Закон о гарантировании вкладов физлиц содержит также новеллы относительно вкладов, по которым возмещение не осуществляется, – отмечает Юлия Яшенкова, старший юрист международной юридической группы AstapovLawyers.
Акцентирование внимания на вопросе мнимого снижения размеров гарантий по вкладам физлиц, очевидно, было призвано отвлечь внимание вкладчиков от некоторых других положений нового Закона, вступающего в силу уже с 22 сентября 2012 года, считает
Юлия Яшенкова. Об этом пишет
jurliga.ligazakon.ua
Особого внимания заслуживает положение нового Закона, согласно которому выплата гарантированных сумм возмещения прекращается на дату внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации банка как юрлица. При этом никаких оговорок о гарантировании выплат возмещений вкладчикам, обратившимся за возмещением до ликвидации банка, но не получивших (к примеру, по причине дефицита целевых средств Фонда) причитающихся им денежных сумм, новым Законом не установлено.
По словам эксперта, также претерпит изменение положение относительно возмещения вкладов лиц, разместивших свои вклады на индивидуальных благоприятных условиях (часто практикуется для постоянных клиентов коммерческих банков): Со вступлением в силу нового Закона не будет иметь значения, привели ли такие «благоприятные» условия к ухудшению финансового положения банка. А это ставит под сомнения предложения банков размещать вклады по индивидуальным программам лояльности, в которых изначально заложено, что их условия отличаются от обычных.
Возникают определенные вопросы в отношении вкладов в филиалах иностранных банков (не следует отождествлять их с украинскими банками с иностранным капиталом, на которые такое новые ограничения не распространяются). Так, с одной стороны такие вклады не подлежат возмещению. А с другой – деятельность филиалов иностранных банков, как и любых банков, подлежит лицензированию НБУ, причем последний уполномочен не только отозвать лицензию, но и инициировать ликвидацию филиала.
Таким образом, как объясняет Ю.Яшенкова, с одной стороны государство в лице НБУ имеет право инициировать ликвидацию филиала иностранного банка, а с другой – ограничивает возмещение физлицам их денежных вкладов. Конституционность такой позиции законодателя в новом Законе является, безусловно, спорной, принимая во внимание тот факт, что формирование средств Фонда осуществляется главным образом за счет взносов самих участников Фонда. При этом привлечение ресурсов госбюджета для выплаты возмещений по вкладам осуществляется лишь в случае уменьшения соответствующих собственных целевых средств Фонда на 70% и более.
Вместе с тем, новый Закон содержит и другие новеллы относительно вкладов, по которым возмещение не осуществляется. К примеру, действующее законодательство устанавливает, что не подлежат возмещению вклады не только членов набсовета, директоров и ревизионной комиссии банка, собственников существенной доли и аудиторов, но и третьих лиц, действующих от их имени. В новой же редакции никаких ограничений относительно возмещения вкладов таких третьих лиц не содержится. Более того, новый Закон распространит ограничения о возмещении вкладов не только на аудиторов, но и юридических советников, а также субъектов оценочной деятельности, услуги которых имели непосредственной влияние на возникновение неплатежеспособности, если с момента прекращения предоставления услуг прошло менее одного года, отмечает юрист.