Открытая тайна
При оформлении кредита заемщик так убедительно рассказывает банкирам о своих реальных доходах, что этой информацией может запросто воспользоваться налоговая инспекция. Насколько надежно банки охраняют данные о финансовом состоянии своих клиентов и что может случиться в случае попадания этой информации к налоговикам? Журналист Татьяна Ивченко два года назад оформила кредит на покупку квартиры. Как и многие другие заемщики, часть зарплаты Татьяна получает неофициально – в конверте. В результате ежемесячный доход, с которого взысканы налоги, меньше той суммы, которую она оплачивает в счет погашения кредита. Кстати, это проблема не одной Татьяны. По данным Госкомстата, среднее значение заработной платы в Украине в этом году колеблется у отметки $250. В то же время, ежемесячные платежи по ипотечным кредитам всегда превышают эту цифру.
Такая ситуация вполне устраивает как банки-кредиторы, так и заемщиков. Например, OTP Bank требует, чтобы размер официально подтвержденного дохода составлял минимум 15% общей суммы реального дохода, который декларирует заемщик. В других банках также считают допустимым превышение суммы выплат по кредиту над официальными заработками. “В среднем, до половины заемщиков имеют дополнительные доходы”, — поясняет начальник отдела ипотечного кредитования АКБ “Укрсоцбанк” Владислав Королев.
При оформлении кредита банки требуют не только анкету заемщика, в которой указывается общий реальный доход клиента, но иногда и документы, подтверждающие “левые” заработки. Но что делать, если эта информация вдруг окажется в руках налоговой? И сможет ли она доначислить подоходный налог и/или применить штрафные санкции?
Тайна на улицах
На счастье, информация о финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе его обслуживания, по закону, является банковской тайной. Она раскрывается только по решению суда или письменному требованию СБУ, МВД, прокуратуры либо ГНАУ. При этом налоговики вправе требовать раскрытия информации только по поводу конкретных операций клиента банка и только за определенный промежуток времени. То есть для того, чтобы “силовики” заинтересовались заемщиком банка, нужно чтобы у них появились серьезные основания подозревать его в совершении налогового правонарушения (уклонения от уплаты налогов на солидную сумму и прочего).
Без наличия обоснованного письменного запроса банкиры не вправе предоставить им данные о клиенте, так как, по инструкциям НБУ, обязаны соблюдать порядок сохранения банковской тайны. Для этого все документы, в которых, в частности, содержится информация о доходах клиента, помечаются грифом “БТ” и хранятся в сейфах и шкафах, к которым не имеют доступа третьи лица. Во всяком случае, таков порядок, предусмотренный Постановлением НБУ №267 от 14 июля 2007 года.
Но ходят слухи, что при переезде филиалов банков в новые офисы, коробки с папками с пресловутой надписью “БТ” часами простаивают на улицах или в подъездах. Для заемщиков это чревато, прежде всего, не проблемами с налоговой, а проблемами с мошенниками, которые, заполучив информацию о клиенте, могут оформить кредит по подложным документам в другом банке. Но это уже совсем другая история…
Еще одним поводом для попадания данных о финансовом состоянии заемщика в налоговую является оформление им налогового кредита. Как уже cообщалось, с 2007 года ипотечные заемщики получили возможность вернуть часть денег, потраченных на оплату процентов по кредиту, путем включения их в налоговый кредит. Для этого нужно только заполнить налоговую декларацию, подать в налоговую справку о доходах, копию кредитного договора и платежки, подтверждающие внесение платежей в банк.
Возможность вернуть часть налога уже несколько лет имеют и те, кто платит за учебу в вузах, за накопительное страхование жизни или по пенсионному контракту в НПФ.
Из поданных в налоговую документов может стать очевидной разница между суммами доходов, отображенных в декларации, и реальными, позволяющими рассчитываться с финансовыми учреждениями или вузами. В итоге налоговая может воспользоваться своим правом доступа к информации, содержащей банковскую тайну, и отправить запрос в банк. Ответ, по закону, банкиры обязаны предоставить в течение 10 дней. Вот тут и возникает вопрос — какие действия могут предпринять налоговики, заполучив доказательства того, что заемщик, мягко говоря, не совсем правдив при заполнении налоговой декларации?
Могут привлечь
“Теоретически, пожадничавший заемщик, не указавший все доходы, может быть обвинен в мошенничестве с финансовыми ресурсами (ст. 222 Уголовного кодекса), уклонении от уплаты налогов (ст. 212 УК), искажении данных декларации о доходах (ст. 164-1 КоАП)”, — отмечает вице-президент Ассоциации налоговых консультантов Дмитрий Михайленко. Как видим, риски достаточно серьезные. Самая “легкая” статья предусматривает штраф от 51–136 грн. за указание в декларации неверных сведений о доходах. Самая “тяжелая”, в случае уклонения от налогов на сумму от 17 000 грн., – штраф от 5100 до 8500 грн. Правда, Уголовный кодекс предусматривает, что в случае полной уплаты в бюджет суммы неуплаченного налога до суда, лицо, в первый раз привлекающееся к уголовной ответственности, может быть освобождено от наказания.
Конечно, у заемщика могут быть сбережения и вполне легальные дополнительные доходы, позволяющие ему расплачиваться по кредиту, однако у налоговиков может возникнуть желание все проверить, а это уже плохо. Ведь, по Закону “О налоговой службе”, налоговая милиция вправе проводить оперативно-розыскную деятельность, а также дознание и даже досудебное следствие.
Одно радует: найти факты привлечения к ответственности налогоплательщиков, показавших в декларации доходы меньшие, чем суммы, выплачиваемые по ипотечным кредитам, страховкам, пенсионным контрактам и договорам о платном обучении, “Деньгам” пока не удалось. Хотя мы и обращались за этой информации непосредственно в ГНАУ. Очевидно, если бы таковые имели место, налоговики о них бы не смолчали – в педагогических целях.
Вероятно, налоговая служба сейчас больше озабочена тем, как избежать необоснованных выплат по налоговому кредиту, чем поисками несоответствий между платежами по кредитам с задекларированными доходами. С другой стороны, это может объясняться малым сроком, прошедшим со дня подачи деклараций в нынешнем году (всего-то несколько месяцев. – Ред.). Правда, срок давности по налоговым правонарушениям — три года, так что все еще впереди.
Что делать?
Для Татьяны Ивченко, подавшей налоговую декларацию, в которой сумма задекларированных доходов была меньше, чем сумма уплаченных процентов по ипотечному кредиту, все закончилось дачей устных объяснений об указанных несоответствиях налоговому инспектору и подачей новой декларации о доходах. Как отметил Сергей Баченко, аудитор Baker Tilly Ukraine, это наиболее типичная ситуация. Заместитель директора по аудиту компании “Консалтинг ЛТД” Дмитрий Сушко также считает, что в случае обнаружения разницы между доходами и расходами, вероятнее всего, декларация будет просто возвращена физическому лицу в связи с неправильным ее заполнением.
Поэтому налоговые консультанты в один голос советуют, подавая документы на налоговый кредит, обращать внимание на то, чтобы расходы соответствовали задекларированному доходу. Сделать это можно, например, если взять в банке справку о выплаченных процентах по кредиту, без указания суммы тела кредита. Кроме того, можно подстраховать себя, оставив запас времени на исправление декларации. Как отметил аудитор Сергей Баченко: “Желательно сдавать декларацию заблаговременно — немножко раньше предельного срока. Это даст возможность устранить вероятные несоответствия в первоначальной декларации и подать новую”.
Паниковать раньше времени не стоит. Если после выплаты кредитных платежей на жизнь остаются “копейки”, скорее всего, налоговый инспектор не придаст этому значения. Но вот если за кредит платится больше, чем указано в графе декларации “Доходы”, проверка и требование от налогоплательщика пояснений — вопрос времени и желания налоговика выполнять свою работу.
Как информация о наших доходах может попасть в налоговую?
• Через банк, если налоговая направит туда запрос о предоставлении информации.
• При оформлении налогового кредита.
Все под контролем
Количество уголовных дел в производстве налоговой милиции – 1991.
Количество уголовных дел, по которым закончено расследование – 733.
Данные ГНАУ за период с 1 января по 1 мая 2007 года.
Александр БОРИСЕНКО, Деньги-ua