В ногу со временем: сумские мошенники осваивают достижения прогресса
Иногда просто диву даешься, насколько оперативно реагируют мошенники на все события, происходящие в обществе. Они тут же находят способ использовать их в своих целях, кажется, мгновенно продумывая лихо закрученные аферы, приносящие немалый доход.Да и новинкам научно-технического прогресса ловкачи находят применение даже раньше, чем многие о них узнают. Примером грандиозного мошенничества с использованием и соответствующего технического обеспечения, и убедительной «легенды» можно считать события, происходившие в Конотопе 17 октября. На следующий день, 18-го числа, правоохранителям поступило три заявления о мошенничестве – и неизвестно, сколько еще людей стали или могут стать жертвами аферистов.
Итак, все истории пострадавших начинались одинаково – со звонка их собственного мобильного. Приятный мужской голос сообщал, что это звонит представитель «ПриватБанка» (через который все жертвы получают зарплату) и называл (словно уточняя) их анкетные данные. Доверчивые клиенты подтверждали: «Да, это я. Да, у меня есть кредитная карточка». (Такая карточка вручается всем, кто получает зарплату в банке.) Затем «представитель банка» интересовался, активирована ли она – и если нет, предлагал прямо сейчас направиться к банкомату и активировать карточку с помощью его подсказок по телефону. Первый «клиент» афериста пришел к банкомату с женой. И когда активировать карточку по инструкции «представителя банка» не получилось, тот предложил действовать через карточку жены. Причем «подвязал» к происходящему акцию, посвященную десятилетию компании мобильной связи «Киевстар», – дескать, активировать карточку будем через нее, чтобы вы смогли поучаствовать в акции. Словом, настолько запудрил мозги конотопчанину, что тот послушно, не задумываясь, выполнял все операции, предлагаемые «представителем банка». Финалом «активации» был набор некоего номера и цифры «300» – с последующим нажатием кнопки ввода. Но и после этой манипуляции, как сообщил «инструктор», что-то не получилось – надо попробовать еще раз. Потом – еще… Жене надоело наблюдать за мучениями супруга, и она ушла. В конечном итоге, четырежды попробовав «активировать карточку», мужчина отправился домой, получив напоследок совет завтра зайти в банк. А на следующий день доверчивый конотопчанин обнаружил в банке, что с карточки его жены пропали 1200 грн.
Следующая жертва мошенников, таким же образом «активируя» карточку через свою «зарплатную», успела семь раз отправить мошенникам по 300 грн., пока не поняла, что здесь что-то неладно. Но 2100 грн. было уже не вернуть. Еще одна женщина, попавшись на удочку аферистов, лишилась 1600 грн. А ведь, повторимся, в милицию могли обратиться и не все жертвы «активации». Каким именно образом мошенники добыли полные анкетные данные жертв и информацию о наличии у них карточек из базы данных банка – установит следствие. Но ведь вряд ли аферисты проделали эту работу ради того, чтобы «обуть» только трех клиентов…
Не оставила равнодушной праздничная акция «Киевстара» и сумских аферистов. Уже не один горожанин стал жертвой «розыгрыша бытовой техники». А вот одной сумчанке на прошлой неделе повезло. Когда ей пришло смс-сообщение, что – как постоянный клиент этого оператора – она может принять участие в акции, женщина поверила. И поскольку для этого требовалось пополнить счет на 300 гривен (в этом случае, как сказали мошенники, она получит еще тысячу), сумчанка одолжила деньги у знакомых – и выполнила инструкции аферистов. После чего ей пришла смс-ка с благодарностью за внесение на счет трехсот гривен и обещанием, что тысяча поступит в течение суток. Затем раздался звонок – и «представитель компании» ошеломил клиентку известием, что женщина еще и выиграла домашний кинотеатр, который будет ей доставлен этим же вечером. Для этого ей нужно только сообщить свой адрес и идентификационный код. Что сумчанка и сделала. Прибежав домой после работы, она радостно рассказала мужу о своем везении. Но тот счастья супруги не разделил – о подобных «выигрышах» он уже слышал буквально пару дней ранее. Поэтому потребовал немедленно перевести деньги с ее счета на свой – что женщина и выполнила. Ведь, собственно говоря, если это действительно была акция, то ее условия соблюдены, и наличие денег на счету ничего не решает. А вскоре супруге снова позвонил «представитель компании», сообщивший, что ее подарок уже в пути, и для подтверждения участия в акции ей надо набрать на мобильном такую-то комбинацию цифр. Женщина это выполнила – но денег на счету уже не было, поэтому вскоре ей перезвонили с вопросом, все ли она сделала, как ей объясняли. И хотя несостоявшаяся жертва подтвердила, что все сделала, больше ей никто не звонил, да и домашнего кинотеатра она не дождалась. Зато 300 гривен уцелело…
А ведь списки клиентов мобильного оператора мошенники тоже где-то раздобыли… И судя по всему, будут продолжать подобные трюки и с другими известными им номерами.
Поэтому будьте осторожны – и не спешите радоваться неожиданным подаркам, особенно если для их получения нужно вносить немалые деньги. Активировать же банковскую карточку лучше непосредственно в банке – и уж точно не с помощью «инструкций» от неизвестных. Ведь все эти плоды прогресса мошенники уже взяли на вооружение – и пользуются ими намного активнее, чем легальные структуры.
Богдана Александрова, по материалам ЦОС УМВД в Сумской области
Tweet