Жесткое давление со стороны коллектора, которых добивается взыскания недвижимости в пользу кредитора, можно расценить как вымогательство.
По словам юриста, если действовать в правовом поле, то взыскивать жилье в качестве погашения долгов можно только через суд и Государственную исполнительную службу.
«На первом этапе кредитор должен уведомить должника о том, что согласно договору займа тот должен погасить долг. Если долг не погашен, тогда кредитор должен обратиться в суд на взыскание залогового имущества. Получив решение суда, кредитор должен обратиться в Государственную исполнительную службу за взысканием имущества», – объясняет Дмитрий Головко.
В качестве альтернативы кредитор может обратиться в суд за регистрацией право собственности на недвижимость на себя. Получив такое решение суда, кредитор на законных основаниях может зарегистрировать имущество.
«Если будет решение суда о том, что эта собственность признана за кредитором, то не нужен государственный исполнитель, а можно просто пойти к регистратору и перерегистрировать», – рассказывает правозащитник.
Дмитрий Головко пояснил, что для выселения должника из жилья, которое перешло в собственность кредитора, также есть отдельная процедура.
«После того, как это недвижимость стала собственностью кредитора, то он присылает официальную бумагу: «Уважаемый такой-то, проживающий и прописанный по такому-то адресу. Ставим вас в известность, что по такому-то решению суда эта собственность принадлежит нам. Покиньте, пожалуйста, в 30-ти дневный срок данное помещение, которое уже зарегистрировано, как наша собственность. Если вы этого не сделаете, то мы будем вынуждены обратиться в суд с иском о вашем принудительном выселении», – констатирует Дмитрий Головко.
Если суд принимает решение о выселении, то исполнением решения суда будет заниматься государственный исполнитель и полиция. Однако суд может и отказать выселить должника, особенно если в квартире проживают дети.
«Вышеуказанный путь для кредитора будет занимать очень много времени, поэтому к этой процедуре прибегают очень редко. Более часты случаи, когда кредиторы прибегают к помощи коллекторов, оказывающих психологическое давление на заемщиков. Однако жесткие действия коллекторов могут быть приравнены к вымогательству», – отметил Дмитрий Головко.
По словам юриста, сегодня коллекторы пока стараются действовать в правовом поле, хотя иногда весьма жестко «тролят» должников.
«Пока это жесткий и агрессивный троллинг, но все-таки без какого-то физического давления. Потому что все остальное – это уже вымогательство. Хотя, любое даже психологическое давление может быть приравнено к вымогательству. То есть, излишнее психологическое давление, любое применение физической силы – толкнуть и жестко схватить за руку – это уже вымогательство», – подчеркивает Дмитрий Головко.
По его мнению, коллекторы пользуются тем, что граждане слабо знают свои права, а государственные органы не всегда готовы встать на защиту должника.