«Свободный Интернет» засудят? Оглашения приговора ждет вся интернет-общественность
Суд над шведским сайтом The Pirate Bay может решить судьбу всего Интернета — столкновение новых технологий и коммерческих интересов впервые получило столь глобальную огласку.
В Стокгольме 17 апреля будет зачитан окончательный приговор в процессе над крупнейшим торрент-порталом The Pirate Bay (с англ. — «пиратская бухта»), через который можно бесплатно скачивать колоссальное количество фильмов и музыки. Развязки уже месяц ждут как защитники свободного обмена информацией, так и обвинители в лице крупнейших медиакорпораций. Однако уже сегодня можно говорить о том, что независимо от вердикта это дело изменит интернет-пространство до неузнаваемости. И станет примером для всех подобных разбирательств в будущем.
Ты — мне, я — тебе
Еще каких-то десять лет назад мы прекрасно обходились без прогулок по электронному справочнику Wikipedia, не листали страницы в Google, видеоархиве Youtube и фотоальбомах Flickr. Сегодня необходимость данных сервисов в нынешнем медиаобществе даже не обсуждается — как же без них! Аналогичной «нормой жизни» для трети всех пользователей Всемирной сети стала и технология BitTorrent. С ее помощью без особого труда можно скачивать на свой компьютер гигабайты различной информации (книги, фильмы, видеоклипы, игры, музыку, ТВ-шоу и пр.).
Для этого существуют файлообменные сайты, на которых, как в библиотеке, собраны списки файлов для скачивания и их короткое описание, статистика новых поступлений, рейтинги популярности и пр. Остается только установить специальную программу, зарегистрироваться на сайте, выбрать интересующий фильм или игру — и начать скачивать. Бесплатно. Нужная информация, хранящаяся на жестких дисках сотен других пользователей, польется на ваш компьютер со скоростью ветра. В этом процессе есть лишь одно негласное правило — принято меняться. То есть, закачивая какую-то информацию, необходимо и раздавать что-то из своих медиазапасов. Таким образом, в интернете создается непрерывный файлообмен, похожий на гигантскую паутину.
Естественно, такие действия любителей свободного распространения фильмов, музыки, игр не могли не затронуть интересы медиамагнатов-правообладателей. В итоге в 2001 г. через суд была закрыта одна из первых файлообменных сетей — Napster, через год та же участь постигла Audiogalaxy, а еще спустя пару лет разобрались с KaZaA и Grokster. Но примерно с той же скоростью, с которой правообладатели закрывали старые «файлообменники», в интернете возникали новые.
Швеция в этом плане — интересный пример новой медиакультуры. Согласно прошлогоднему исследованию государственного бюро статистики Statistics Sweden, 12% всего населения страны регулярно обменивается музыкой и фильмами по Сети, а легально существующая Пиратская партия пользуется большим уважением, превышает по численности социалистов и «зеленых» и даже готовится к выборам в Европарламент.
То, что очередная порция гнева обрушилась на созданный пять лет назад сайт The Pirate Bay, а не какой-либо другой, вполне закономерно. Ведь авторы этого шведского ресурса весьма жестко критикуют права на интеллектуальную собственность, считая, что владеть правом на распространение информации — дремучий анахронизм и пережиток прошлого, когда информация была неразрывно связана с бумагой или холстом.
Ныне же подобные ограничения, по их мнению, оказывают пагубное влияние на культуру, которая во многом базируется на самоцитировании. В качестве примера такой нелогичности приводятся права на воспроизведение 250 песен The Beatles, которые в 1985 г. купил Майкл Джексон. В этом случае вышла нелепая ситуация, когда участники группы обязаны платить постороннему человеку за исполнение собственных песен.
Сторонники файлообмена утверждают, что за последнее десятилетие медиамагнаты привыкли получать сверхприбыли буквально из ничего, проталкивая выгодные для себя законы. По истечении определенного времени старые работы должны переходить в общественное достояние, однако этого не происходит — медиакорпорации постоянно отодвигают время этого перехода. К примеру, в 1998 г. в США был принят пролоббированный корпорацией Disney закон Copyright Term Extension Act, более известный как «Закон о Микки Маусе», согласно которому сроки действия права на интеллектуальную собственность увеличились еще на 20 лет.
Говоря проще, права на любое упоминание придуманного почти сто лет назад мультперсонажа, который уже давно стал элементом американской истории и культуры, до сих пор принадлежат корпорации Disney. Не говоря уже об откровенной глупости вроде регистрации прав на смайлик или попыток запатентовать фразу «вы уволены».
В свою очередь защитники копирайта в лице Международной федерации фонографической индустрии (представляющей интересы Sony BMG, Universal Music, Playground Music Scandinavia, Bonnier, EMI, Warner Bros. Music), а также адвокатской конторы MAQS Law Firm Advokatbyra (Warner Bros. Entertainment, MGM, Columbia Pictures, 20th Century Fox, Blizzard, Sierra, Activision) и Антипиратского бюро Швеции (Yellow Bird Films, Nordisk Film, Henrik Danstrup) настаивают на главном — благодаря активности сайта The Pirate Bay правообладатели, по своим скромным подсчетам, лишились порядка $13 млн от недопродажи дисков с музыкой, фильмами и играми. Соответственно, ущерб следует возместить, а виновных — наказать.
«Интернет нужно закрыть»…
Судебное разбирательство, начавшееся в Стокгольме 16 февраля 2009 г., закрутилось покруче любого сериала. И благодаря некоторым своим нестандартным «ноу-хау» получило широкий резонанс.
Во-первых, одной из неожиданностей процесса стал технологический конфуз представителей медиаиндустрии уже на второй день суда. После обсуждения принципа работы подобных онлайн-ресурсов (в частности, того, что на подобных сайтах выкладываются лишь короткие описания файлов, а сами файлы, часть из которых действительно нарушает права на интеллектуальную собственность корпораций, находятся на компьютерах пользователей) обвинители вынуждены были отказаться от половины своих претензий. А это — 4 тыс. страниц, кропотливо собранных в течение трех лет! В итоге пришлось поменять обвинительное определение «распространение защищенных копирайтом материалов» на «непротивление распространению защищенных копирайтом материалов», что совсем не одно и то же.
Во-вторых, авторы The Pirate Bay запустили мощнейшую информационную онлайн-кампанию, что дало повод СМИ всего мира заговорить о создании отдельной субкультуры, вокруг которой сплотилось сообщество интернет-активистов и сторонники свободного общества и развития перспективной технологии. В частности, для упрощенного поиска в Сети был запущен новый термин spectrial — «суд-спектакль» (комбинация английских слов trial и spectacle), ставший брендом. Плюс мобилизированы современные технологии передачи информации, в результате чего все подробности заседаний распространялись в интернете в реальном времени в аудио- и видеоформатах, причем тексты оперативно переводились на 15 языков.
Наконец, главной фишкой суда стала возросшая популярность технологии BitTorrent и самой «Пиратской бухты». Так, во время одного из заседаний представитель защиты так занимательно рассказывал о развитии файлшеринга, что когда судья предложил сделать перерыв, его никто не поддержал — все хотели продолжения.
Так что в течение двух часов телефонного общения все слушали про битторрент, обычную технологию в плане передачи файлов, которую используют даже такие крупные корпорации, как Intel и Blizzard. Кроме этого, популярность сайта ThePiratebay.org выросла настолько, что вскоре он с трудом справлялся с нагрузкой. Как оказалось, известие о суде над трекером зацепило многих, а некоторых вообще познакомило с миром файлообменных сетей. В итоге посещаемость The Pirate Bay увеличилась вдвое — до 25 млн визитов в месяц.
Технология против кошелька
Примечательно, что суд над The Pirate Bay проходит на фоне всемирной тенденции к ужесточению копирайт-законодательства. В той же Швеции с 1 апреля 2009 г. вступил в действие новый закон, основанный на директиве Европарламента по усилению прав на интеллектуальную собственность (IPRED, Intellectual Property Rights Enforcement Directive). В паре с принятым в прошлом году законом о радиотехнической службе обороны FRA (Forsvarets radioanstalt) он фактически развязывает руки медийным ассоциациям в преследовании любителей файлообменных сетей, позволяет мониторить трафик без санкций суда и обязывает провайдеров вести учет действий пользователей. Не говоря уже о том, что новоизбранный президент США Барак Обама выступает за скорейшее подписание между США и ЕС нового торгового соглашения ACTA (Anti-Counterfeiting Trade Agreement), что даст корпорациям еще больше козырей в руки.
Очевидно, что The Pirate Bay — первое серьезное препятствие для сторонников ужесточения копирайтов. Однако иск медиамагнатов против крупнейшего трекера ThePiratebay.org — не просто борьба с пиратством, как может показаться на первый взгляд. Это борьба со всей технологией передачи данных BitTorrent, попытка объявить ее незаконной. Хотя, по сути, это примерно то же, что и запрет на производство проволоки, мотивируемый тем, что из нее можно сделать отмычку. В конце концов, никто ведь не собирается закрывать Google, при помощи которого можно найти не меньше, а часто — еще больше ссылок на контрафактную информацию.
Оглашения приговора ждет вся интернет-общественность. Если победу в этом резонансном деле одержат медиакорпорации, о цифровых правах пользователей вроде права анонимности или свободы выражения взглядов можно будет забыть. Если же суд признает The Pirate Bay невиновным, а претензии к ресурсу безосновательными, Швеция, скорее всего, столкнется с экономическими санкциями и еще более усиленным давлением со стороны правообладателей. Но уж совершенно точно можно сказать, что точку в этом деле ставить рано — независимо от решения суда обе стороны уже готовы оспаривать его в высшей инстанции. Пока ясно лишь одно — интернет изменится после этого процесса. Но в лучшую ли сторону?
Павел Голубовский, Власть денег
Tweet