Крупнейшие «гражданские» катастрофы на воде. ФОТО
Крушение лайнера «Коста Конкордиа» в который раз напомнило миру о том, что даже самая современная техника не в силах «победить» стихию.
Ночь с 13 на 14 января стала поистине роковой для итальянского круизного судна. В некоторых СМИ его уже успели назвать «Титаником II»: на борту находилось более 4,2 тысяч человек. Судно получило огромную пробоину – около 70 метров в длину и 2 метров в высоту – ниже ватерлинии и стало быстро тонуть.
К счастью, полностью повторить судьбу «Титаника» (который, кстати, утонул ровно 100 лет назад и тоже 14 числа – но не января, а апреля) «Конкордии» не удалось: крушение произошло возле берега, в теплом Средиземном море, судно затонуло не полностью, поэтому большинство пассажиров и членов экипажа удалось спасти. Однако без жертв не обошлось: пока что сообщается о 6 погибших, еще 15 человек считаются пропавшими без вести.
Эксперты удивляются: как современное судно, оборудованное по последнему слову техники, могло напороться на скалы в «изъезженном» вдоль и поперек Средиземном море? Тем более, что и сам капитан Франческо Скеттино вел судно данным маршрутом уже далеко не первый раз. Между тем, данный случай напоминает, что никакая суперсовременная техника не может противостоять стихии, обстоятельствам и ошибкам самого человека. А другие катастрофы на воде это только подтверждают.
Султанша
Одна из крупнейших катастроф на воде произошла почти 150 лет назад, 27 апреля 1865 года, на реке Миссисипи, неподалеку от Мемфиса. Из-за взрыва парового котла взлетел на воздух один из самых больших пароходов молодых США – деревянная трехпалубная «Султанша».
При этом рейс должен был бы быть, по сути, праздничным: на борту судна возвращались домой более 2400 недавних пленников-северян (война между северными и южными штатами только закончилась). Вследствие мощнейшего взрыва палубы вместе с людьми рухнули вниз, одна труба была отброшена за борт, вторая рухнула на носовую надстройку со спящими людьми, а начавшийся пожар за несколько минут охватил все судно. Тогда удалось спастись 741 человека.
Погибло же 1653 человека, более 70 скончалось от травм и ожогов позже. Поэтому даже спустя почти 150 лет взрыв на «Султанше» занимает первое место среди трагедий на речном транспорте.
Булгария
Гибель российского речного круизного судна «Булгария» стала одним из самых громких трагических событий 2011 года. И это тот случай, когда нельзя сказать, что ничто не предвещало беды. Наоборот, все о ней предупреждало: 56-летнее судно вышло в двухдневный «круиз выходного дня» неисправным, перегруженным и с креном на правый борт.
Мария Чернова, мать ребенка, погибшего на теплоходе «Булгария»: «Я расскажу всю правду о трагедии в Казани. Теперь крепитесь вы и слушайте»
Гибель теплохода «Булгария»: «…Теперь крепитесь вы и слушайте»
А на следующий день, 10 июля, совершая маневр при плохих погодных условиях, корабль накренился еще сильнее, зачерпнул бортом воды и в течение нескольких минут затонул в акватории Куйбышевского водохранилища. В результате погибло 122 человека, в том числе 28 детей, которых за несколько минут до трагедии собрали в музыкальном зале на представление.
Эстония
Трагедия парома «Эстония» в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года стала крупнейшим кораблекрушении в Европе в мирное время: 95 погибших, 757 пропавших без вести и лишь 137 спасенных. При этом обстоятельства катастрофы остаются не выясненными до сих пор. Известно лишь, что Таллиннский порт судно покинуло в шторм, когда скорость ветра на море превышала 20 м/с.
В полночь «Эстония» разминулась с паромом «Мариэлла», на котором ее скорость посчитали слишком высокой, а в 1:30 ночи с «Эстонии» была послана единственная просьба о помощи, после чего судно пропало с радаров. Позже государственная комиссия назвала официальную версию трагедии: недостатки конструкции и отрыв носового визора (подъемная надводная часть на носу парома, через который обеспечивается проезд транспорта на борт). Однако эксперты в достоверности этой версии сомневаются до сих пор.
Донья Пас
Филиппинский пассажирский паром «Донья Пас» затонул 20 декабря 1987 года, столкнувшись по пути в Манилу с танкером «Вектора». От удара паром разломился надвое, более 8 тысяч баррелей нефти с «Вектора» воспламенились и место трагедии превратилось буквально в пекло.
Те, кто прыгал с горящего корабля в море, оказывался в плену полыхающей нефти, от которой не спасало даже полное погружение в воду. С обоих кораблей в итоге удалось спасти порядка 30 человек, часть из которых впоследствии умерла от ожогов. Тела нескольких тысяч так и не были найдены. Всего в крушении «Доньи Пас» погибло, по разным оценкам, от 4 375 до 4386 человек.
Адмирал Нахимов
Крушение советского парохода «Адмирал Нахимов» стало одной из самых крупных катастроф в СССР. Построенный еще в 1925 году в Германии (и носивший тогда имя «Берлин»), пароход был роскошным круизным лайнером, который с конца 1950-х совершал рейсы по Крымско-Кавказской линии и пользовался большой популярностью. Однако поздним вечером 31 августа 1986 года пароход, «приняв» на правый борт сухогруз «Петр Васев», получил 80-метровую пробоину и в течение 8 минут полностью затонул, забрав с собой жизни 423 из 1243 находившихся на борту человек.
…Его до сих пор называют советским «Титаником». Крушение «Адмирала Нахимова» унесло жизни более 400 человек и стало самой громкой морской катастрофой за все существование СССР. Как и «Титаник», «Адмирал Нахимов» навсегда остался лежать на дне, став официальным местом захоронения жертв крушения…
Стоит отметить, что обстоятельства крушения вызвали множество вопросов. Экипажи обоих судов знали о сближении, вели переговоры по рации, «Петр Васев» неоднократно обещал уступить дорогу, однако оба капитана допустили опасное сближение и роковое столкновение. Также интересен тот факт, что смертельный рейс был в буквальном смысле последним круизом «Нахимова»: после этого корабль должен был идти на списание.
Автор: Николай Горский, Comments.UA
Фото: ShutterStock
Tweet