Бизнес Черновецкого: осталось почти все. А все остались «с носом»
Окружение Леонида Черновецкого продолжает удерживать контроль над значительной частью в прошлом коммунальных активов. И возврат многих из них — непосильная задача. С 2006 года по июль 2010 года из собственности территориальной общины Киева были отчуждены десятки активов…
Покинувший 1 июня пост мэра Леонид Черновецкий называет себя либералом. Он считает, что эффективный собственник — это частный собственник. А «тысячи коммунальных предприятий паразитируют на киевлянах» и их надо продавать. Избавлением от имущественных излишков занималась «молодая команда». Ее лица известны почти каждому горожанину, но самое главное из них — тогдашний зять мэра и депутат Киевсовета Вячеслав Супруненко.
С 2006 года по июль 2010 года из собственности территориальной общины Киева были отчуждены десятки активов: «Киевгорстрой»,крупные пакеты «Киевгаза», «Киевводоканала», размытые доли общины в «Киевхлебе», «Киевмлыне», «Киевхимволокне», «Киевэнерго», банке «Хрещатик» и т.д. Но после президентских выборов главой Киевгоргосадминистрации стал Александр Попов, который решил, что самый простой и надежный способ стать для киевлян своим человеком — вернуть то, что было «украдено» до него.
Начали с «Киевгорстроя». По словам самого Попова, в 2009 году КГГА продала 80% акций «Киевгорстроя» по цене, в 36 раз ниже экспертной, — всего за 114 млн. грн., что меньше его годовой прибыли. А уже в марте 2011 года Высший хозяйственный суд вернул все акции городу. Решение было выполнено без заминки, ведь к тому времени руководство КГГА назначило свой менеджмент в холдинг, вытеснив оттуда представителей «молодой команды» Черновецкого. Кроме самого «Киевгорстроя» в том же 2011 году через суд городу удалось вернуть еще пару десятков строительных предприятий, в которых холдинг владел в среднем 30-процентными пакетами акций.
Чем владеет семья мэра в Киеве и за рубежом – для «потрошителей» семейства псевдо-мэра Черновецкого: будь то непредвзятое (предвзятое) следствие или «кинутые» Леонидом Михайловичем вчерашние партнеры.
Сокровища семьи Черновецкого: дома на Крещатике и полмиллиарда долларов
Но за некоторые предприятия «Киевгорстроя» борьба еще продолжается. Речь о тех из них, где доля холдинга не отчуждалась, а размывалась дополнительными эмиссиями акций. Таких наберется с десяток: ПАО «Строймеханизация», ОАО «Киевотделстрой» и др. В 2011 году эмиссии были отменены, но изменения в реестр акционеров не внесены до сих пор.
Этому сопротивляются подконтрольные бывшему руководству КГГА номинальный держатель акций «Фондовый союз «Украина», регистратор «Терминал-реестр» и черниговский банк«Асвио», где обездвижены акции. Хотя еще в апреле этого года Киевский апелляционный суд отказался пересматривать решения нижестоящей инстанции, которыми счета акций «Киевгорстроя»должны быть переведены в выбранный им с подачи Попова банк«Глобус».
Но даже после возвращения этих акций выкурить с предприятий холдинга «молодую команду» будет непросто. Ведь среди всего прочего у них есть и доли, которые скупались напрямую на вторичном рынке — около 20–30% акций, такой же по размеру пакет, как и у холдинга. Где-то они соседствуют с группой «Тект» Вадима Гриба. Где-то — с менеджментом строительных предприятий. Так что корпоративный покой им только снится.
Схожая с киевгорстроевскими история приключилась и с 51% акций завода «Киевхимволокно» — бывшего гиганта химической промышленности всесоюзного масштаба, раскинувшегося на десятках гектаров на левом берегу столицы в районе Ленинградской площади. Контрольный пакет был пущен с молотка вместе со «строительными»предприятиями. В марте 2011 года ВХСУ признал договор купли-продажи недействительным. Однако, как свидетельствуют данные«k:», запрет на оборот акций «Киевхимволокна», наложенный ГКЦБФР, до сих пор не отменен: значит, изменения в реестр еще не внесены.
Генератор множества экстраординарных идей и маэстро эксцентричных поступков, Леонид Михайлович полностью выпал из активной политики сразу же после того, как президентом страны стал Виктор Янукович. Столичного мэра, который поддерживал нынешнего главу государства, не оценили по достоинству и умело отстранили от власти.
Леонид Черновецкий: «городской сумасшедший», сделавший всех дураками
Иначе обстоят дела с возвратом в коммунальную собственность имущества «Киевхлеба» и «Киевмлына». Напомним, о такой возможности руководство КГГА обмолвилось в 2011 году. Хотя заявление, скорее всего, делалось на публику. Подопечные Александра Попова даже не инициировали судебные тяжбы, а ведь по аналогии с киевгорстроевскими предприятиями доля города в хлебном холдинге была размыта в ходе спорной эмиссии акций осенью 2006 года.
Тогда опосредованная доля общины сократилась с контрольных 60% до символических 17% акций. Но последний документ по этому делу датирован аж 25 сентября 2006 года: хозсуд Киева узаконил эмиссию. Подробности ваучерной приватизации «Киевмлына» —монопольного поставщика муки для выпечки — до сих пор покрыты мраком.
С 2010 года и «Киевмлын», и «Киевхлеб» перешли под контроль структур, близких к Вячеславу Супруненко, которые выкупили их у нардепа-«регионала» Василия Хмельницкого. Сейчас оба предприятия оформлены на офшорные Amo Capital Partners и Green Cliff Asset Managemen.
Представление об их бенефициарах складывается из истории третьего участника хлебного рынка — ДП «Хлеба Киева»,которое владеет внушительной сбытовой сетью по реализации мучных изделий. С 2010 года через ряд посредников ДП оформлено на компанию «Укргорстрой», учрежденную депутатом Киевсовета Владимиром Ковалем — доверенным лицом Супруненко.
«После президентских выборов «Киевхлеб» и «Киевмлын» выставлены на продажу. Велись переговоры практически со всеми крупными хлебными холдингами. В их числе и группа Lauffer Александра Лещинского, но стороны не сошлись в цене», — рассказал «k:» руководитель одного из крупных украинских хлебных объединений.
Автор: Вадим Савенко, «Киев. Комментарии», UGMK
Tweet