«Миротворцы» на дорогах или Кто заменил гаишников в Николаевской области

Решение министра внутренних дел Украины Арсена Авакова о ликвидации ГАИ в Николаевской областидо сих пор остается одной из главных тем, которые обсуждаются в городе. Мнения, как это часто бывает, разделились. Между тем на улицах Николаева уже вовсю работают новые патрули: это и сотрудники спецподразделения ГАИ МВД Украины, которое по старинке именуют «Коброй», бойцы батальона «Миротоврец» и  николаевские милиционеры из батальона «Николаев».

 

 

 

 

Все эти люди одеты в разную форму, у них отсутствуют привычные полосатые жезлы, нагрудные «бляхи» с номером — в общем, все те атрибуты, которые мы привыкли видеть у инспекторов ГАИ.

Зато присутствует другое: например, боевое оружие у бойцов батальона «Миротворец». Кстати, именно милиционеры из этого батальона составляют основу новой патрульной дорожной службы.

О том, кто сегодня обеспечивает порядок на дорогах Николаева, чем отличаются «новые гаишники» от старых, чего стоит ожидать николаевским водителям в ближайшее время и о многом другом журналисты николаевского издания «Новости-N» беседовали с исполняющим обязанности командира батальона «Миротворец», майором милиции Юрием Шершневым и исполняющим обязанности начальника ГАИ Николаевской области, старшим инспектором батальона патрульной службы особого назначения «Миротворец» ГУ МВД Украины в Киевской области полковником милиции Вадимом Панченко

– Насколько для вас неожиданным было решение министра направить в Николаев батальон «Миротворец» для выполнения таких, прямо скажем, специфических функций, как ГАИ?

– Очень даже неожиданным. Поступила команда собрать подразделение и быть готовым убыть куда-то – не сказали ни место, ни какие задачи. Поэтому собирались всерьез: экипировка, оружие, боеприпасы.

– Когда вам довели, что вы едете именно в Николаев?

– Это было 1 июля, в четверг.

– Как личный состав вверенного вам подразделения воспринял такую неожиданную задачу?

– Наш батальон создан уже более года назад. Мы повидали всякое, выполняли боевые задачи в зоне АТО. Поэтому привыкли выполнять приказы. Командир поставил задачу, подразделение было собрано, экипировано и уже в 7 утра были на аэродроме.

– Об инциденте с инспекторами Коблевской роты ГАИ вы узнали до того, как прилетели в Николаев или уже после?

– Мы практически кое о чем догадывались. Ночью, пока получали оружие, смотрели Интернет. Уже утром, когда было построение, прибыл министр, он озвучил, куда мы направляемся.

– Министр лично вам поставил задачу?

– Совершенно верно. Это видно и на съемке. Министр лично всему подразделению ставил задачу.

– На что он вас ориентировал?

– Министр сказал, что не может больше терпеть того, что происходит в ГАИ. Он говорил, что мы должны приехать и на какой-то короткий период, пока будет проводиться реформирование, обеспечить безопасность на дорогах Николаевской области.

– Вам обозначали какие-то рамки этого периода?

– Мы откомандированы на 10 суток, которые начались с четверга (2 июля — прим.ред). Если по истечении этого срока будет необходимость в нашем дальнейшем пребывании в Николаеве, нам, конечно, продлят командировку.

– Насколько вы и ваши бойцы готовы к выполнению весьма специфических функций, которые выполняет ГАИ?

– Я в своих бойцах уверен и, наверное, не зря для этих функций было выбрано именно наше подразделение. Наш батальон формировался из бывших и действующих сотрудников милиции, внутренних войск, которые так или иначе сталкивались с охраной общественного порядка. Многие участвовали в миротворческих операциях под эгидой ООН. У нас стоит задача обеспечить в принципе безопасность сотрудников ГАИ, это не специфические функции составления протоколов и т.д., и больше профилактическая работа — общение с водителями.

– Не сомневаюсь, что вы уверены в высоких нравственно-волевых качествах ваших бойцов. Но вот как быть с профессиональной стороной? Ведь в работе сотрудников ГАИ встречаются такие нюансы, когда даже очень опытному гаишнику разобраться непросто. А как же это будут делать ваши ваши бойцы, у которых нет «гаишного опыта»?

– Было принято решение сформировать совместные экипажи: сотрудник «Кобры» и сотрудник «Миротворца». Сотрудник «Кобры» – офицеры опытные и задача по обеспечению безопасности дорожного движения, определению нарушений ПДД возложена в первую очередь на них. Все экипажи передвигаются на автомобилях «Кобры», которые оборудованы спецсигналами и раскрашены соответствующим образом. Административные протокол по совершению ДТП также составляет исключительно сотрудники «Кобры».

– Вчера пришлось наблюдать такую ситуацию: мелкое ДТП, буквально пара царапин на машинах — а приехало сразу три патрульных машины. Как определяется, какие силы приезжают на то или иное ДТП?

– Это просто начало. Не хочется, чтобы было как раньше – когда случается ДТП, то два-три часа ждут, пока приедет наряд. Кроме того сотрудники «Кобры» не очень хорошо знают город… Поэтому, когда получают сообщение об аварии, все спешат, чтобы вовремя прибыть, чтоб нам не сказали «А, стоим 5 часов, как было, так и осталось». Думаю, что сотрудники подъехали, разобрались, кто что будет делать и дальше разъехались по своим маршрутам.

– Патрульные экипажи следят только за дорожной ситуацией или выполняют также функции по охране общественного порядка? Представьте вот такую ситуацию: едет ваш совместный патруль по городу, видит: несколько человек дерутся. Они вмешаются?

– Однозначно будем реагировать. Это то, что анонсировал министр про новую патрульную полицию, которая следит и за дорогой, и за общественным порядком.

– То есть вы действуете по принципу новых, реформированных подразделений милиции, которые недавно приступили к работе в Киеве?

– Совершенно верно. Есть основная задача — обеспечить безопасность на дорогах. Но и задачу по той же охране общественного порядка никто не снимал с нас.

– Выходит, криминогенная ситуация в Николаеве должна улучшиться — раз кроме обычных патрулей появились еще и ваши сотрудники?

– Совершенно верно.

– В городе на первых порах наблюдается определенная настороженность в отношении ваших сотрудников, которые резко отличаются от обычных милиционеров: в камуфляже, с боевым оружием. Вы можете рассеять эту настороженность?

– Хочу всех успокоить. Батальон «Миротворец» является подразделением особого назначения, и то что с оружием – у нас так по штату положено. Это не первые наши задания по охране общественного порядка. При таком же вооружении мы выезжаем и на охрану порядка в Киевской области. Само время сейчас говорить о том, что такие подразделения не должны выезжать без оружия. Мы не знаем до последнего момента задачу, не знаем, куда едем. Нас могли отправить и в зону АТО. Поэтому вооружились так, чтобы быть готовыми к выполнению любой боевой задачи.

– Должны ли люди бояться ваших бойцов?

– Ни в коем случае. Наоборот, наши люди призваны защищать мирных граждан. Просто сейчас время такое: и теракты происходят, и убийства. Вот недавно милиционеров расстреляли в Одессе. Преступники должны видеть, что есть сила, которая сможет дать им отпор.

– Можете ли вы гарантировать, что ваши сотрудники будут действовать исключительно в рамках правового поля?

– Могу, без всяких сомнений. Все наши бойцы – это действующие сотрудники милиции, которые в своей деятельности руководствуются законами Украины и ведомственными инструкциями.

– Имеют ли ваши бойцы право на досмотр автомобиля? Например, остановленного за какое-либо мелкое нарушение правил?

– При мелком нарушении мы не будем досматривать автомобиль. Ограничимся профилактической беседой. Повторюсь, в экипаже находится сотрудник «Кобры», это опытный работник ГАИ и в первую очередь он принимает решение о том, были ли нарушены правила и какие меры в данном случае надлежит предпринимать. Наш же сотрудник больше его страхует.

– Раньше автомобили никто не досматривал. Сейчас у горожан есть опасение, что будут обыскивать автомобили. Будет ли такое происходить?

– Ничего подобного происходить не будет. Если будут какие-то обоснованные подозрения, что в автомобиле находится что-то, представляющее опасность для граждан, тогда, конечно, будет произведен досмотр. Но огульно всех выворачивать никто не будет. Мы приехали сюда для того, чтобы поддерживать порядок, а не терроризировать город. Чтоб не возникло у отдельных личностей эйфории, будто теперь они могут делать все, что захотят.

– У некоторых, кстати, такая эйфория появилось. Раньше сам факт существования ГАИ многих не в меру горячих водителей останавливал: всегда был шанс «нарваться» на инспектора. Сейчас у некоторых появилось чувство вседозволенности — ГАИ нет и можно на дорогах делать что угодно. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Чтобы немного «сбить» эту эйфорию, мы и проводили встречу со СМИ, «Дорожным контролем». Очень важно, чтобы общественность, граждане информировали нас о наиболее вопиющих случаях нарушений, мы будем на них реагировать. Согласитесь, нельзя же поставить на каждом перекрестке патрульных. С другой стороны, мы не хотим терроризировать водителей, сознательно они еще не привыкли. Понятно, что нам нужно переходить от количества в качество. Главное, чтоб это не перешло в систему.

– Самое плохое, что водители начинают подражать друг другу: видя, как другие нарушают, начинают и сами нарушать. Наказания ведь никто не отменял?

– Конечно, и оно будет. Наши наряды совестно с «Коброй» получили указание, что если это какие-то незначительные нарушения, то это профилактика. Если это «красный свет», «употребление алкоголя» – то однозначно согласно закона наказание.

– Сколько было составлено протоколов за первый день работы совместных экипажей?

– Девять. Один был по ст. 130 — управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

– А сколько произошло ДТП?

– За вчерашний день было 5 ДТП, в которых пострадали 7 человек. На ДТП мы старались быстро реагировать.

– Сколько всего экипажей постоянно дежурит в городе?

– Шесть днем и шесть ночью. Люди работают через 12 часов. У нас некому отдыхать, нас всего 22 человека, да и «Кобры» приехало 10 экипажей, то есть 20 человек. Итого получается 40. Этого, конечно, мало для Николаева. Но с другой стороны мы в Николаеве уже пятые сутки и на дорогах нормальная ситуация. Я думаю, тех сил, которые у нас есть, достаточно, чтоб остановить «горячие головы».

– Вы как-то взаимодействуете с сотрудниками «традиционной» николаевской ГАИ? Они же, в конце концов, не уволены, а всего лишь выведены за штат.

– Да, на консультативном уровне. Теми силами, которые есть у нас, все закрыть невозможно. Кроме того, они хорошо знают город, а мы не знаем.

– Самостоятельно они не работают?

– Нет.

– Расскажите о своем батальоне. Как он сформировался? Какие функции он выполняет?

– Приказ министра о создании батальона датируется 9 мая 2014 года. Тогда была идея объединить в нашем подразделении тех, кто прошел через миротворческие операции в составе украинского контингента «голубых касок». Отсюда и название – «Миротворец». Мы все аттестованы, у нас у всех удостоверения действующих сотрудников милиции. Наши бойцы прошли через множество различных спецопераций, неоднократно участвовали в боевых действиях в зоне АТО, в частности, в боях под Иловайском.

 

 

 

 

You may also like...