Втираясь в доверие, «черные риелторы» забирали чужие квартиры
Шосткинский горрайсуд закончил рассмотрение уголовного дела в отношении двух жителей Шостки, занимавшихся мошенническим завладением недвижимостью. Злоумышленники, один из которых – бывший работник милиции, создали устойчивую преступную группу, действовавшую на протяжении нескольких лет. За это время ими было отчуждено и перепродано не менее семи квартир.
Один из организаторов преступного бизнеса, 45-летний Ч., раньше занимался операциями с недвижимостью. Еще в самом начале своей карьеры он проворачивал подобные аферы – в 2002 г. под видом обмена завладел квартирой одной из жительниц Шостки. Потом Ч. познакомился с бывшим сотрудником Шосткинского отдела милиции М. и предложил тому "сотрудничество". Решающим здесь оказалось то, что у М. имелись связи в органах, занимающихся регистрацией и учетом квартировладельцев, – а это могло пригодиться. Однако в дальнейшем М. перебрал на себя функции главаря, потеснив подельника, и сам стал планировать аферы и распределять прибыль. Для успешного проворачивания мошеннических сделок с недвижимостью необходимы подставные лица, поэтому в преступную группу пришлось привлечь еще двух человек – неких З. и К. Эти двое, правда, серьезно увлекались спиртным, но для тех функций, что им были отведены, данное обстоятельство оказалось даже кстати.
Злоумышленники искали жертв среди одиноких, злоупотребляющих алкоголем людей, мало разбирающихся в тонкостях оформления сделок купли-продажи. Чтобы сделать клиентов сговорчивее, их надо расположить к себе, лучше всего споить.
И здесь как нельзя лучше пригодились алкогольно натренированные подельники. Поначалу тем такой расклад даже нравился. Но со временем эти "издержки производства" вышли им боком – оба скончались от перепоя еще до приговора.
Итак, мошенники заручались доверием жертв с помощью дармовой выпивки и угощений. Затем начинали психологическую обработку, советуя им разменять или продать квартиры и обещая переселение в более комфортные условия, да еще с хорошей доплатой. Хозяева жилищ, чаще безденежные и безработные, охотно соглашались на такие заманчивые предложения, и даже выписывали проходимцам доверенность на распоряжение своей недвижимостью. А в результате оказывались на улице без жилья и гроша в кармане. Злоумышленники быстро производили отчуждение жилья. Делали в квартирах косметический ремонт и сразу их продавали, чтобы замести следы. Потерпевшие, слабо разбиравшиеся в законодательстве, не догадывались обжаловать эти сделки в суде и попытаться вернуть свои квартиры. А если и пытались высказать какие-то претензии, злоумышленники везде говорили, что они свои квартира просто пропили.
Интересно, что главарь сам старался никаких официальных бумаг не подписывать. И всю "грязную" работу сваливал на плечи подельников. Не марая рук и оставаясь формально чистым перед законом, он лишь руководил преступным бизнесом и делил доходы. Аферисты действовали достаточно беспринципно. Дальнейшая судьба людей, которых они превращали в бомжей, их абсолютно не интересовала. Однажды они без зазрения совести выпроводили на улицу даже мать с ребенком. Следствием доказано, что шайка за три года незаконно завладела как минимум семью квартирами в Шостке. Отчаявшиеся люди начали обивать пороги правоохранительных органов, что и послужило основанием для возбуждения уголовного дела. Суд вынес приговор – по четыре года лишения свободы, с конфискацией имущества.
По материалам замначальника отдела прокуратуры области Анатолия Гриценко