Тайны Госохраны: Бандитский штурм, вагонзак для спецназа и сгоревшие кастрюли

Для защиты главных должностных лиц страны существует Госохрана Украины, а безопасность менее высоких персон (и грузов) могут обеспечивать и МВД, и СБУ, и другие силовики. Ныне мы расскажем более подробно о спецподразделении "Титан", созданном на заре независимости страны в составе Госслужбы охраны при МВД. Этот спецназ существует и сегодня, только собственного имени уже не имеет и находится в составе Департамента полиции охраны Нацполиции Украины.

Вспоминает Владимир Мисаилов, экс-полковник милиции, первый командир "Титана":

 

— Идея о создании спецподразделения милиции для охраны грузов в движении (потом функции расширились, добавилась личная, физическая охрана) родилась еще в конце 80-х, после землетрясения в Спитаке (Армения). Еще был Союз, и Украинаоказывала разно­образную помощь Армении, в том числе там работал сводный отряд нашей милиции. Оказалось, что многие грузы надо сопровождать, потому что на них стали нападать мародеры.

Потом Союз развалился, и мы стали реализовывать эту идею уже в независимой Украине, на основе вневедомственной охраны. Много усилий приложили первый начальник ведомства генерал Дмитрий Чаус и сменивший его многолетний руководитель Госслужбы охраны при МВД Украины генерал Владимир Шаповал. Спецподразделение началось с десятка человек и просто дежурного пульта на улице Малоподвальной в Киеве. Потом набрали еще проверенных, надежных людей, и подразделение получило имя "Титан". Создано оно было в 1992 году, а полноценно работать начало в 1993 году.

Тренировка. Сотрудники спецназа отрабатывали самые разные ситуации при охране людей и грузов

Суперсумка и лежащие бандиты

Дополняет рассказ экс-полковник милиции Борис Чебан, бывший заместитель Мисаилова, позже сменивший его на посту командира:

— Первыми к нам обратились "челноки", которых ограбили и избили после пересечения нашей границы в Закарпатье. И первый договор у нас был с туристической фирмой, занимавшейся перевозкой "челноков". То есть мы их брали под свою охрану и по Украине сопровождали до нужного места. Потом наша деятельность расширилась, сразу после границы на нашей стороне создавали так называемые европорты, где отстаивались грузовики, ожидая, когда мы возьмем их под охрану. Поначалу создали две бригады: одна работала на западной границе (в саму Западную Европу мы не ездили), другая ориентировалась на восток, там уже могли ездить в любые государства СНГ. Потом, кстати, нашу идею "подхватили" на таможне, они создали "Митну варту", которая тоже сопровождала грузы. Но у нас было преимущество: мы это делали "под ключ", с границы и сразу до места назначения, а "Варта" менялась на границах каждой области, что весьма затягивало весь процесс.

Внешне наше сопровождение выглядело так: едет машина с мигалками, за нею фуры (если больше трех, то наших машин две и более), часть сотрудников в заднем грузовике еще сидит, потому что грабили фуры поначалу прямо на ходу. Подъезжали грабители вплотную к последней фуре, прямо со своего капота резали тент и выбрасывали наружу содержимое. А на стоянках, если в поле, мы весь наш лагерь оплетали специальным сигнальным устройством из тонкой медной проволоки, ни зверь, ни человек незаметно подойти не могли, сигнал шел на пульт в кабине машины.

 

— Вооружены наши наряды были укороченными автоматами Калашникова, потом к ним добавились израильские пистолеты-пулеметы UZI, пистолеты Jericho 941, — продолжает Мисаилов.  — Под автоматы мы сами придумали и пошили специальные сумки, на ощупь мягкие, оружие не прощупывалось. Фишка была в том, что у сумок, кроме обычных двух ручек, имелась и третья, с хитрой функцией. Если взяться за нее и перекинуть сумку в другую руку, то оболочка спадает, а оружие остается в руках бойца.

— Если говорить о конкретных сложных ситуациях, куда попадали наши сотрудники на выезде, то вспоминается сопровождение легковых машин с завода в Тольятти, — рассказывает Борис Чебан. – Помню, как-то мои коллеги получили там партию "Жигулей" и вроде бы нормально отправились колонной в путь. Но тут же нам звонит из Тольятти другой заказчик и слезно молит скорее приехать и взять под охрану другую партию машин, мол, рэкетиры даже с завода их не выпускают! Мы вдвоем с коллегой срочно вылетели туда самолетом. Вооруженные, с автоматами Калашникова. Оружие мы в таких случаях на время полета сдавали экипажу, а порой и не сдавали, как договоримся.

В те времена у бандитов в Тольятти служба разведки и информации была поставлена очень четко. Они всегда знали, сколько каких машин уходит, с какой площадки, куда, есть ли конвой и пр. Кого могли, облагали данью, а то и вовсе машины отбирали. Разборки были крутыми, местную милицию частично купили, частично с ней воевали. Помню, однажды в машину начальника местного райотдела МВД даже гранату бросили… Если же кто-то не заплатил и все же уехал с площадки, то его настигали на трассе. У бандитов специально для этого были старые УАЗы и "Москвичи" с наваренными мощными бамперами. Автомобиль непокорного владельца били на ходу в район стоек, он слетал с трассы и уже годился только в металлолом. Обочины дороги Тольятти — Куйбышев были завалены такими обломками…

Так вот, мы прилетели, переночевали и поехали на площадку. Туда подогнали трейлеры для загрузки и перевозки машин. Но одновременно подъехали и бандиты на нескольких автомобилях. Они окружили площадку и пока молча наблюдали за процессом загрузки "Жигулей" в трейлеры. Но под жуткими бандитскими взглядами у водителей-перегонщиков стали дрожать руки, появился риск, что машина свалится с трейлера, не попадет толком на аппарель. Тогда мы решили загонять автомобили сами. До того мы вдвоем стояли в больших гражданских куртках поверх формы.

А тут сбросили куртки, и все увидели украинских милиционеров в спецназовских доспехах, вооруженных автоматами! Слышим, среди бандитов пошел говор: "Опять эти долб…е идиоты приехали! Уходим, нечего тут ловить!" И убрались, а мы спокойно выехали, сопровождая трейлеры. Но суть того, что имели в виду рэкетиры, мы узнали позже. Оказывается, они уже пытались наехать на нашу первую группу, о которой я упоминал. Сначала угрожали, потом предлагали деньги, в размере цены "Жигулей", чтобы "титановцы" просто уехали, а когда получили отказ, то даже попробовали штурмовать гостиницу!

Но наши ребята были не из робких, помню, один из них, по имени Василий, здоровенный мужик, в опасных ситуациях становился просто Рэмбо! Он тогда передернул затворную раму автомата и крикнул, что всех положит, если не улягутся сами на землю. И бандиты покорно легли на асфальт перед гостиницей… С тех пор мы еще не раз сопровождали грузы из Тольятти, но бандиты всегда узнавали об этом заранее и больше попыток напасть не предпринимали.

new_image4_346

Оружие. Израильский пистолет Jericho 941…

new_image_496

…и пистолет-пулемет UZI

Вагонзак… Для милиции

Нередко сопровождали и железнодорожный транспорт. Дело в том, что после развала Союза все чаще стали пропадать грузовые вагоны. Поехал состав товарняка или "вертушек", скажем, в Россию или Белоруссию, а назад не вернулся. Вот наши наряды и стали такие поезда сопровождать. Ехали прямо с места отправления в Украине, ждали разгрузки и охраняли на обратном пути.

— Мы при этом находились обычно в теплушках, только специально подготовленных, — продолжает Борис Чебан. — У нас даже был специалист по переоборудованию таких вагонов, при Союзе он работал в "семерке", то есть службе специального сопровождения особо важных грузов, например, с засекреченных заводов, ядерных предприятий и так далее (не путать с "семеркой" в МВД, которой называли службу наружного наблюдения). В вагоне выгораживали отсек, делали там спальные места, кухоньку, все необходимое.

Как-то мы перегоняли в Нижний Новгород из Львова состав с автобусами ЛАЗ. Это был такой постсовковый бартер, за каждый автобус россияне давали две легковые "Волги". Сначала пробовали перегонять своим ходом, но это оказалось очень долго и тяжело. К тому же железной дорогой еще и выгоднее. Тогда в состав ставили для нас не теплушку, а обычный пассажирский вагон с проводниками, купе и т. д. В нем ехали только мы, то есть охрана, и водители, которые должны были в конце пути перегонять автобусы и забирать "Волги".

Правда, поначалу не обошлось без курьезного инцидента. Мы приехали во Львов принимать состав, я был старшим. Спрашиваю, где наш вагон? Да вон стоит… Захожу внутрь — а это "столыпинский", то есть вагонзак, для перевозки осужденных! Причем внутри даже еще не убрались после перевозки зэков, смрад стоит невыносимый, вместо нормальных купе — клетки со специальными замками… Я наотрез отказался ехать в таком вагоне. Железнодорожники поворчали, но к утру в состав поставили для нас нормальный плацкартный вагон.

Питались в дороге сами, практически не покидая состава. Брали в дорогу, разумеется, сало, крупы и прочее. Научились даже готовить на вагонной топке, правда, это стоило нам нескольких сожженных кастрюль, там ведь температура ого-го! Но потом наловчились…

Для быстрого прохождения разного рода станций и других железнодорожных препятствий заказчик в дорогу выдавал нам два ящика водки. Разумеется, не для того, чтобы охрана пила, у нас это запрещалось, а для "смазывания" при решении насущных вопросов. Правда, в дороге все равно приходилось беречь эти ящики, не от наших сотрудников, а от водителей. Они так и норовили выхватить бутылку-другую и мгновенно распить.

На сортировочных станциях я бежал к маневровому диспетчеру и просил присоединить наши вагоны (а их было обычно около десятка) к ближайшему поезду в нужном направлении. Сначала всегда встречал отказ, мол, состав уже сформирован, ничем не могу помочь. Тогда извлекались две бутылки водки — и ситуация резко менялась. Диспетчер только спрашивал: "Когда можно отправлять?" Я отвечал, что добегу до вагона, махну рукой, и можно… В итоге мы добирались со Львова до Нижнего Новгорода за двое с половиной суток, что очень быстро для товарного состава.

new_image5_282

В цель! Среди сотрудников спецназа было немало женщин, ставших прекрасными телохранителями

Босс или командир?

Со временем "Титан" стал заниматься и физической охраной различных людей.

— Первым договор с нами заключил бизнесмен, занимавшийся поставками вина в район Сургута в России, — продолжает Мисаилов. — Именно на охрану самого себя, а не груза. Однако на месте он пошел на хитрость. Видя, что местный криминалитет не прочь слить вино из цистерн, он просто сам встал рядом и заявил: я охраняю груз, а вы по договору обязаны охранять меня, если кто-нибудь нападет. Пришлось охранять, но в будущем мы стали записывать в договор строчку о том, что не охраняем клиента, если он сам стережет свой груз. То есть наш посыл был ясным: хочешь охрану груза, заключай отдельный договор.

Спрос на нашу физическую защиту быстро вырос, и мы годами охраняли очень многих бизнесменов и политиков, практически всю деловую элиту страны. Но называть фамилии, считаю, неэтично…

 

Было у нас и подразделение женщин-телохранителей, очень профессиональных. Охраняли и дипломатов, в частности, посла Израиля в Украине, консула Филиппин… Эксцессов не было, по крайней мере, в наше время. Позже, к сожалению, случился расстрел возле мебельного магазина на Окружной дороге, тогда погибли два сотрудника "Титана". Это, кстати, был первый случай гибели наших товарищей при исполнении служебных обязанностей. А вот некоторые нестандартные ситуации случались время от времени. Например, охраняли наши люди одного видного столичного бизнесмена.

И так увлеклись этим делом, что перестали выполнять наши команды, приказы своих командиров, ссылаясь на указания "босса". Мы, например, требуем, чтобы сотрудники прибыли на учебу, а они не являются, мол, шеф запретил. Тогда я своим волевым решением просто сменил бизнесмену охрану. Был конфликт с бизнесменом, он даже присылал своих юристов, которые пытались доказать, что я не прав, но ничего сделать не смогли. В договоре значится количество охранников, а не их персональный состав, который как раз регулируется командованием, но никак не охраняемым лицом.

new_image6_227

Духовное. Случалось бойцам просить о помощи и Господа Бога!

Шок в избиркоме

К рассказу подключился и экс-подполковник милиции Александр Терещенко, занимавшийся личной охраной:

— Доводилось за время службы в "Титане" охранять самых разных людей, в том числе и кандидата в президенты страны, и советника главы государства, и просто богатых людей. Некоторые, кстати, на самом деле в охране не нуждались, но телохранитель как бы подчеркивал высокий статус в обществе. Но бывало и иначе. Однажды мне поручили охрану известного в стране политика, выступавшего довольно резко против коррупции в высоких эшелонах.

При этом он баллотировался в парламент в одной из областей Украины. Надо было ехать туда в командировку. А как раз накануне поездки в одной из газет вышел материал о том, что на этого политика готовится покушение! Так что в пути (ехали поездом в СВ вдвоем) мне приходилось все время быть начеку, ожидая возможного нападения, не исключено, даже вооруженного. Причем я ехал в гражданской одежде, с оружием скрытого ношения, и когда прибыли и стали посещать разные предвыборные мероприятия, все думали, что я — просто один из помощников кандидата.

Противники моего подопечного выставили около двух десятков кандидатов, однако по всем опросам проигрывали выборы. И за день до голосования пошли ва-банк, захватили помещение избирательной комиссии. Председатель комиссии сумел об этом нам сообщить. Мы решили ехать туда, причем я достал и надел предусмотрительно захваченную с собой форму "Титана". Вошел я первым и дальше была немая сцена — меня же все принимали за референта, а оказался вооруженным спецназовцем! Словом, захватчики решили со спецслужбой (откуда я, они, по-моему, так и не поняли) не связываться и разблокировали комиссию. Наш кандидат уверенно победил, и мы вернулись в Киев после полуторамесячной командировки, в которой все время были рядом. Однако через несколько месяцев я случайно встретил нардепа с женой в городе, поздоровался, а он… не узнал меня! Или не захотел узнавать… Бывает и так, но, честно, осадок неприятный у меня остался.

Учеба

Сотрудники "Титана" многому научились у своих израильских коллег, ездили к ним в страну перенимать опыт, проходили там трехнедельные курсы. От них же, вспоминает Мисаилов, переняли вроде бы простые, но эффективные способы опознания "свой-чужой" в случаях, когда охранники не в форме спецназа, а в обычных костюмах. Например, стали носить на лацканах пиджаков специальные значки, а на пистолеты наклеивать яркие, к примеру, желтые стикеры.

— Но и мы кое-чем удивили израильских коллег, — продолжает Терещенко. — Как-то в Украину с визитом приехал начальник школы телохранителей из Израиля, в которой мы и обучались. Поехали на стрельбище, показать, кто что умеет. Мы тогда вооружены были пистолетами ПМ, из которых вполне прилично отстрелялись. Решил и гость попробовать наше оружие. Выстрелил и… не попал даже в мишень, хотя вообще-то считался классным стрелком. Оказалось, он совершенно не ожидал дикой отдачи (а у ТТ она еще выше) от наших пистолетов. Их оружие стреляет очень мягко, отдача низкая. После того постепенно и нас вооружили израильскими пистолетами, разумеется, наша меткость тоже возросла.

Еще раз поразились израильтяне, когда узнали не только то, из чего мы стреляем, причем неплохо, но и как часто тренируемся. Мы рассказали, что занятия два раза в неделю, по три патрона, все под строгим учетом, чтобы перерасхода не было. А у них так: каждый день, причем боеприпасы стоят ящиками, никто их не считает, главное, чтобы ты поддерживал отличную стрелковую форму.

Что касается рукопашного боя, то мы тренировались по системе, в которой соединились разные виды единоборств. Наш тренер, известный в Украине спортсмен, учил нас не без специфичного юмора. Например, он утверждал, что когда телохранитель вступает в рукопашный бой, то все возможные свидетели должны замереть и рты открыть от ужаса…

И спрашивал нас: если на вас идет человек с ножом, какие чувства должен испытывать настоящий рукопашник? Мы придумывали что-то, но не угадали. Мастер сказал: он должен испытывать чувство радости, что нашелся такой индивидуум, который готов предоставить ему для тренировки свою печень, почки, ребра… Но шутки шутками, а на различных соревнованиях с другими силовиками Украины мы всегда занимали первые или призовые места.

АВТОР: Александр КОРЧИНСКИЙ,  Segodnya.ua

You may also like...