Страна алкоголиков: лечить придется всех
Потребление алкоголя в России на душу населения в два раза превышает предельно допустимый уровень, который Всемирная организация здравоохранения признала критически опасным для здоровья нации. Государство решило, что пора разворачивать антиалкогольную кампанию.В России каждое третье бытовое преступление — следствие употребления алкоголя и суррогатов, порядка 80% самоубийств и 60% убийств совершается именно в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно от алкогольных отравлений умирают 40 тыс человек — это официальная статистика. Смело умножайте на 10-30, а то и на все сто, говорят эксперты. Угроза безопасности страны почище американской ПРО. В России пора создавать НИИ алкоголизма, увеличивать ассигнования на программы реабилитации и профилактики и вводить закон о принудительном лечении.
Курс на борьбу с пьянством был взят и на недавнем заседании Государственного совета РФ. Госсовет, посвященный проблемам преступности и общественной безопасности, фактически превратился в антиалкогольное собрание, и поставил свой диагноз: главной угрозой дальнейшему развитию страны стал алкоголизм. Судя по всему, власть решилась на спецоперацию под условным названием «за питейную культуру российских граждан».
Из ста тысяч россиян с диагнозом «алкоголизм» живут 1,6 тыс человек (по официальной статистике, в реальности — значительно больше). «Эта цифра вполне сопоставима с самыми распространенными в России заболеваниями – сердечно-сосудистыми, сахарным диабетом. При этом средства, выделяемые из бюджета всех уровней на лечение больных, несопоставимы», — отметил губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Он предложил создать в каждом регионе научно-исследовательское учреждение по проблемам алкоголизма. Сегодня по бюджетной линии на курс лечения сахарного диабета выделяется 16 тыс. рублей, сердечно-сосудистых заболеваний – 25 тыс., а алкоголизма – 6 тыс. рублей. Такая арифметика ему кажется несправедливой. «Мы не только мало финансируем эту проблему, но и почему-то стыдливо замалчиваем»,— сказал Чуб.
По его мнению, алкоголизация на севере, юге, востоке страны проходит по своим законам, так что «алкогольные» НИИ нужны чуть ли не в каждом федеральном округе, а координировать их деятельность должен столичный центр мониторинга алкоголизма. «Почему бы в системе ГЛОНАСС не организовать подсистему тотального сканирования российского пьянства на территории РФ», — шутили по этому поводу некоторые чиновники.
В России многие до сих пор употребляют одеколон, тормозную жидкость, средство для мытья окон, разбавленный технический спирт. Летом прошлого года 22 российских региона оказались охваченными эпидемией «алкогольного» отравления — в Иркутской, Белгородской, Челябинской областях, Пермском крае умирали целыми застольями, семьями и улицами. Людей с токсическим поражением печени не успевали госпитализировать. Сейчас ситуация в целом стабилизировалась, но статистика по «алкогольным”смертям есть почти в каждом регионе России. Например, с начала года в Приамурье умерло от алкогольных отравлений около 200 человек.
Очевидно, что прошлогодняя эпидемия была фактически спровоцирована введением акцизных марок, призванных помешать торговле контрафактным алкоголем. Марки затерялись в бюрократических сетях, образовался дефицит, цены на водку выросли, и пьющие россияне начали употреблять все, на что хватало денег. Закон прост: если есть спрос, будет и предложение.
За 30 лет доля женского алкоголизма в России увеличилась вдвое — это с учетом того, что предыдущие данные были по всему Советскому Союзу. Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев отметил, что пьянство — основная причина социального сиротства в России. Ежегодно более 600 тыс. детей остаются в неполной семье, а 9 из 10 попадают в детские дома при живых родителях. Около 60 тыс. уходят из дома и бродяжничают, подчеркнул он. Губернатор Ульяновской области даже предложил дополнить санкции за неисполнение родительских обязанностей по сохранению здоровья и воспитанию детей уголовной ответственностью, сегодня за родительскую безответственность предусмотрено лишь лишение и ограничение прав нерадивых мам и пап.
Без науки и вмешательства государства в этом вопросе россиянам не обойтись — уж очень низка питейная культура, считают чиновники. По их мнению, сегодня для борьбы с пьянством в России необходимо разработать концепцию государственной антиалкогольной политики. В первую очередь, делать акцент на профилактику: новое поколение должно понимать, что загадочная русская душа – это не рюмка «беленькой».
Государство уже пытается предпринимать определенные шаги в антиалькогольном направлении: введен запрет на распитие алкоголя в общественных местах, ограничена «алкогольная» реклама, в обозримом будущем, возможно будет принят закон о принудительном лечении алкоголизма (подобный закон к примеру действует в Казахстане и ряде азиатских государств — Китае, Вьетнаме).
Чиновники предложили возродить лечебно-трудовые профилактории — знаменитые советские ЛТП. Глава МВД уверен, что сегодня в российском обществе существует «настоятельная необходимость в законе о принудительном лечении от алкоголизма и наркомании». Россия не может позволить себе равняться на Европу и прислушиваться к требованиям правозащитников. «Ежедневно сталкиваясь с сотнями абсолютно деградировавших лиц, мы не рассчитываем на добровольность. Полагаем, что решение об их лечении должны принимать медицина и суд с контролем гражданского общества, — сказал Нургалиев. – Мы не собираемся копировать в этой части советский опыт, но в то же время десятки тысяч людей тогда нашли свое спасение в специализированных учреждениях, вернулись к нормальной жизни и не совершали преступлений». При этом министр оговорился, что, безусловно, при разработке этого законопроекта самым важным и сложным окажется обеспечение разумного баланса прав и свобод больных граждан и общественных интересов.
Однако у специалистов эта идея вызывает искреннее удивление и недоумение. В ситуации принудительного лечения от зависимости избавляются обычно не более 10% больных. Да и при российском раскладе мест в клиниках и центрах не хватит – половина россиян будет лечиться, а другая — лечить. Врачи, психологи убеждены, что сегодня спрос на алкоголь, особенно у детей и подростков, формирует избыток навязчивого предложения – пьют в семье, пьют в кино, успешные стильные мужчины улыбаются с рекламных постеров.
Отрадно, что чиновники отказались от «страусиной» политики, признав наличие еще одной национальной российской беды — алкоголизма. Теперь следует ожидать принятия каких то мер в этом направлении. Однако пока непонятно, сможет ли государство не заиграться и избежать неуклюжих ошибок «горбачевской антиалкогольная компании». Отечественным чиновникам пора вспомнить уроки прошлого и изгонять «зеленого змея» не с прилавков магазинов и путем принудительной изоляции нетрезвых граждан, а формируя моду на трезвый стиль жизни среди молодежи.
Светлана Коробейникова, globalaffairs.ru
Tweet