60 процентов угонов совершается по наводке автосалонов и пунктов установки сигнализации
Черный рынок сбыта и перепродажи украденных автомобилей оценивается в десятки миллиардов долларов. А потому машины угоняли и будут угонять. Автокражами занимаются специализированные группировки, у которых весь процесс — от выбора объекта до его сбыта — четко отлажен. Нередко на угонщиков работают и «свои люди» в автосалонах, автосервисах и страховых компаниях.
ВАЗы и ГАЗы идут на запчасти
В этом году в Петербурге более 7 тысяч авто уехали от своего хозяина в неизвестном направлении. Правда, как отмечают в ГИБДД, по сравнению с прошлым годом уровень угонов снизился на 15 процентов. И тем не менее угоны совершаются ежедневно, а значит, каждый автовладелец рискует остаться без колес. 70 процентов угонов совершается в ночное время, во дворах либо на неохраняемых стоянках.
Примерно 50 процентов краж приходится на машины отечественного производства. ВАЗы и ГАЗы в основном угоняют на запчасти. Как нам рассказал начальник отдела розыска УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Юрий Овсянников, кражами таких машин занимаются не профессионалы, а наркоманы. Украденный автомобиль загоняется в какой-нибудь двор, подальше от места угона, и там же оперативно разукомплектовывается.
Эти машины потом и отыскиваются чаще всего. Правда, в разобранном виде они становятся уже ненужными своим владельцам, а потому оседают во дворах мертвым грузом. А вот запчасти от них быстро находят новых владельцев на авторынках и в автосервисах, которые зачастую и выступают в роли заказчиков — купить краденые детали по дешевке выгоднее, чем заказывать фирменные.
Работаем на Кавказ
Иномарки идут на разборку реже, их угоняют чаще всего под заказ. Лидерами петербургского рейтинга угонов сейчас являются Mitsubishi Lancer, Mazda 3 и Mazda 6, Toyota Land Crouser. На таких авто перебиваются номера двигателя и кузова, и они отправляются колесить дороги других регионов — в большинстве случаев кавказских республик. Таким образом, пока наше правительство стремится сократить импорт легковых автомобилей, «теневики» без проблем наладили экспорт. В этом случае работают уже профессионалы своего дела, для которых вскрыть автомобиль дело 10 минут.
Обычно алгоритм угона следующий. Вскрывается дверь (крючком или линейкой за 1–2 минуты), преступник отбегает и смотрит, отреагирует ли хозяин на вой «сигналки». Затем открывается капот, если не стоит блокиратор (1 мин.), обезвреживается сирена (1–2 минуты), снимается блокировка двигателя (1–2 минуты). После включается зажигание (перемкнув нужные провода или засунув титановую болванку и сломав секрет замка — 1–2 минуты), и машина уезжает. Иногда для отключения электронной сигнализации используются так называемые сканеры, которые копируют радиокод брелка.
И ключ вам в руки
Между тем, по статистике МВД, более 60 процентов угонов в России совершается по наводке автосалонов и пунктов установки сигнализации. По словам Юрия Овсянникова, подобное случалось и в его практике.
— Была разоблачена преступная группировка, у которой в одном из автосалонов работал свой человек, — рассказывает он. — Машина оформлялась, уезжала из автосалона, после чего угонщикам передавался адрес владельца, а под днищем автомобиля были прикреплены второй комплект ключей и брелок сигнализации.
Часто угонщики пользуются и услугами автостраховщиков, которые пополняют их базу клиентами, чья страховка уже истекла. Правда, страховые компании в случае выявления среди своих сотрудников таких подельников предпочитают не сообщать в милицию и чистят свои ряды сами. А потому какой-либо официальной статистики по этому поводу нет.
Питерское «гостеприимство»
Иногда мы и сами облегчаем жизнь автоворов. Ну кто из вас, утром прогревая автомобиль, не выходил из салона очищать стекла от снега, оставив при этом ключи в замке зажигания? Это настоящий подарок для угонщика. Вы и опомниться не успеете, как ваше авто уедет без вас. По-прежнему срабатывают и схемы, когда преступники легонько стукают ваше авто сзади либо имитируют звук удара при помощи пластиковой бутылки, а также когда к выхлопной трубе авто привязывают консервные банки. В результате вы выбегаете из салона, забыв про ключи зажигания, а злодеи тут же прыгают в салон машины и дают по газам. Так что, выходя из автомобиля даже на минуту, обязательно берите с собой ключи и закрывайте двери.
Кстати, в последнее время в Питере наметилась новая тенденция — чаще стали угонять автомобили с иногородними номерами. Объясняется это, скорее всего, тем, что человек из другого города не знает, куда обращаться в случае кражи, и на то, чтобы сориентироваться, у него уйдет больше времени, чем у петербуржца. Практически ежедневно регистрируется два-три подобных угона. А потому Госавтоинспекция просит гостей нашего города относиться к своим машинам внимательнее, не оставлять их надолго без присмотра на неохраняемых парковках и во дворах.
По статистике МВД, более 60 процентов угонов в России совершается по наводке автосалонов и пунктов установки сигнализации.
Олеся Понкратьева, МК-Питер
Сравните
По статистике Интерпола, в мире каждые 10 секунд угоняют по автомобилю. Доход от их продажи ежегодно составляет более 21 миллиарда долларов, что сопоставимо с прибылью таких автогигантов, как «Фольксваген» и «Даймлер-Крайслер», вместе взятых. Одна только Россия «славится» 45 тысячами угнанных автомашин в год, правда, здесь мы не в лидерах. Наша страна находится на четвертом месте в мировом рейтинге. Пальма первенства принадлежит Италии (300 тысяч автомобилей), следом идут Германия (140 тысяч) и Польша (50 тысяч).
Прогноз
Уйти от наказания проще простого
Начальник отдела розыска автомобилей Юрий Овсянников считает, что угоны будут процветать на наших дорогах, пока не изменится законодательство. Дело в том, что уголовное наказание (лишение свободы сроком до 3 лет) следует лишь в том случае, если доказано, что угон был совершен с целью дальнейшей реализации авто. Если же машина угнана для того, чтобы покататься, то, по нашему законодательству, это кража без цели хищения, которая карается условным сроком либо вообще штрафом. Понятно, что ни один угонщик не признается в том, что он совершил хищение с целью наживы.
А как у них?
– В Польше за угон дают от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть юридическое понятие «квалифицированный угон»: если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон «тянет» уже на 10 лет. Зато, если машина возвращена владельцу в первозданном виде, суд вправе вообще отказаться от санкций.
– В Германии понятие «угон» применяется даже к велосипедам, а угонщик несет наказание (до трех лет лишения свободы или штраф) только по жалобе потерпевшего.
– В Австрии не наказывают за угон транспортного средства у родственников и сослуживцев, а в остальных случаях вору грозит крупный штраф или до двух лет тюрьмы.
– В США понятие «угон транспортного средства» тоже выделено в отдельную статью Уголовного кодекса и наказывается тюремным заключением сроком до одного года. Зато кража карается гораздо жестче, причем наказание в значительной степени зависит от стоимости машины.
– В Испании, если угонщик в течение 48 часов не вернул машину хозяину, причем в первозданном виде, он автоматически превращается в вора и получает до трех лет тюрьмы. А если машина возвращена, ему грозит лишь штраф от трех до восьми месячных окладов.
Tweet