Земляк Балоги ввез в Украину свыше ста автомобилей без уплаты налогов и платежей
От положенных законом денежных сборов бывшего «афганца» освободил… судПохоже, Закарпатье лидирует в разработке схем ввоза в Украину дорогих иномарок по льготным условиям. Еще недавно на крупнейших авторынках Украины «гремело» имя закарпатского предпринимателя Василия Кавки. За два с половиной года (с середины 2002-го до конца 2004-го) он завез в Украину более десяти тысяч автомобилей, а также других товаров на сумму около трех миллиардов гривен, не уплатив при этом в государственный бюджет 500 миллионов гривен(!) налога на добавленную стоимость.
Бывший «афганец» из небольшого села Горинчево Хустского района занимался бизнесом на основании спецпатента, срок которого ему несколько раз продлевал суд. Спецпатент освобождал от уплаты НДС, поэтому через Кавку завозились в огромном количестве автомобили, стоимость которых была заметно ниже импортируемых обычным путем. Множество «хаммеров», «лексусов», «мерседесов», а также несколько «майбахов», до сих пор курсирующих по отечественным автодорогам, попали в Украину именно через село Горинчево. Однако сам бизнесмен вел скромный образ жизни и ездил на обычной «Шкоде-Октавия».
В ноябре 2004 года действие спецпатента закончилось, в очередной раз его продолжить суд отказался, поэтому «льготное окно» для импорта товаров захлопнулось. Немного позже, в 2005-м, предпринимательскую деятельность бизнесмена из Горинчева изучали правоохранители, но никаких нарушений закона не обнаружили. Серьезные люди, стоявшие за Кавкой, создавали схему льготного импорта на совесть, чтобы приобретенные автомобили позже не конфисковал суд.
И вот ровно через три года после закрытия спецпатента Кавки в Закарпатской области объявился еще один льготник – тоже бывший «афганец» – Иван Вощенко. По странному стечению обстоятельств – житель села Бороняво того же Хустского района. Схема, по которой пытался действовать Вощенко, даже круче, чем у Кавки. В ноябре 2003 года ветеран афганской войны обратился в Ужгородский городской суд с просьбой разрешить зарегистрировать приобретенную «Ниву» без уплаты налога с автовладельца и взноса в пенсионный фонд. Суд просьбу удовлетворил, а заодно освободил заявителя от уплаты… всех платежей, налогов и сборов.
Ровно через год, в ноябре 2004 года суд вынес «уточняющее» постановление, которым запретил государственным органам требовать у Вощенко уплаты каких-либо налогов и платежей. Постановление вступило в законную силу в сентябре 2007-го, а уже через несколько дней Иван Вощенко обратился в ГАИ с требованием зарегистрировать без уплаты налогов сто восемнадцать ввезенных из-за рубежа автомобилей. Среди них: более тридцати популярных в Украине «Тойота-Камри», более пятидесяти «Мазда-3», а также автомобили экстра-класса – «лексусы», «порше-кайенны», «мерседесы». Стоимость некоторых из этих иномарок в отечественных автосалонах достигает 300 тысяч долларов.
Как выяснили сотрудники ГАИ, все автомобили на основании решения ужгородского суда были оформлены Харьковской таможней без уплаты налогов и платежей. Растаможка одной «Тойоты-Камри» стоит около 12 тысяч долларов, а «Мерседеса» класса GL потянет более чем на 20 тысяч долларов, так что Иван Вощенко не уплатил в госбюджет около 5 миллионов гривен. Но захотел сэкономить еще и на регистрации в ГАИ. Госавтоинспекция отказалась регистрировать иномарки на льготных условиях, после чего исполнительная служба привлекла ее к административному наказанию за невыполнение решения суда. Впрочем, как только дело приобрело всеукраинский резонанс и о нем лично упомянули в своих выступлениях Президент и премьер-министр Украины, хустский предприниматель решил не искушать судьбу – он оперативно уплатил в ГАИ налог на автовладельца, пенсионный взнос и снял легковушки с учета для продажи.
В данное время Харьковская таможня пытается через апелляционные инстанции отменить решение ужгородского суда о предоставлении Вощенко неслыханных льгот.
На Закарпатье хорошо известно, что Иван Вощенко, как и Василий Кавка, – всего лишь подставные лица, за которыми стоят серьезные люди. В компетентных органах говорят, что следы из Хустского района ведут в Харьков и Киев. Корреспондент «ФАКТОВ» пытался пообщаться с самим предпринимателем, но безуспешно. В сельсовете села Бороняво сообщили, что Вощенко отдыхает где-то в санатории, а когда будет дома – неизвестно.
С учетом резонанса, который приобрела деятельность хустского предпринимателя во всей Украине, новые попытки ввоза иномарок через Бороняво вряд ли повторятся. Однако в том, что последователи Василия Кавки и Ивана Вощенко постараются использовать в сфере автоимпорта иные схемы, сомневаться тоже не приходится. Продажа в Украине «льготных» легковушек – слишком прибыльное дело.
Ярослав Галас, «ФАКТЫ» (Ужгород)