ЧЕЙ ЧЛЕНОВОЗ КРУЧЕ

Когда-то очень давно, люди перемещались по миру на четвереньках, затем встали на ноги, а со временем пересели в автомобили. Имущественное расслоение общества, кроме всего прочего, можно проиллюстрировать и наличием автомобиля, а также его престижностью и стоимостью. Власть имущие всегда предпочитали выбирать для себя самые новые и дорогие автомобили, стоимость которых серьезно бьет, может быть, если не по их кошелькам, то по государственной казне. У отечественных политиков машины, откровенно говоря, не самые плохие. Да и не только у отечественных.Понятно, что получить официальную информацию о содержимом “царских конюшен” довольно сложное дело. Достоверно известно только то, что самая дорогая из украинских авто – у украинского президента Кучмы – бронированный Mercedes-Benz S600 Pullman. Точно на такой же машине ездит и глава российского государства Владимир Путин. Стоимость Mercedes S600 Pullman, лучшей машины из украинского президентского гаража, точно не известна, но покупка аналогичного авто для Владимира Путина обошлась российской казне в EUR 1,230 млн. Неплохие автомобили имеет в своем распоряжении и Туркменбаши, который отказался от услуг доморощенных автомобилей V.I.P класса Osel IA 600, а также «кораблей пустыни» верблюдов и катается на довольно приличных «меринах».

Подражая главе государства, высокие чиновники из министерств и АП Украины предпочитают преимущественно классические Mercedes последних моделей. Однако не все работники Кабмина и АП отдают предпочтение “меринам”. Для нужд депутатов ВР закупают скромные машины Opel Omega и Skoda Octavia. Среди служебных парламентских авто много “Волг”. Новенькие Opel Omega и Skoda Octavia стоят около $ 15-20 тысяч, а “Волги” – $ 6 тысяч.

Обладатель самой шикарной машины в Верховной Раде, безусловно, Владимир Литвин. В его распоряжении бронированный Mercedes. На таких же “служебках”, по слухам, разъезжают еще несколько чиновников высшего звена. По словам народного депутата Украины Евгения Червоненко, обличающего в нескромности своих коллег, «90% автомобилей под ВР – это собственные машины депутатов». На Mercedes сподобились только состоятельные парламентарии. В их рядах, в частности, лидер фракции БЮТ Юлия Тимошенко, её сподвижник Александр Турчинов и глава Бюджетного комитета Петр Порошенко. Не отстает от них и глава партийного блока “Наша Украина” “Властелин Колец” Виктор Ющенко, который возит свое тело и мысли на Audi последней модели.

Именно на служебной Audi попал в аварию премьер-министр Украины Виктор Янукович. В то же время, говорят, что заместитель главы Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, “бютовец” Григорий Омельченко долго ездил в Верховную Раду на подержанных “Жигулях”. Вообще же, самые скромные машины имеют депутаты-социалисты, коммунисты и представители Народного Руха. По модели авто чиновника можно определить его положение на бюрократической лестнице. А некоторых крупных бизнесменов, ставших чиновниками средней руки, вынуждали поменять шикарные личные машины на более скромные, соответствующие их рангу.

Многие иностранцы, попадающие в нашу страну считают, что бюджет Украины несоизмерим с марками авто её чиновников. Но у самих иностранцев также имеются довольно приличные автомобили, которые давно перестали быть роскошью, а являются только средством передвижения. В распоряжении израильского премьер-министра Ариэля Шарона находится Volvo, который сопровождает джип охраны Hyundai Galloper. Спикер Госдумы Геннадий Селезнев пользуется служебным Mercedes, а лидеров российских депутатских объединений доставляют на работу Audi и BMW представительского класса, оборудованные специальными проблесковыми маячками. Ее Величество Елизавета II разъезжает по стране в тяжелом бронированном Rolls-Roys. В то время как для премьер-министра Великобритании Тони Блэра государство купило Jaguar стоимостью $ 320 тысяч. В это время в личном автопарке Президента США числится шикарный Cadillac De Ville, оснащенный инфракрасной системой ночного видения и секретной связью. Кроме него, в гараже стоят бронированный “Линкольн” стоимостью $ 500 тысяч и 10 лимузинов.

Король Швеции Карл XVI разъезжает на Ferrari в сопровождении единственного телохранителя. Королевская семья Швеции пользуется своими авто, а также услугами общественного транспорта, а многие депутаты предпочитают, как ни странно, велосипеды. Королева Нидерландов Беатрикс тоже иногда позволяет себе проехаться по улицам столицы на велосипеде. У Федерального канцлера Германии Герхарда Шредера есть служебный бронированный Mercedes. В выходные канцлер иногда выезжает на маленьком “Форде” с 2-3 машинами охраны. В распоряжении администрации главы правительства Германии автомобили только местного производства. Немецкие депутаты ездят на работу в бундестаг на велосипедах, реже – на скромных Volkswagen.

В преддверии выборов в России обнародовали размеры своего автопарка и некоторые российские депутаты. Наиболее дорогие автомобили у Константина Ремчукова, депутата Госдумы, у которого «Лексус СК-340», «Мерседес-Бенц-S-500», “Тойота Ленд Крузер”, “Бентли Континенталь Т” и еще один “Мерседес”. У губернатора Красноярского края Александра Хлопонина “Ауди А6”, “БМВ-745”, “Ягуар Даймлер”, “Мерседес-Бенц S600”, мотоцикл “БМВК1200LT”, мотоцикл “Харлей Дэвидсон”, катер “Фантом-46”. У Олега Киселева, владельца “Мосэкспо-Металл”, “БМВ-745 ЛИ”, “Мерседес-Бенц S500”, “Тойтота Лэнд Крузер”, “Фольксваген Пассат”, “Киа Шаума”. Сергей Муравленко, экс-председатель совета директоров ЮКОСа наслаждается ездой на “Порше Кайен”, “Мерседес-Бенц С200К”, “Мерседес-Бенц С-180”, “БМВ Х5”. У владельца группы S.P.I. Юрия Шефлера “Мерседес 320S”, Джип “Гранд Чероки”, “Мерседес 600S”, мотоцикл “Хонда GL-1500”. У певца Александра Розембаума “Линкольн Таун Кар”, “Кадиллак Конкурс”, “Мерседес S5”, “Линкольн”, ГАЗ 3110. Оксана Митина является владельцем “Мерседес-Бенц CLK 320”, “БМВ Z3”, «Мерседем-Бенц CL 500», ВАЗ-21099. Мигран Чигарян, член Совета директоров ООО “Премьер-АВИА” имеет “БМВ Х5”, “Рэндж Ровер 4.6 HSE”, “Мерседес-Бенц S 600L”, 2 снегохода “Ямаха”, 2 вездехода “Ямаха”. У депутата Госдумы, владельца консультационно-финансовой компании “Альба” Игоря Анненского 2 “Ниссан Патрол”, 4 мотоцикла “Хонда “XRV 750X”, “Кавасаки ZG1200 B 16”, “Ямаха WR 450 F”, “Харлей Дэвидсон XL 883 R”. У Бориса Зубицкого, депутата Госдумы и акционера ОАО “Кокс” во владении находится “Мерседес-Бенц S430” и “Ягуар XJ”. По общему количеству лидирует Сергей Деркач – у него 29 транспортных средств, Срегей Ефимов – 22 транспортных средства и Олег Малышкин – 21 транспортное средство.

Всего в России около 21 миллиона легковых автомобилей. Если верить социсследованиям, примерно 5-6 миллионов из них принадлежат семьям со средним достатком – с месячным доходом от 100 долларов на человека и выше. Сколько «железных коней» в богатых «стойлах», подсчитать невозможно: люди с большими деньгами в свою жизнь никого не пускают. Но их у нас не так уж и много: 5-6 миллионов человек вместе с женами и детьми. Значит, на долю толстосумов приходится не больше 3-4 миллионов автомашин. И получается, что половиной легковушек владеют самые бедные россияне. Удивительно? Но только на первый взгляд. Вы посмотрите, что это за машины: латаные-перелатаные «Жигули» или «Москвичи», приобретенные по профсоюзной очереди еще в благословенные брежневские времена. В лучшем случае, видавшая виды иномарка. Такие рыдваны чаще всего принадлежат пенсионерам, обедневшим интеллигентам, простым работягам. На рынке эти машины почти ничего не стоят – 300-400 долларов. Многие покупают их лишь бы было на чем добираться на дачу. Правда, есть исключения. По данным Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 2,5 процента бедных россиян ездят все же на новых машинах.

Почти 80 процентов машин, бегающих по российским дорогам, сделаны в России или на Украине (например, легендарные «Запорожцы»). Это понятно: родные «лошадки» и подешевле, и к нашим ухабам приспособлены лучше. Но стоит человеку начать нормально зарабатывать, как он уже мечтает об иномарке. Этой весной московский журнал «Эксперт» совместно с Группой monitoring.ru провел исследование автомобильных пристрастий граждан, причисляемых к среднему российскому классу: мелких предпринимателей, фермеров, хорошо оплачиваемых менеджеров, чиновников, удачливых «свободных художников». Так вот, в «автопарке» семей с месячным доходом в 100-150 долларов на человека доля престижных зарубежных тачек – 26 процентов. А в семьях, которые могут похвастать доходом в 400-600 долларов на душу, машин-иностранок уже ровно половина. Пятерка самых распространенных марок авто, на которых ездят российские середнячки, выглядит так: «Жигули» (26,9%), «Волга» (3,4%), «Тойота» (2,6%), «Москвич» (2,4%), «Ауди» (2,0%).

Представители «золотой середины» меняют автомобиль, как правило, каждые пять-шесть лет. Более трети машин они приобрели уже после кризиса 1998 года. Правда, совершенно новых авто среди них немного: лишь одна на пять последних покупок. Обнаружили социологи и такую интересную закономерность. Нет своей машины примерно у 40 процентов семей, живущих «по-среднему». Причем желание обзавестись собственным авто сначала растет вслед за заработком. А потом, начиная с месячного дохода в 600 долларов на каждого члена семьи, резко падает. Чем это объяснить? Скорее всего, с этой отметки начинается новый уровень автомобильной крутизны: человек пользуется служебным транспортом или его возит личный шофер.

Самый популярный лимузин среди российской элиты, конечно же, «Мерседес». На «мерсах» гоняют звезды кино и эстрады: Дмитрий Певцов, Дмитрий Харатьян, Леонид Ярмольник, Надежда Бабкина, Лариса Гузеева. Этот мощный автомобиль предпочитают и известные политики (Ирина Хакамада), и крупные бизнесмены (например, олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов, ныне один из обвиняемых в скандальном деле о покушении на Амана Тулеева, ездит на мерседесовской разновидности джипа). Знаменитый шестисотый «Мерседес» стоит около $ 130-150 тысяч. Из дорогих машин, встречающихся в России, это, пожалуй, самая распространенная модель – их на наших дорогах сотни. А вот автомобилей «Феррари» стоимостью свыше 250 тысяч «зеленых», по сведениям «Комсомольской Правды», всего два. Хозяин одного живет на Урале, другого – в Москве. Новые импортные машины идут в России не очень бойко. В прошлом году их было продано 42236 штук. Причем треть продаж пришлась на дешевые корейские «ДЭУ», выпущенные в основном в Узбекистане. По данным ВЦИОМ, даже среди самых богатых россиян 22 процента ездят опять-таки на подержанных автомобилях. Что, впрочем, понятно: это и дешевле, и безопаснее. Всегда есть возможность скрыть истинную цену такой «серой» сделки и избежать неприятного вопроса из налоговой полиции: а деньги где взял?

по материалам газет «Бизнес», «Московский Комсомолец», monitoring.ru)

You may also like...