Во многих белорусских семьях до сих пор активно практикуют телесные наказания детей
Побои, порка, подчинение, угрозы — домостроевские принципы воспитания и сегодня процветают за дверями отдельно взятых внешне благопристойных домов
Как пишет «СБ Беларусь Сегодня» истязание родителями детей во всем мире носит латентный характер. Беларусь не исключение. У женщин и стариков, спасающихся от произвола домашнего тирана, есть хотя бы возможность обратиться в милицию, кризисные центры. А куда бежать ребенку?
Фото: delphi.lv
— Эти цифры могли бы быть гораздо более внушительными, если бы не только педагоги и врачи сообщали о наличии синяков и кровоподтеков на теле ребенка, но и общественность не прятала голову в песок, молча наблюдая за произволом иных родителей. У нас почему-то не принято вмешиваться, если соседи кричат на своего плачущего ребенка, если отец на глазах у всех в магазине «награждает» сильными шлепками малыша и грозит разобраться с ним, когда они вернутся домой. Но задумайтесь: если мать и отец так ведут себя в общественных местах, не стесняясь посторонних людей, что они позволяют себе за закрытыми дверями?
Подчинение, унижение слабого, беззащитного — всего этого, увы, в наших семьях в избытке, говорит психолог Екатерина Баринова:
— Многие родители до сих пор самым действенным методом воспитания детей считают наказание ремнем, как вариант — поставить коленями на гречку или горох, отвесить пощечину. При этом искренне недоумевают, когда пытаешься указать им на абсурдность подобного подхода: «А что такого?! Нас пороли — и мы будем пороть!..»
Еще меньше отцы и матери задумываются над тем, почему разумному диалогу, живому общению со своим ребенком они предпочитают метод кулака и ремня. А происходит это из-за полнейшей моральной и нравственной деградации взрослых, когда собственное бессилие в профессиональной, личностной, интимной сфере они начинают вымещать на тех, кто не в состоянии им адекватно ответить.
— Известны случаи, когда порка вызывала у детей нервные заболевания, — продолжает Екатерина Баринова. — Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что ребенок теряет веру в себя и уважение к родителям. Он чувствует себя униженным, а это в свою очередь порождает трусость и озлобленность. Подавляющее большинство неблагополучных подростков — жертвы домашней тирании. Практику телесных наказаний они потом переносят уже в свои семьи — типичный замкнутый круг.
Свой отпечаток ремень и розги, вдоволь погулявшие по телу ребенка в детстве, оставляют и в его взрослой сексуальной жизни. Психолог приводит в качестве примера показательную историю своего пациента. 25-летний привлекательный парень жаловался, что у него ничего не получается с девушками. В буквальном смысле. При этом импотентом Андрей (назовем его так) не был, но сексуальное возбуждение испытывал только в том случае, если ему причиняли боль. Со временем он стал часто посещать сайты тематики БДСМ, завел специальную страничку в соцсетях, начал приглашать женщин бальзаковского возраста… выпороть его розгами.
— Как выяснилось, перекос в психике Андрея произошел из-за методов воспитания сына, которых придерживалась его мать, — объясняет психолог. — Она безжалостно наказывала мальчишку ремнем с раннего детства, а потом, когда он плакал от боли, кидалась его жалеть, дарить игрушки. Порочная практика продолжилась и в период полового созревания парня. Побои, пощечины, оскорбления, а затем — в подарок компьютер, мобильный телефон, путевка на море или просто возросшая сумма карманных денег. Постепенно в сознании Андрея сформировалось убеждение, что боль и удовольствие немыслимы друг без друга.
Сегодня в Швеции, Германии, Ирландии, Польше, Латвии, Молдове, Украине и многих других странах на законодательном уровне запрещены любые физические наказания несовершеннолетних, в том числе шлепки и пощечины, не говоря уже о порке или иных издевательствах.
Почему же домостроевские методы воспитания оказались настолько живучими в современной Беларуси? Директор по международным связям и развитию МОО «Понимание», член Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Андрей Маханько уверен, что проблема — в шаблонности мышления многих родителей и беспросветной средневековой мгле в их головах:
— Чтобы переломить ситуацию в укоренившемся в сознании отцов и матерей постулате «Нас пороли — и мы будем пороть!», нужно действовать в трех направлениях. Первое. Родителям (в том числе будущим) следует изучить книги о воспитании детей под авторством Льва Выготского, Юлии Гиппенрейтер. После базовой теоретической самоподготовки не помешают родительские курсы, которые запускает с нового года в Минске, а затем и в других городах МОО «Понимание» вместе с Международным центром детства. Второе. Надо строго соблюдать законы, касающиеся защиты прав граждан. И третье, но не менее важное направление — просвещение. Учебные программы школ, вузов и ссузов должны содержать разделы о правах человека и ребенка, о правилах обеспечения безопасности и неприкосновенности детей и быть обязательными для изучения.
Когда нам говорят о высокоразвитой системе защиты детей от родительской тирании в Западной Европе, обычно приводят в качестве примера такой факт: за границей ребенок в 14 лет может обратиться в полицию с самостоятельным заявлением об истязании или насилии со стороны отца либо матери. И мало кто знает, что точно такой же закон есть и у нас.
— Подобное заявление обязательно к приему и рассмотрению всеми органами власти, государственного управления, а также юридическими лицами любой формы собственности, — обращает внимание Андрей Маханько. — Ребенок с 14-летнего возраста самостоятельно может обратиться с просьбой о размещении в детском социальном приюте, если чувствует угрозу своей жизни или здоровью, считает, что его права не защищены, а законные интересы в семье не удовлетворены.
На страже интересов несовершеннолетних граждан в нашей стране стоят Закон «О правах ребенка» и Декрет Президента № 18. Эти документы действительно работают. Но далеко не все дети знают о своих правах и механизмах их защиты. Кроме того, сейчас МОО «Понимание» намерено возобновить работу бесплатной круглосуточной общенациональной детской линии. После ее перезапуска дети снова получат дополнительную возможность сообщать о нарушении своих прав.
— Сообщить о преступлении против ребенка — это не «стучать»! И не «вмешиваться в дела семейные»! — говорит Андрей Маханько. — Если за стеной надрываются дети, каждый должен задать себе вопрос «Почему?». Конечно, иногда они просто капризничают. Однако когда трехлетний малыш кричит от боли и умоляет: «Папа, не бей меня!» — не стоит ждать повторения, нужно немедленно звонить в милицию. Я вообще выступаю за то, что нам необходимо применять жесткие меры к взрослым, которые не сообщили об известном им факте насилия в отношении детей.
Источник: tut.by
Tweet