Звездно-полосатый джихад. Американцы воюют со своей страной за веру
В июне внимание всей Америки было приковано к разыгравшейся драме с участием генералов: 23 июня Стэнли Маккристалл был отправлен в отставку после скандального интервью, которое он дал журналу Rolling Stone, а его теперь уже бывший начальник Дэвид Петреус лично принял командование над столкнувшейся с большими осложнениями контртеррористической операцией в Афганистане.
Однако еще больше, чем перестановки в военном командовании, о нынешнем состоянии борьбы с «Аль-Каидой» и ее пособниками и об ограниченности возможностей военных в этой борьбе свидетельствовала сцена, разыгравшаяся 21 июня в зале суда на Манхэттене.
В ходе предварительных слушаний Фейсал Шахзад сознался в попытке взорвать автомобиль на площади Таймс-сквер 1 мая этого года. Назвав себя «солдатом ислама», он объяснил, что его целью была месть за войну в Афганистане и за американское вмешательство в Пакистане, Ираке, Йемене и Сомали.
«Я хотел отомстить за то, что США терроризируют мусульманские народы и страны», — сказал Шахзад.
Его признание ставит два вопроса: не ведет ли постоянно расширяющаяся вооруженная борьба с терроризмом лишь к разжиганию терроризма и росту рядов боевиков? И каким образом война в Афганистане способствует искоренению терроризма, если в результате ряды врагов пополняются такими, как Фейсал Шахзад: натурализовавшийся американский гражданин, бывший финансовый аналитик косметической компании Elizabeth Arden?
Неудавшаяся акция Шахзада — лишь одна из нескольких попыток нападений на США за последний год. Поэтому эти вопросы требуют срочного ответа. В каждой из попыток терактов заговорщики называли причиной своего поступка растущее военное вмешательство США в дела мусульманского мира и настаивали на том, что Америка ведет войну с исламом.
Афганская стратегия администрации Обамы все еще пользуется широкой поддержкой как среди демократов, так и республиканцев и независимых экспертов.
Сейчас, когда «Талибан» вновь захватил инициативу, его возвращение к власти и превращение Афганистана в базу «Аль-Каиды» может быть остановлено только упорными усилиями НАТО, твердят они нам.
«Даже в эпоху виртуальной реальности для широкомасштабного привлечения и подготовки новых террористов «Аль-Каиде» необходим контроль над какой-то территорией, — полагает поддерживающий нынешнюю стратегию старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Макс Бут. — Если даже сейчас «Аль-Каиде» удается вербовать новобранцев из числа молодых мусульман, то можно себе представить, насколько вырастет ее влияние, если США уйдут из Афганистана и «Аль-Каида» сможет утверждать, что одержала победу. Это стало бы для США символическим поражением не меньшего значения, чем в свое время для Советского Союза, а слава «Аль-Каиды» возросла бы неимоверно».
Сторонники эскалации также указывают, что перед тем как лично принять участие в террористической войне, Шахзад встречался с лидерами и инструкторами пакистанских талибов. Поэтому, считают они, было бы опасной ошибкой предоставить экстремистам дополнительную свободу действий по обе стороны границы Пакистана и Афганистана.
Но многие специалисты по терроризму придерживаются другого взгляда на опасности и возможные преимущества нынешней стратегии.
«Чем глубже мы увязаем в этом регионе, тем больше вероятность террористических нападений на нашей территории», — уверен автор недавно вышедшей книги «Беседы с врагами: вера, братство и становление террористов» Скотт Эйтрен, взявший у многих молодых мусульман интервью о том, чем их привлекает терроризм.
«Эти потерянные молодые люди видят в сопротивлении героизм и славу, — рассказывает Эйтрен. — А перспектива схватки с самой мощной в мире армией лишь разжигает их азарт».
Все обвиняемые в недавних заговорах против Соединенных Штатов воображали себя воинами, сражающимися с врагами их веры. Но самый короткий путь к насилию лежит не столько через священные тексты, сколько через солидарность. «Мусульмане всего мира едины», — заявил Фейсал Шахзад на предварительных слушаниях.
В то же время, когда администрации Обамы удалось гладко провести операцию по замене генерала Маккристалла и вновь сплотиться в отношении политики в Афганистане, афганское и пакистанское руководство ведут сепаратные переговоры, в случае успеха которых стотысячный американский контингент может остаться без противника.
Основная проблема борьбы с терроризмом заключается в том, что специалисты называют асимметричностью ситуации. Сотни миллиардов долларов, сотни тысяч солдат и лучшие генералы мира бессильны остановить одного озлобленного бухгалтера, прославившегося на весь мир, несмотря на то, что он даже не сумел взорвать свою бомбу.
Скотт Шейн, The New York Times | «Новая»
Tweet