Замори голодом задержанных и тебя… уволят. С третьего раза

На Оболони киевлянка Алена Заболотная безо всякой вины угодила в милицейский участок, где ее морили голодом двое суток. Потом девушку отправили в суд, где оформили приговор, шансов, на отмену которого практически нетРазброд нашей правоохранительной системы достиг того предела, когда она становится опасной для абсолютно любого гражданина. Недавно молодую киевлянку задержали, приняв за торговку, и несколько дней морили в «обезьяннике» без еды и воды.

– Это случилось 18 августа утром в переходе, ведущем к станции метро «Минская», на ул. Тимошенко, 14, – вспоминает пострадавшая Алена Заболотная. – Я стояла недалеко от торговых рядов с пакетиком в руках. В пакете было несколько маленьких вазонов с фиалками. Цветы везла маме, мы с ней договорились встретиться прямо тут, возле метро. Вдруг среди торговцев начался переполох – появилась милиция, и их начали гонять по всему переходу. В этом кавардаке меня тоже схватили. Я кричала, что не торгую, а жду маму, но они не слушали. В милицейской машине, как какую-то преступницу, меня привезли в территориальное отделение милиции № 2 на ул. Приречной и начали надо мной издеваться. Блюстители «состряпали» протокол, в котором, несмотря на мои протесты, написали, что я торговала фиалками в переходе и за это задержана. Они заставляли подписать эту филькину грамоту, но я решительно отказалась. Тогда они закрыли меня в камере и сказали, что буду сидеть трое суток.

– Я чуть с ума не сошла, когда пропала дочь, – рассказывает Зоя Васильевна, мама Алены. – Мобильного у нее нет, и я сбилась с ног, разыскивая ее. Алена – очень домашняя девочка, в этом году она поступала в институт, но на государственное сами знаете, как сейчас трудно поступить, теперь Алена ищет работу, платное обучение мы потянуть не можем. Когда через 5 часов к нам домой позвонили и сказали «ваша дочь у нас», я решила, что Алену кто-то похитил.

Перепуганная мама Алены принялась звонить по всем известным ей телефонам доверия в милиции Киева, в МВД и прокуратуре. Но ей так никто и не помог. Лишь записали ее данные и пообещали разобраться. В итоге 21-летней Алене Заболотной пришлось провести в камере двое суток. За все это время стражи правопорядка не удосужились принести ей хотя бы стакан воды. Не говоря уже о пище. После двух суток, проведенных на замызганных нарах, девушку отконвоировали в Оболонский райсуд, где судья,пробежавшись по материалам, назначил 20 гривен штрафа. Матери Алены удалось достать копии милицейского протокола, в котором все описано не так, как происходило на самом деле. Судья этого, получается, «не увидел».

– В протоколе № 011294, составленном лейтенантом, написано, что мою дочь выпустили в тот же день, когда задержали. Как это прикажете понимать? Человек двое суток провел в камере, без еды и воды, а в протоколе пишут, что его отпустили в тот же день! Кроме того, вызывают подозрение подписи свидетелей, которые якобы видели, что моя дочь продавала цветы. По «09» я узнала их телефоны, и выяснилось, что одного свидетеля в тот день вообще не было в городе, – говорит Зоя Васильевна.

Как выяснилось, одна из свидетельниц – Ольга Малашенко, чья фамилия и подпись стоят в протоколе – числится в… добровольной народной дружине, помогающей милиции в поддержании общественного порядка! Разумеется, свидетельница подтвердила, что подпись в протоколе принадлежит ей и подписывалась она собственноручно.

Вместе с мамой Алена написала жалобы в офис омбудсмена Карпачевой, прокуратуру Киева и Оболонского района, а также в Секретариат МВД с требованием наказать субъектов, которые наплевали на закон. Однако настоящего наказания никто так и не понес.

«Виновному – выговор»

Владимир ПОЛИЩУК, начальник ЦОС ГУ МВД Киева:

– Такой случай действительно был, и по нему провели служебное расследование. По материалам дела, задержание было проведено правильно, девушка действительно торговала цветами, и задержание на 72 часа отвечает Уголовно-процессуальному кодексу. Хотя младший инспектор Оболонского района оформил документацию с нарушениями, и ни он, ни его сменщик не удосужились покормить задержанную Алену. Они обязаны были это делать. За эти нарушения младшему инспектору объявили выговор. Это достаточно суровое наказание: три таких выговора – и сотрудник может быть уволен из органов правопорядка.

«В камере может очутиться каждый»

Татьяна МОНТЯН, юрист:

– Если пострадавшая считает, что материалы, на основе которых суд вынес решение, были сфальсифицированы, она должна добиваться отмены судебного решения. Сделать это может только председатель апелляционного суда, по своей доброй воле. Только в таком случае человек может рассчитывать на компенсацию за моральный ущерб. Пока решение суда в силе, девушка считается виновной, и возмещать ущерб не за что. Что касается сотрудников милиции, то нужно подавать жалобы – начальству МВД, в прокуратуру, вполне вероятно, что их рассмотрят и дадут виновным по голове. Однако проблема не в милиции, а в правоохранительной и в судебной системе в целом. Пока суд не будет предоставлять каждому человеку возможность защитить себя, в том числе и от милицейского произвола, в камере ни за что может очутиться каждый. «Газета по-киевски»

Андрей Ткач, КИЯНИ

You may also like...