциал отрасли, разработать и осуществить концепцию реформирования и развития. В конце концов, когда транспорта в распоряжение этих горе-хозяев не осталось (за исключением, может быть, такой хитрой конторы, как «Укринтеравтосервис», к которой я вернусь позже), Министерство было преобразовано в Департамент автомобильного транспорта в составе Министерства транспорта Украины. Однако у него оставалась власть, достаточная для того, чтобы организовать — нет, не помощь перевозчикам, организовать систему «доения» приватных перевозчиков Украины.
Уникальная, фантастически благоприятная для чиновника ситуация: никто и ни за что не спрашивает, нет никаких планов, нет никакой ответственности за развитие отрасли! И наряду с этим, есть власть, и есть приватные перевозчики с «живыми» деньгами. Оставалось только немного подсуетиться, создать небольшие барьеры в «узких» местах бизнеса, протянуть лапу и деньги потекут рекой. Так и было сделано. С чего же пошло «кормление»?
1. Распределение так называемых «дозволов». Для этой цели использовали именно «Укринтеравтосервис». В этой коммерческой структуре была создана такая себе государственная служба СМАП, что означает «Служба международных автомобильных перевозок». Вот она-то и стала торговать «дозволами». Эта торговля сама по себе уже приносит миллионные прибыли. Однако, простыми приемами доходность этого «бизнеса» была увеличена в тысячи раз. Для этого потребовалось только одно: создать дефицит этих «дозволов» на самых нагруженных направлениях перевозок и продавать их из-под полы через доверенных лиц по цене 500-700 долларов.
2. Распределение так называемых разрешений ЕКМТ. Практически была применена та же самая схема, что и в предыдущем случае. Разница только в том, что стоимость этих разрешений ЕКМТ составляет уже не сотни долларов, а в несколько раз больше.
3. Торговля различного рода разрешениями для проезда по территории Украины. Перечислять эти разрешения не имеет смысла; можно сказать только, что брал и берет деньги тот же СМАП.
4. Лицензирование.
Вот на последнем промысле я хочу остановиться подробнее. Точно не помню, но, по-моему, около семи лет назад автомобильные перевозки вдруг были включены в перечень видов предпринимательской деятельности, которыми нельзя заниматься свободно, которые должны лицензироваться. Таким образом, чиновник получил возможность манипулировать предпринимателем. Ясное дело, что это обстоятельство сразу же предоставило широчайшие возможности «зарабатывания денег». Была создана приватная фирмочка, получившая название «Бюро лицензирования», благодаря чему никому и в голову не приходило, что это частное предприятие. Не знаю, как другие, но я был абсолютно уверен, что деньги, которые я плачу при получении лицензии, являются платой именно за лицензию. Должен признаться, что только в 2004 году, получая лицензию уже в третий раз, я увидел, что я оплачиваю «консультационные услуги» какому-то частному предприятию!
Господи, сколько же времени, энергии, сил, средств потратил и тратит напрасно наш народ из-за этого лицензирования! Вся, подчеркиваю, вся Украина, все предприниматели, которые занимаются международными перевозками, должны ездить в Киев, чтобы оформить эту лицензию.
Вот представьте, пожалуйста, что происходит, хотя бы на примере моего предприятия.
Один раз в 3 года я, как и все другие перевозчики, должен оформлять лицензию. Для этого я должен после окончания срока действия лицензии остановить всю работу. Заметьте, лицензия оформляется мне, предпринимателю, который зарегистрировал свой бизнес в установленном законом порядке. Подчеркиваю, именно мне, Сергею Дорошенко. Тем не менее, я должен собрать по списку некоторое количество копий документов, которые имеют отношение исключительно к моим водителям и автомобилям! Но ведь люди, которые работают у меня, не являются моими крепостными, т.е. сегодня они работают у меня, а завтра — уже не работают! Автомобили тоже, как известно, могут менять владельца. Вдобавок к этому, по неизвестной причине, почему-то большая часть документов должна быть заверена нотариально!
Я не хочу сейчас перечислять другие несуразности так называемых «лицензионных условий», потому что не это для меня сейчас самое важное. Сейчас прошу поверить на слово, что эти «условия лицензирования», мягко говоря, просто вступают в противоречие с элементарным здравым смыслом.
Итак, я собрал все необходимые документы и отвез их в Киев. Естественно, затратив время (еще 2 дня) и деньги. Документы имеют право рассматривать в Бюро 10 дней! 10 рабочих дней! Все это время машины стоят, ведь лицензии нет! Спустя 10 дней, я еду в Киев (еще 2 дня) и забираю их, и только после этого могу работать. Внимание! Таким образом, Министерство транспорта, которое, казалось бы, по положению, должно быть заинтересовано в том, чтобы машины не стояли, так организовало выдачу лицензий, что я должен остановить бизнес минимум на 14 рабочих дней в году! Еще внимание! И так повторяется ежегодно, потому что до 2004г каждый год я должен был получать на каждый автомобиль лицензионную карточку, выдача которой организована таким же образом! То есть, чиновники получают деньги за выдачу лицензии и плюс к этому деньги за то, что выдают лицензионную карточку на каждый автомобиль! Мало того, с 2003г стали требовать оформления лицензионной карточки на полуприцеп или на прицеп тоже! Без лицензионной карточки машина работать не может.
У меня 5 машин. Следовательно, за год потери рабочего времени только в моем предприятии могут составлять 70 рабочих дней! И это в лучшем случае. Пример: в 2004 году мой сын 4 раза ездил в Киев, в Бюро лицензирования, для оформления новой лицензии!!! Дело в том, что мы оказались «непонятливыми», не дали взятку, и нас третировали по полной программе.
Риторический вопрос: разве эта система улучшает работу отрасли в целом? Что становится лучше? Всем известно, какова цель такой системы — дай деньги, и все сделают за один день!
Я много раз видел в этом Бюро плачущих женщин и разгневанных мужчин, работников различных украинских автопредприятий, которых вынуждали ехать домой за тысячу километров за какой-нибудь бумажкой. Лично у меня мнение такое, что в этом Бюро собрались ущербные чиновники, больные ненавистью к людям; более того, мне кажется, что их, как собак, «натаскивают» на такое отношение к нам, предпринимателям. То есть, оформляя ежегодно лицензионную карточку на автомобиль, чиновник тупо требует от нас одни и те же документы! Представьте, одна и та же машина, а Вы ежегодно везете в новой папке одни и те же документы! И вот этот чиновник высокомерно, презрительно заявляет, что ему, например, не нравится подпись на одной из бумаг. Или, например этот же деятель выражает сомнение (а он имеет на это право) в подлинности копии (которая уже есть в архиве!) и требует предоставить оригинал документа! И Вы обязаны ехать домой и привезти ему оригинал! Поверьте: в принципе так Вас могут мордовать до бесконечности!
Казалось бы, большего издевательства невозможно себе представить? Оказывается, можно!
С апреля 2005 году в дело вступила т.н. «Транспортная инспекция»! До ее создания у Минтранса не было административного органа, который мог преследовать предпринимателя на его территории. Теперь — есть!
Господин Президент!
ГАИ МВД, которая навсегда вошла в историю нашей страны, как самая коррумпированная структура, как организация, собравшая неисправимых взяточников, просто детский лепет по сравнению с детищем Кирпы. Кирпа уже имел свою железнодорожную армию, и ему нужна была еще и собственная автотранспортная полиция. И он ее создал в виде Транспортной инспекции. Транспортная инспекция — это административный монстр, с широчайшим полем для злоупотреблений! Ну что мог гаишник? Максимум — остановить машину и вымогать взятку у водителя. В этом своем стремлении работники ГАИ дошли до того, что чуть не парализовали возможность свободно передвигаться по территории страны.
С чего начала свою деятельность Транспортная инспекция? Она торжественно опубликовала список предприятий, у которых забрала лицензию!
Господин Президент!
Как же так? Вы объявляете о поддержке предпринимателей, заявляете о том, что стремитесь увеличить количество рабочих мест, и одновременно с этим государственный орган в массовом порядке закрывает предприятия!
Премьер-министр Украины заявляет о неприкосновенности священной частной собственности! Хорошо. Мы знаем также, что ни прокуратура, ни милиция не имеют права без соответствующей санкции попасть на частную территорию.
Но вот Транспортная инспекция – и так написано в законе – имеет право беспрепятственно проходить на территорию любого транспортного предприятия. Ну, каково?!
Как действует, вернее, злодействует, транспортная инспекция, я лично знаю не понаслышке, а на собственном опыте.
27 сентября ко мне домой явились четыре сотрудника Транспортной инспекции, приехавшие из Донецка, чтобы проверить, как я соблюдаю лицензионные условия. Я писал об этом выше, но повторюсь, что суть этих лицензионных условий являет собой пример абсолютного абсурда, чиновничьего маразма. Я знал, что уже установлена такса на такие проверки (мне об этом говорили коллеги) – 500 грн. за каждую машину и «поляна» для проверяющих. Безусловно, я не дал никаких взяток, не накрывал никаких «полян».
Уже на следующий день, 28 сентября, я получил телеграмму с требованием (!) 4 октября, а затем 11 октября явиться в Киев, в Минтранс Украины, на заседание лицензионной комиссии, где будет рассматриваться вопрос о лишении меня лицензии! 6 октября мне стало известно, что двое сотрудников транспортной инспекции побывали в офисе моего киевского партнера. Это фирма «Анкомтех», находящаяся по адресу ул. Промышленная, 1. Они стали допрашивать директора этой фирмы Анатолия Кузько обо мне и о нашем сотрудничестве. Цель своего визита они объяснили, открыто заявив, что у Дорошенко заберут лицензию, и что они «собирают материал» для этого. Мои партнеры, с которыми я сотрудничаю очень длительное время, ремонтируя транспорт, покупая запасные части и автошины, были повергнуты в шок.
Господин Президент!
Я имею 5 прекрасных автомобилей; подготовленный персонал, имеющий большой опыт работы (в 2004 году мои водители заняли 1 место в конкурсе профессионального мастерства в Донецкой области); широкий круг партнеров, в среде которых, смею надеяться, пользуюсь авторитетом. Я — профессионал в своем деле, которое хочу передать сыну. И вот теперь, как говорят, мертвый хватает живого: армия транспортных бюрократов, уничтожив все государственные автопредприятия, доведя отрасль до полного банкротства, с азартом принялась уничтожать предпринимателей – и меня в том числе!
Я не хочу вести дискуссию о законности полномочий этой инспекции, о том, кто дал им право вести дознание, дискредитирующее мою деловую репутацию, кто дал им право заставлять меня, бросив все дела, ехать за свой счет в Киев, не хочу обсуждать и лицензионные требования.
Я не хочу всего этого, потому что корень вопроса не в этом.
Я – хозяин этой страны, я работаю на эту страну и на ее народ, я плачу налоги и тем самым вношу свою посильную лепту в благосостояние своего народа. Я имею право потребовать ответа на вопрос: зачем мне эта Транспортная инспекция, зачем мне кормить ее, что улучшилось с ее созданием у меня лично? Что, я получу новые машины, станут меньше налоги, изменятся правила ввоза тягачей, станет дешевле топливо и запасные части, станут выше тарифы за мою работу? Что мне ответить моему сыну, который спросит: папа, а зачем тебе Министерство транспорта, что оно тебе дает? Ответ простой – ничего мне оно не дает, никакого толку от него для меня нет, и мне такое Министерство транспорта не нужно.
Господин Президент!
Я надеюсь, что Вы не оставите мое письмо без внимания. Я уверен, что под ним, если надо, подпишутся все мои коллеги.
Я прошу Вас своим Указом ликвидировать Транспортную инспекцию. Я прошу Вас отменить лицензирование автомобильных перевозок в том виде, как это делается сейчас в Украине. Во всем мире лицензии есть. Но это не документ, который определяет принадлежность к цеху ремесленников. Это документ, который регулирует количество участников на рынке услуг. У нас же все это приняло уродливые формы, порождающие взяточников и вымогателей, формы, унижающие человеческое достоинство предпринимателей.
Я прошу Вас разобраться с тем, что делает Министерство транспорта для развития нашей отрасли. Я уверен в том, что нужно гнать в три шеи деятелей из Департамента автомобильного транспорта, которые проворовались насквозь, которые в нашем деле ничего не смыслят, и озабочены только одной мыслью – где бы и чего украсть.
Нужно спросить с них: почему международные перевозки превратились в международное стояние, почему большую часть года машины стоят — стоят на погрузке-выгрузке, стоят на таможне, стоят на границах, стоят так много, что порой думаешь, что чумаки быстрее соль из Крыма на волах привозили, чем мы сейчас груз из Германии.
Нужно спросить с этих деятелей: почему нет единой тарифной политики, почему ликвидирована система УТЭПов, где всегда можно было найти попутную загрузку?
Нужно спросить: почему нет программы обновления подвижного состава; как получилось, что у всех наших соседей — в Молдавии, Польше, Болгарии, Турции, России — машины новые, лучшие, чем у украинцев; почему мы платим так много таможенных сборов при ввозе автотехники, что купить новый автомобиль для таких, как я, просто нереально? Почему налог на транспорт не включен в цену топлива?
Разумеется, это не все вопросы, которые нас беспокоят. А в связи с этим и еще один: почему я не знаю ни одной встречи, ни одного совещания в Минтрансе, куда бы были приглашены такие, как я? Чтобы мы могли высказать свои предложения, чтобы появилась уверенность, что нас уважают и ценят.
Господин Президент! Надеюсь на изменения к лучшему, надеюсь на Ваше внимание и помощь.
С уважением,
Сергей Дорошенко, предприниматель, член Совета АсМАП Донецкого региона».