Как долго осталось ждать завершения антитеррористической операции На Донбассе
Буквально на следующий день после президентских выборов произошел первый масштабный бой в городской черте Донецка. Поводом стал захват террористами аэропорта. Удары с воздуха, подкрепленные, согласно ряду источников, действиями армейского спецназа, привели к уничтожению нескольких десятков мятежников; правительственные силы потерь не понесли.
Патриотическая общественность восприняла такой результат с энтузиазмом и заговорила о том, что быстро завершить антитеррористическую операцию (АТО) все-таки возможно
Боевики на крыше терминала в аэропорту Донецка
Есть ли основания для таких настроений? В конце концов, АТО официально идет аж с 14 апреля, и в первые дни руководство страны тоже рапортовало об успехах. Сегодняшний оптимизм части общества можно объяснить облегчением от того, что выборы все же состоялись, да еще и завершились в первом туре. Это требует некой оптимистической «подпитки». К тому же конспирологи разных мастей пытаются подвести под этот оптимизм «рациональную» базу.
Одни, например, уверяют, что до сих пор АТО шла ни шатко ни валко именно ради победы Петра Порошенко, который «обо всем договорился» то ли с командованием АТО, то ли с Ринатом Ахметовым, то ли вообще с Кремлем. Другие, наоборот, продолжают обвинять в торможении АТО Юлию Тимошенко, которая, мол, хотела сорвать выборы, раз не могла их выиграть. Обе стороны, однако, уверены, что вот теперь-то дело наладится.
Бывший беркутовец теперь в рядах террористов
На самом деле президента в стране до инаугурации нет, так что формально прошедшие выборы на ход АТО пока что никак не влияют. Совершенно невозможно и быстро прекратить боевые действия с помощью каких-нибудь неформальных договренностей. В неуправляемости «народных республик» Донбасса на собственном опыте убедился Ринат Ахметов, недавнее могущество которого в регионе буквально ушло в гудок. А действия (и биографии) таких персонажей, как «главнокомандующий» террористов Игорь Гиркин, он же Стрелков, вселяют уверенность, что управлять происходящим на Донбассе не очень-то может и официальный Кремль.
При этом Кремль остается активной стороной конфликта, и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уже посулил Петру Порошенко, что если Киев попытается до инаугурации «подавить сопротивление» Донбасса, то «гостеприимного приема» в этом регионе новый украинский президент не дождется. Лавров предусмотрительно не стал утверждать, будто «гостеприимный прием» возможен при прекращении огня правительственными силами. Тем не менее, Москва требует от Киева уступок «народным республикам».
Кадыровцы едут на подмогу боевикам
Понятно, что это – игра с высокими ставками, которые можно понижать в ходе торгов. В эти большие торги входит многое, от цены на газ до геополитического выбора Украины и даже, пусть опосредовано, содержания украинских учебников истории через несколько лет.
Исходя из заявлений российских официальных лиц, там хотели бы решать судьбу конфликта в трехстронних переговорах между сепаратистами, Киевом и Москвой. В крайнем случае, вероятно, россияне готовы «допустить» к процессу и Евросоюз, и даже США. Такой подход может превратить Донбасс в некий аналог Приднестровья, по поводу которого подобные переговоры (кстати, с участием Украины) ведутся уже много лет – и с неизменно нулевым результатом.
Террористы передвигаются по Донецку на синих Камазах
Правда, Приднестровье «ушло» от Молдовы благодаря прямому вмешательству расквартированной там российской армии, чья огневая мощь превосходила таковую молдовских войск и приднестровских «ополченцев» вместе взятых. А отложенным результатом этого ухода стало сближение Молдовы с ЕС. Если в Кремле учитывают этот опыт, там должны быть заинтересованы в том, чтобы Донбасс оставался формально в составе Украины, но постоянно работал «гирей на ногах», не позволяющей двигаться на Запад.
Короче говоря, Россия заинтересована не в ликвидации, а в консервации конфликта. Возможно, этот сценарий мог бы спутать некий добровольный отказ Украины от Донбасса, но он несет очевидный риск расползания терроризма, да и непонятно, как его оформить процедурно, и какая власть пойдет на это политически. Так что без продолжения АТО не обойтись. Но быстрое силовое решение не кажется реальным: одно дело – очистить аэропорт, другое – «зачищать» города. В последнем случае огромных жертв не избежать.
Последствия авиаудара по машине перевозившей боевиков
При этом длительная АТО грозит разрастанием «антивоенных движений», вроде недавних выступлений в Житомире матерей бойцов 95-й аэромобильной бригады, и дезертирством военнослужащих, о фактах чего также собщают из разных регионов. Не секрет, что без резкого улучшения как материально-технического, так и финансового, и организационного обеспечения АТО, спасти ситуацию нельзя.
С другой стороны, властям нужно будет в краткие сроки поставить под контроль и ввести в легальное русло разнобразные добровольческие проукраинские формирования. А те, увы, часто не доверяют властям… В идеале, обе эти проблемы решаются так: воевать за государство должны те, кто готов и хочет это делать, и только под контроем государства; само оно, со своей стороны, обязано обеспечить все небходимое, включая компетентное командование.
Доктор фотографирует тела погибших боевиков загруженных в грузовик
Но еще более важной будет информационная и агентурная работа. Как с остатками «старых» донбасских элит, так и с «новыми» лицами, которых выносит на поверхность пенистый вал сепаратизма. Сказать об этом неизмеримо легче, чем сделать, но делать нужно.
Возможно, правильное сочетание «жестких» и «мягких» методов поможет притушить пламя мятежа к концу лета. Тем временем должна вестись подготовка новой Конституции и парламентских выборов. Участие Донбасса в таких выборах уже в текущем году и станет доказательством победы – а значит, жизнеспособности Украины. Альтернатива – либо многолетний тлеющий конфликт, либо конституционная реформа при активном участии России, которая, скорее всего, приведет к такой схеме «федерализации» (как ее ни называй), что государство останется в полупарализованном состоянии. А значит, все равно не сможет поддерживать мир в своих границах.
Автор: Александр Михельсон, Фокус
Tweet