Украинские психлечебницы: «Пролетая над гнездом кукушки»

Автору романа «Пролетая над гнездом кукушки» и не снилось, что приходится терпеть пациентам украинских психоневрологических диспансеров: для них полное бесправие и жестокое обращение медперсонала — норма. А в последнее время больным и вовсе перестали выдавать положенные по закону бесплатные лекарства. О том, какими могут быть последствия, власти предпочитают не задумываться.

Очень немногие больные решаются бороться за свои права, и один из них — Андрей Федосов, житель Крыма. Молодой человек, который страдает эпилепсией и является инвалидом II группы детства, подал заявление в прокуратуру, требуя выдать ему медикаменты (от управления здравоохранения города Евпатория), которые он должен получать по закону. Но парня попросту «отфутболили», сославшись на постановление Кабмина № 1303, согласно которому оформление бесплатных лекарств осуществляется по месту постоянного проживания. Андрей же прописан в Виннице.

Кому закон, а кому — пустой звук

Однако в том же постановлении указано, что пациент имеет право на бесплатное лечение на территории всей страны, если он инвалид I или II группы детства и страдает эпилепсией(!). К тому же, согласно ст. 49 Конституции, а также закону о психиатрической помощи, государство гарантирует лечение бесплатно или же на льготных условиях. Однако чиновники толкуют законы по-своему.

Андрей Федосов шокирован состоянием лечебницы в Симферополе

— Законодательством предусмотрено обеспечение населения бесплатными медикаментами. Но не забывайте, что в стране кризис, — рассказала Лилия Григорович, народный депутат, секретарь комитета ВР по вопросам здравоохранения. — Деньги выделяются на лечение из местного бюджета, так что проблемы с медикаментами должны решаться на областном уровне. И что бы ни было написано в нашей Конституции, если нет денег на бесплатные лекарства — то и медикаментов не будет.

Кстати, эти самые «бесплатные лекарства», как правило, отечественного производства, высоким качеством не отличаются. По словам Руслана Имерелли, председателя Всеукраинской общественной организации пользователей психиатрической помощи «Юзер», пациентов пичкают… мелом. Например, в карбамазепине содержание скрепляющих веществ почти 70%, а лекарственных – не более 30%. В немецком аналоге — тиманиле — скрепляющих веществ всего 2%. Но по качеству, посчитали наши власти, эти препараты одинаковы.

— Да этими так называемыми таблетками можно писать, как мелом! Основной вред здоровью заключается в том, что больной не получает своей дозы лекарства, и его состояние только ухудшается, — возмущается Руслан Эдуардович.

Ночная власть психбольниц

Руслан Имерелли о «прелестях» пребывания в психлечебнице знает не понаслышке — он попал в больницу с посттравматическим приступом эпилепсии. Между пациентами завязалась драка, и санитары, жестоко избив больных, раздели их догола и привязали к койкам. В таком положении те провели почти сутки…

— В подобных учреждениях есть три вида власти: главврача, дежурного врача и младшего медперсонала, — считает Руслан Эдуардович. — Последняя — самая страшная, ведь эти люди невежественны в делах психиатрии. И власть им в руки попадает ночью — тогда как раз и происходят «неприятные» инциденты.

Андрей Федосов, который, кстати, является председателем Крымского республиканского центра организации «Юзер», также многое может рассказать о беспределе, который царит в наших «психушках». В Винницкой областной психоневрологической больнице им. академика А. И. Ющенко, куда он попал после приступа эпилепсии, Андрей нечаянно натолкнулся на одного из санитаров, который так «проучил» парня, что тот получил сотрясение мозга. А в Крымской республиканской психиатрической больнице № 1, что в Симферополе, увидел, как двое санитаров выпивают прямо в коридоре медучреждения.

— Санитарам не хватило закуски, и они отобрали копченую рыбу у одного из пациентов, да еще ударили бедолагу. Медперсонал же полностью игнорировал все происходящее, и пьянство продолжалось, пока я тайком не позвонил дежурному врачу, — рассказывает Федосов.

Кто убогих защитит?..

Санитаров уволили, а избитый «за рыбу» пациент написал на своих обидчиков заявление. Но потом забрал — ведь ему снова придется ложиться в эту больницу…

Михаил Юрьев, главврач медучреждения, рассказал «Новой», что в его практике еще не было подобных случаев.

— Это, скорее, нонсенс, чем закономерность, — говорит Михаил Юрьев. — Хотя и утверждать, что подобного раньше не было, тоже не могу. Но после того вопиющего случая мы теперь часто без предупреждения наведываемся в отделения.

Внеплановые проверки, это, конечно, хорошо, но вот туалетом пациенты до сих пор пользуются по графику. Как нам объяснили, замки на дверях сортиров висят исключительно в целях безопасности самих же пациентов.

Федосов же написал обо всем, что происходит в крымской больнице, в Совет по правам человека Генеральной ассамблеи ООН, подкрепив изложенные факты фотографиями. Если нашим чиновникам нет никакого дела до своих сограждан, то, может, хоть «соседи» не останутся равнодушными…

Власти провоцируют геноцид

А ведь за такое «лечение» пациентам приходится еще и платить. Например, в евпаторийской лечебнице на питание больные ежемесячно выкладывают полторы тысячи гривен.

— На медикаменты для одного больного у нас выделяется аж 92 копейки в день! Поэтому лекарства покупаются по принципу «что подешевле», — жалуется Михаил Юрьев. — На питание предусмотрено 4 грн 93 коп. С каждым годом ситуация с финансированием все хуже. Цикл лечения должен быть непрерывным, поэтому пациента необходимо после выписки обеспечить запасом лекарств. Но денег на это нет, в итоге человек снова вскоре попадает в больницу.

Власти же в Украине бездействуют, хотя ситуация с нехваткой препаратов для психически нездоровых людей усугубляется и в итоге может иметь печальные последствия.

— Это проблема не только наша, но и всей страны. Возникает угроза социального взрыва! — предупреждает Руслан Имерелли. — Если сегодня пациент не получит нужных лекарств, через месяц он выйдет на улицу, и тогда неизвестно, чего от него можно ожидать. Зато я знаю, чего можно ждать от наших правоохранителей! У них резко повысится раскрываемость преступлений за счет пациентов психбольниц.

Руслан Эдуардович убежден, что наша правящая верхушка устроила геноцид против пациентов психбольниц. По его словам, «они бы вздохнули с облегчением, если бы их «подопечных» упрятали куда-нибудь подальше, чтобы не мозолили глаза»…

МНЕНИЯ:

Игорь Дубин, зав. отделением реабилитации Киевской городской клинической психиатрической больницы №1:

— Ни разу не слышал, чтобы пациенты «Павловки» страдали от насилия со стороны персонала. Если бы что-то где-то и было, то общественные организации и СМИ уже такой бы шум подняли! Все, что здесь происходит, рассматривается, как под микроскопом. Но с уверенностью могу говорить только в отношении своей больницы. Что же касается периферии… В Украине все возможно.

Николай Полищук, экс-министр здравоохранения Украины:

— Условия в наших больницах всегда оставляли желать лучшего. Те деньги, что выделяются из бюджета, в основном идут на зарплату медработникам и содержание учреждений. Поэтому во всех лечебницах проводится политика увеличения числа койко-мест — чтобы больше денег получать от государства.

А что касается отказа от выдачи бесплатных лекарств, это, бесспорно, идет вразрез с законодательством.

У сироты из интерната отобрали законный дом

Анечку Сахно, которая живет в Богодуховском детском доме-интернате (Харьковская обл.) для отстающих в развитии детей, обрек на психушку родной дядя — при попустительстве харьковских чиновников он продал дом, который после смерти матери Ани по праву принадлежит девочке. Ведь, согласно закону, дети «с отклонениями» могут жить в интернате, пока им не исполнится 18 лет, а потом, если им некуда идти, их направляют во «взрослую» психбольницу, где им суждено провести всю оставшуюся жизнь.

Своих родителей Аня не помнит. Ее забрали от вечно пьяной мамы, когда девочка была совсем крохой. Возможно, пагубная страсть родительницы и спровоцировала отставание ребенка в развитии. Вот уже семь лет Анечка живет в интернате. Девочку часто навещает двоюродная бабушка, приносит вкусные гостинцы. Аня свою родственницу узнает и всегда радуется ее приезду. К сожалению, женщина не может взять внучку под опеку — возраст не позволяет.

— Перед тем как направить ребенка в интернат, орган опеки и попечительства исполнительного комитета Люботинского городского совета должен был закрепить за ней жилплощадь. О том, что у нее был дом, мы узнали, когда его уже продали, — рассказывает Андрей Захаров, юрист-консультант Богодуховского дома-интерната. — Почему соответствующие инстанции вовремя не отреагировали, неизвестно. Сейчас мы подали в суд на горсовет, чтобы вернуть ребенку жилье.

В пресс-службе Харьковской прокуратуры нам подтвердили, что возбуждено уголовное дело против должностных лиц одного из отделов по делам семьи и молодежи по факту подделки документов. Ведь, вопреки действующему законодательству, жилье, наследницей которого является Аня, было зарегистрировано на дядю девочки.

Наталья Губская, начальник службы по делам детей в Люботине, уверена, что девочка не останется без крыши над головой.

— С нашей стороны будет сделано все, чтобы обеспечить ребенка жильем. В моей практике уже случалось подобное — благодаря нашим усилиям парню вернули дом. В данном случае мы тоже не останемся безучастными, — уверяет Наталья Анатольевна.

А воспитатель Людмила Ангеловская считает, что Анечка сможет жить самостоятельно.

— Анюта умеет писать, читать. Ей нравится танцевать, она достаточно смышленая для своего —

13 лет — возраста, — рассказывает воспитатель. — Конечно, ей было бы трудно жить самостоятельно, но, полагаю, бабушка не оставила бы ее одну. Думаю, Анечка вполне сможет обслужить себя.

P. S. Нам, увы, известно слишком много случаев, когда даже совершенно адекватные люди, знающие законы, не могут добиться правды и справедливости — что уж тут говорить о таких, как эта девочка…

Екатерина Стулень, Новая 

You may also like...