Крым теряет свое имущество…
С крымской недвижимостью определенно творится что-то неладное. Одни ее страстно желают, другие, напротив, получив заветные гектары и объекты, неистово хотят от них избавиться. И что интересно, и те и другие — чиновники, поставленные смотреть за этой недвижимостью от лица государства. Святое семейство
Крымская прокуратура не смогла через суд вернуть почти 1 гектар пляжа, отданного Совмином так называемой крымской даче Януковича. Напомним, речь идет о 0,85 гектара земли, прирезанных донецкой корпорации «Межрегиональный промышленный союз» для «берегоукрепительных и противоэрозионных работ пансионату семейного типа». Упорство, с каким крымское правительство пыталось буквально навязать пансионату этот клочок приморской земли, навеяло журналистам подозрение, что речь идет не о заурядной семье, а, по крайней мере, о самых дорогих Виктору Федоровичу людях. А «берегоукрепительные сооружения» — это не что иное, как пляж, которого так не хватает пансионату и для которого землю отобрали у института «Магарач». Иначе зачем бы понадобилось двум составам Совмина попытка за попыткой буквально продавливать нужное решение, невзирая на отчаянные протесты прокуратуры. Последний такой протест был отклонен правительством В. Плакиды уже в июне нынешнего года. Но прокуратура на этом не успокоилась и попыталась оспорить решение Совмина в суде.
Попыталась и проиграла, по словам прокурора автономии В. Шемчука, только по той причине, что Рескомзем Крыма отказался, чтобы прокуратура в его интересах предъявляла иск. Вероятно, председатель Рескомзема и по совместительству глава КРО Христианско-демократической партии Николай Голубев с истинно христианским смирением не посмел замахнуться на «святое семейство». Обескураженные прокуроры постучали в двери другого ведомства, также призванного защищать интересы государства, — Госземинспекции, но с тем же результатом. Там, если верить В. Шемчуку, тоже наотрез отказались от услуг прокуратуры. «Это уникальные случаи, когда у нас никому ничего не надо!» — негодовал крымский прокурор. Теперь в надежде восстановить законность его ведомство обратилось с кассационной жалобой по данному делу в Высший хозяйственный суд Украины. Неудивительно, если и там найдутся добрые самаритяне или чересчур смиренные служители Фемиды, готовые подставить если не щеку, то что-нибудь другое.
А виноват ты в том…
Но оказывается, ничего не надо отнюдь не всем. Тех, кому надо и даже очень, тоже хватает. Пока одним прирезают пляж, у других отбирают и землю, и то, что на ней стоит. Вот только некоторые свежие факты. Депутаты Новосветского поссовета попытались перевести 22 га лесных угодий в земли запаса и отступились только после вмешательства прокуратуры. В Гаспре с использованием одной из схем, о которых писала «1К», рейдеры захватили часть имущества санатория «Ясная поляна». По данным прокуратуры Крыма, на полуострове действуют уже 12 рейдерских группировок и, судя по всему, весьма успешно и безнаказанно.
Обеспокоенный размахом незаконного присвоения и разбазаривания имущества крымских здравниц, представитель президента Геннадий Москаль сделал по этому поводу заявление. По его данным, судакский детский лагерь «Веселый», построенный в советское время на средства колхозов, после серии манипуляций со сменой собственности перешел в частные руки. А вместе с ним ушли и порядка 5 га прибрежной земли. Громаду попросту обокрали, но, что характерно, местные депутаты и чиновники нимало этому не противились. «В погоне за зданиями и другим имуществом санаториев, которые принадлежали или до сих пор принадлежат государственным структурам, по той или иной схеме осуществляется его присвоение, — подчеркивается в заявлении представительства президента. — При этом судьба людей, которые много лет работали в этих санаториях, проживают в жилых помещениях этих санаториев, общежитиях, никого не волнует». По данным представительства, волей администрации выброшенными на улицу оказались обитатели общежития, принадлежащего санаторию «Меласс» в Форосе. «Руководство данного санатория, в котором работают и уже длительное время проживают жители села Санаторного, нарушает их право на проживание в общежитии, — заявили в представительстве. — Под видом ремонтных работ в здании, в котором проживают семьи, отключены вода, энерго- и теплоснабжение, демонтированы двери, окна, пол, а имущество жильцов, прописанных в общежитии, вынесено на улицу». Как, быть такого не может, воскликнет кто-то, ведь это санаторий московской мэрии, а она не может так поступать с людьми. Еще как может, потому что — собственник, и ничто ей в этом не помешает.
Кто старое помянет?
В отличие от своих крымских коллег, московские чиновники принадлежащую им крымскую недвижимость блюдут и преумножают. Когда полтора года назад Генпрокуратура Украины попросила московскую мэрию подтвердить документами право собственности на четыре крымских санатория, разгорелся международный скандал. Напомним, что речь тогда шла о здравницах «Меласс» (Ялта, п. Санаторное), «Понизовка» (Ялта, п. Понизовка), «Первомайский» (Евпатория) и детском санатории им. Шевченко (Евпатория). Подчиненные Юрия Лужкова выступили с серией резких заявлений, назвав такое требование «рецидивом махновщины и желанием отобрать все, что хорошо выглядит». Тем не менее на судебном заседании 16 июня 2005 г.
Хозяйственный суд Крыма признал недействительным право собственности «Московского лечебно-санаторного объединения» на имущество детского санатория им. Шевченко. А Ялтинский горсовет 28 июля 2005 года отменил собственное решение от 11 марта 2004 г. о передаче в собственность мэрии Москвы санатория «Меласс». Как сообщала тогда Генпрокуратура Украины, такое решение было принято по представлению прокуратуры Крыма, которая признала, что санаторий был передан в собственность незаконно. Кроме того, прокуратурой АРК было возбуждено уголовное дело по факту превышения служебных полномочий должностными лицами исполкома Ялтинского горсовета при передаче здравницы мэрии Москвы. Неизвестно, чем бы это все закончилось, но в Украине начались выборы, скандал как-то сам собой утих, и к нему больше не возвращались. А теперь, надо думать, черная полоса в отношениях сторон осталась позади.
Во всяком случае, в ноябре 2006 года ялтинская и московская мэрии подписали двухстороннее соглашение о сотрудничестве. Как сообщила пресс-секретарь ялтинского мэра Татьяна Агаркова, Сергей Брайко и первый вице-премьер крымского правительства Евгений Михайлов лично заверили Юрия Лужкова, что проблема снята, а если остались какие-то технические шероховатости, то и они будут урегулированы. Так что уже зимой Ялта примет московских ветеранов, а весной ждет школьников и даже готова в знак примирения передать москвичам в долгосрочную аренду одну из коммунальных баз отдыха.
А вот питерские власти, не в пример Лужкову, не верят ни слезам, ни уверениям. И посему решили раз и навсегда избавиться от своей крымской собственности. Как сообщило агентство «Росбалт», с аукциона был продан 100% пакет акций открытого акционерного общества «Управление гостиниц», которому принадлежат ялтинский пансионат «Санкт-Петербург» и недостроенный многоквартирный дом в Ялте.
Победителем торгов стало ООО «Санаторный комплекс», предложившее за акции 420,1 млн. руб., что всего лишь на 1% выше стартовой цены. Как прокомментировали сделку в Фонде имущества Санкт-Петербурга, объект вызывал огромный интерес у инвесторов, но на цену повлияла политическая обстановка. «Он (инвестиционный проект — «1К») экспонировался в Англии и Германии. Но из-за того, что пансионат расположен в Украине, где политическая ситуация нестабильна, желание участвовать в аукционе у инвесторов не возникло. В итоге было подано всего две заявки», — цитирует представителей фонда агентство. Почти по стартовой цене с молотка ушли 12,2 га земли, 9 зданий и недостроенный жилой дом. У питерского мэра Валентины Матвиенко, в отличие от Лужкова, здравница была убыточной. Но может быть, дело вовсе не в доходах от пансионата, а просто на родине президента Путина, как и в Украине, некому бороться с коррупцией?
Сергей Винник, Первая Крымская