Что нужно сделать, чтобы вам отремонтировали подъезд
По закону, ремонт помещений общего пользования должен проводиться не реже, чем раз в пять лет. Должен – а вот проводится ли? Деньги на плановый косметический ремонт ЖЭК собирает с жильцов ежемесячно, они включены в коммунальный платеж. Если ремонт вам не делают дольше, вы имеете право потребовать его проведения или пересчета коммунальных платежей. Отказ – это ненадлежащее предоставление оплаченных услуг.
Но – внимание! – у вас обязательно должен быть договор об оказании услуг по содержанию домов и придомовых территорий, заключенный между потребителем и исполнителем — предприятием жилищно-коммунального сервиса – ЖКС (бывшие ЖЭКи). В договоре перечисляются обязанности ЖКС и периодичность их выполнения.
Итак, вот вам план действий:
1. Вызвать представителя ЖКС для составления акта-претензии
Для этого нужно написать заявление в ЖКС с требованием направить своего представителя, в котором нужно указать срок, в течение которого должен прибыть представитель коммунальной службы. Этот срок установлен в разделе договора «Порядок разрешения споров» и составляет 2 рабочих дня с момента получения заявления о вызове представителя ЖКС. И адрес, по которому он должен прибыть. Заявление пишется в двух экземплярах и либо относится кем-то из жильцов самостоятельно, но тогда надо обязательно получить номер регистрации входящего документа, записать его на втором экземпляре (который останется у жильцов), вместе с датой подачи и подписью принимающего лица.
2. Составьте и подпишите акт
В назначенный день составить с представителем ЖКС акт-претензию
Если вам отказали или представитель не пришел, или не стал подписывать составленный акт, ничего страшного – достаточно того, что вместе с вами его подпишут еще два жильца вашего дома.
3. Требуйте исполнения обязательств
После этого вы должны отнести акт-претензию в ЖКС, вместе с копией заявления о вызове представителя (на котором стоит отметка о его приеме или приложить уведомление о вручении). Теперь уже можно требовать у ЖКС исполнения обязательств (проведения ремонта). Как правило, вам аргументировано (и рады бы, да денег нет) откажут. Тогда вы можете требовать перерасчета платы за не предоставленные или некачественно предоставленные услуги – т.е. вам обязаны снизить тарифы на коммунальные услуги. Для чего тоже пишется заявление.
4. Обращайтесь в суд
Следующим этапом идет исковое заявление в суд. Прежде всего, поставьте в известность представителя ЖКС о том, что вы собираетесь судиться. Есть вероятность, что уже на этой стадии ЖКС дрогнет и согласится на ваши требования. В любом случае, к суду надо подготовиться. Лучше, если иск будет коллективным! Побольше свидетелей из числа жильцов, фотографии, любые документальные свидетельства – вы должны предоставить как можно больше сведений, доказывающих ненадлежащее исполнение обязанностей ЖКС.
5. Привлекайте всех, кого можете
Не лишним будет отправить копию отказа с заявлением о рассмотрении в вышестоящие органы – районную или городскую администрацию. Алгоритм тот же: приносим, визируем, получаем пометку на копии; или заказное письмо с описанием вложений (отказ, новое обращение) с уведомлением. Можно написать обращение к депутату от своего района – известны случаи, когда это помогало, особенно в период подготовки к выборам. Киевлянам советуем позвонить на горячую линию городской администрации по номеру 15-51, там часто помогают в решении подобных вопросов с ЖКС.
6. Ремонтируйте сами
Возможен и такой вариант, когда жильцы, получив отказ в ответ на акт-претензию, производят ремонт в подъезде за свой счет, скинувшись всем миром и сохраняя абсолютно все заверенные сметы работ, чеки, даже самые мелкие. Прилагают эти документы к исковому заявлению, обращаются в суд и уже гарантировано отсуживают компенсацию у ЖКС. Единственное, что может помешать такому развитию событий – отсутствие средств, если, к примеру, в вашем подъезде живут преимущественно пенсионеры или безработные. Если жильцы могут приобрести хотя бы материалы для ремонта, то ЖСК обязано предоставить рабочую силу для его проведения. А стоимость материалов возвращается тоже через суд.
В общем, привлекать надо всех, кого только можно. Успехов!
Всегда и все заявления, обращения, жалобы оформляйте письменно в двух экземплярах! Если у вас по каким-то выдуманным причинам отказываются принимать заявление или ставить на нем отметку о получении – отправляйте по почте заказным письмом с описанием вложений и уведомлением о вручении адресату. Письменное обращение очень сильно повышает ваши шансы на положительное решение. Ну и законодательство четко регламентирует сроки ответа – согласно ст.20 Закона Украины «Об обращениях граждан» вам обязаны в срок, не превышающий одного месяца, дать письменный ответ на ваше обращение. В случае отсутствия ответа в указанный срок вы можете обжаловать этот факт в вышестоящую структуру или в суд.
Это правило действует во всех ситуациях общения с официальными органами! – советует юрист Владимир Мисечко, управляющий партнер юридической компании «Мисечко и партнеры».
Законодательная база: распоряжение Киевской горгосадминистрации от 9 марта 2011 года № 307 «Об упорядочении предоставления услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в г. Киеве», приказ Госжилкоммунхоза от 17 мая 2005 года № 76 «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий», а также приказ Госжилкомунхоза от 10 августа 2004 года № 150 «Примерный перечень услуг содержания домов и зданий и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов и зданий». Постановление Кабинета Министров Украины от 20 мая 2009 года №529
Автор: Александра Кошурникова, From-UA
Tweet