Взрывоопасен их союз…
Эта история началась в далеком 1992 году, и является неотделимой частью истории Крыма-бандитского. Пусть читателя не удивляет соседство (и сотрудничество) в ней личностей, с первого взгляда, несовместимых. Наши «герои» – члены бандитских группировок, мошенники всеукраинского масштаба, госчиновники, как ныне действующие, так и покинувшие полуостров. В обществе криминалитета – известные крымские политики, разоблачающие сегодня с трибун всех и вся. Разоблачим и мы их.В парламенте Крыма сложилась настолько причудливая конфигурация, что диву дались видавшие всякое политологи. Еще бы: депутат-«регионал» Василий Киселев создает политический союз с премьер-министром автономии Анатолием Бурдюговым. Объединившись в одной фракции.
Часть первая. Криминально – межнациональная
Еще в середине декабря 1992 года дружественная Крыму Россия безвозмездно выделила Совмину автономии (имеющей тогда собственного президента и некоторую самостоятельность) 310 миллионов рублей на программу возвращения крымских татар на историческую родину. Премьер-министр АРК Анатолий Франчук своим распоряжением разрешил Комитету по делам депортированных народов этими финансами распоряжаться: согласно подписанного договора, средства должны были пойти на приобретение строительных машин, механизмов и стройматериалов.
Сумма эта потихоньку перекачивалась, вплоть до 1994 года, на счета ныне печально знаменитого «Имдат-банка» . И к моменту проверки деятельности банка практически канула в лету. Произошло это при непосредственном участии (имевшегося при президенте Крыма Ю.Мешкове) Высшем экономическом совете, который возглавлял Карпов Владимир Дмитриевич.
Это потом он организует корпорацию «Елена», сумевшую обмануть доверчивых вкладчиков на такие суммы, что многие попросту покончили жизнь самоубийством, а некоторые выжившие стали бомжами. Именно г-н Карпов передал полученные миллионы в «Имдат-банк», банк одноименной этнической – крымско-татарской – организованной преступной группировки. Почему именно этой? Ответ на этот вопрос, подтвержденный документально, появился лишь в 1994 году.
Дело в том, что «высшего экономического советника» связывала крепкая дружба с главой преступной группировки «имени себя» Олегом Дзюбой (ныне покойного) . Тот, в свою очередь, в период войны с ОПГ «Сейлем» и «Башмаками», крепко сдружился с имдатовской группировкой, поскольку использовал их боевиков, когда своих «отморозков» для ведения боевых действий уже не хватало. Кстати, они же, имдатовцы, охраняли Олега Дзюбу и после покушения на него в январе 1995 года. Так кого же поддерживать материально, как не своих, дружественных и бандиту Дзюбе, и советнику Карпову крымско-татарских бандитов?
Утечку средств со счетов банка проследить несложно, как и подтвердить связи, экономические и дружеские, вышеупомянутых граждан. Например, в марте 1994 года г-н Карпов, совместно с женой Дзюбы Ольгой и Владимиром Гончаренко (о нем мы расскажем позже), регистрируют АОЗТ «Крымское содружество», директором которого стал некий Рустем Османов. В июле того же года появляется на свет предприятие «Сведис», которое учредил опять-таки Дзюба вместе с одним из ныне здравствующих представителей группировки «Башмаков» Яковом Вайсманом. А вот господин Гончаренко вместе с «верными сейлемцами» Васютой и Масловым тут же организовали предприятие «Чаир». Все они, в той или иной степени, способствовали «рассасыванию» денег со счетов «Имдат-банка».
Часть вторая. Криминально – финансовая
При проверке работы «Имдат-банка» было установлено, что «критическая ситуация с корреспондентским счетом и… неплатежеспособностью банка возникла вследствие того, что… были приняты решения о выдаче ряда убыточных кредитов без анализа их возвратности и обеспеченности». Общая величина безвозвратно утраченных денежных средств составляет 178,703 млрд. карбованцев.
В списках фирм, получивших основную массу невозвращенных кредитов, фигурирует уже знакомая нам фирма «Сведис», получившая 4,6 млрд. крб. без залога и без предоставления в банк баланса хозяйственной деятельности. Причем эти кредиты выдавались под гарантию страховых компаний, среди которых фигурирует «Континент», учрежденный «Крымским содружеством» в лице Карпова и жены Дзюбы. Получается, что господин Карпов и жена Дзюбы якобы гарантировали возврат кредита фирмой «Сведис», которой, фактически, владел Олег Дзюба. Кто, как не они – вместе с получателями кредитов – похищенные деньги и раздербанили?
Часть третья. Криминально – политическая
Казалось бы, какое нам дело до господина Карпова и его криминальных связей, если ныне он в бегах и розыске по обвинению в мошенничестве и в хищении денег государства и акционеров? Да, Карпов исчез. Но компаньоны его остались – помимо соучредителей-бандитов, имел Владимир Дмитриевич и других соучредителей. К примеру, известного ныне «борца с коррупцией» депутата Василия Киселева. Однажды В.Киселев был даже избран лидером депутатской антикриминальной коалиции!
Но этот крымский борец с коррупцией почему-то никому не сообщил, что вместе с мошенником Карповым в свое время учредил ряд фирм: ОАО «Кров-Елена», ЗАО «Крым Бельгия» и прочие. В которых «семейное» предприятие Киселева «Коллективное сельскохозяйственное предприятие агрофирма-колхоз «Дружба народов» представила его жена Мария Васильевна. Невозможно поверить, что бизнес-партнер г-н Карпов не допустил к банковской «кормушке» своего товарища, «пламенного борца» с коррупцией, никогда не забывающего о собственном кармане. И в то время, когда семейная «Дружба народов», у народа же и отобранная, во всю функционирует на «киселевский» карман, депутат-борец с преступностью отмечает, что «идет массовое расхищение крымской собственности, должностные лица в органах власти… активно участвуют в деятельности коммерческих структур…». Уж не себя ли имел в виду Василий Алексеевич, не свою ли «Дружбу народов», бывшую раньше государственной собственностью?
А в это время семейное предприятие «Дружба народов» (формально – в лице Марии Васильевны Киселевой, а реально – в лице депутата Киселева) покупает Красногвардейский элеватор – далеко не убыточное предприятие. Спустя некоторое время собственником этого предприятия, конечно же, на паях с «Дружбой народов», становится крымский лидер «Нашей Украины» Владимир Шкляр. Удивительное дело: главный крымский сторонник Виктора Януковича, презрев этику и партийную дисциплину, материально «сдружился» с политическим недругом? Возможно, для «борца с коррупцией» плохо пахнут лишь чужие деньги; свои же карман не тянут.
Часть четвертая. Энтомологическая
Взаимоотношения Василия Киселева и нынешнего крымского премьера Анатолия Бурдюгова напоминают «общение» пауков в одной банке. «Война» между ними зиждется на взаимной неприязни, почва для которой – незабытые распри еще середины 90-х. Будучи уже спикером ВС Крыма (1996-й год), Василий Алексеевич активно «стучал» на Бурдюгова в Киев. Не без оснований докладывая президенту Л.Кучме, что, мол, Крымское управление Нацбанка Украины незаконно выдало валютные кредиты на сумму более 4 миллионов гривен. И освободило от ответственности предприятия, имеющие финансовые нарушения, на один миллион гривен. Для Крыма и эти миллионы – значительная сумма. На одной из сессий ВС Крыма спикер даже заявил, что его, мол, «готовы скушать».
Бурдюгов предпринял ответный ход: предложил от имени оппозиции поставить на сессии вопрос об отставке самого Киселева. Депутаты, однако, Киселева «есть» не стали, проголосовав «против». Это – лишь один пример противостояния между Киселевым и Бурдюговым.
Символично: сегодня г-н Бурдюгов в крымском парламенте входит во фракцию под названием… «Созидание». Что же «насозидают» вошедшие в одну фракцию Бурдюгов вместе с Киселевым, даже предположить невозможно.
Этот «творческий союз» поистине – взрывоопасен.
Екатерина Комисарова, Крым, специально для «УК»