Быть человеком — это жить по своему выбору и не согласиться на рабство

Война испытывает нас на человечность. Хотя внешне выглядит так, будто во время войны область человеческих отношений сужается. Агрессор сознательно провоцирует убийства, распространяет ложь, разрушает очеловеченный мир. Сторона, которая защищается, должна приспособиться к тому, что другой является врагом и на выстрел должен быть выстрел в ответ. Без-ответственность становится все-таки преступной, множит страдания людей.

Следовательно, появляется разделение на своих и чужих. Страх и радость за «наших» обратны по значению с отношением к тем «другим», ведь за них не страшно, их неудачи, их смерти даже крепят наши надежды на победу.

Мы привыкаем к смертям и со стороны тех, за кого переживаем. Двое первых погибших на улице Грушевского в Киеве в январе 2014-го — это шок, но потом были десятки около Мариинского, до сотни на Майдане. Болевой порог меняется. Так, весной где-то 16 бойцов погибло под Волновахой — опять ощущение отчаяния, но потом были 49 военных из самолета в Луганском аэропорту, дальше малайзийский «Боинг» оставил под Торезом 280 смертей. Мы слышали о многих погибших под Иловайском, но, честно говоря, уже не чувствуется так жгучее потребность узнать точно, сколько именно. Просто много, и это плохо. Дальше счет может пойти на тысячи.

Мы не становимся равнодушными, нет, но мы привыкаем жить несмотря на это. Даже, кажется, упоминание о собственной смерти, которое раньше или позже наступит, воспринимается как-то бледно. Но есть ближние, кого мы любим, есть наша земля, есть мечты. Их мы не хотим терять. Есть и воинское братство, когда за спасение товарища рискуют своей жизнью. Поэтому есть место для человеческих чувств. И во время войны человечности не становится меньше. Меняются потребности в ней и ситуации ее проявления.

Несколько слов о том, что означает человечность и как война ее касается, с точки зрения философского. Человечность не является определенной добродетелью, как смелость, честность и др., но она проявляется в этих добродетелях, как их именно моральное качество, как направление на добро для других людей. Бесстрашный преступник дерзкий. Мы не назовем его храбрым. Откровенное зло циничное, а не честное. Человечность проявляет то, как мы существуем среди людей.

Мы осознаем себя благодаря бытию в человеческом мире. Без этой «человеческой» иначести мы не осознавали бы свое собственное существование, не имели бы измерения объективного мира, не осознавали бы вообще что-либо. Только совместно с другими мы имеем мир. Убить брата — это стать изгнанником, неприкаянным, Каином в мире. Следовательно, человечность является способностью совместно обживать мир, не разрушая его.

Из чего же тогда возникает война, если не из желания захватить мир для себя? Конечно, не только для себя самого, но и для своих прихвостней, для своего племени. Ведь и захватчик чувствует себя человеком, еще и незаурядным, из-за его признание другими, теми, кто из его круга, да и теми, кто вынужден бояться и повиноваться. В убожестве души он не находит себе покоя, ему не хватает места, новых доказательств его превосходства над другими. Он не может быть счастлив среди только друзей, ему нужные враги, чтобы их побеждать. Конечно, врагов называют изуверами. Это словно дает право их уничтожать.

Война является борьбой за жизненный мир. Это мир, в котором ты чувствуешь себя человеком. Агрессор живет, разрушая миры других, расширяя пустоту его самовозвеличивания. Для тех, кто защищается, война — это защита права быть человеком. Ведь жизненный мир человека — это не абстрактное измерение существования. Это то в сознании, которое наполняет его бытие смыслом. Это ощущение дома, семьи, существования на собственной земле, знание своего рода. Нация, не как сугубо этническое, но как политическое понятие, и собственное государство, как жизненное пространство, — это измерения бытия среди других народов и государств.

То, что агрессор, казалось бы, бесцельно разрушает жилища, города и поселки, в действительности имеет значение. Он уничтожает то, что составляет пространство человеческого существования, вокруг чего формируется жизненный мир людей. При помощи такого опустошения захватывают земли. Люди без родительского дома, лишенные своего сообщества и государства, не имеют опоры.

Тем многим переселенцам, которые вынуждены были покинуть свое село или город, надо опять почувствовать почву под собственными ногами, понять, что есть общество соотечественников, государство, которое надо совместно защищать. Только так воспроизводится общий мир и сохраняется человечность. Не каждый имеет в себе сердцевину, такое желание выжить, чтобы найти место, где опять он укоренится в человеческом мире. Да, нужная помощь, гостеприимство. Те люди, которые вчера были только соседями, теперь хозяева, которые дают убежище, и из их человечности возрождается общий мир.

Нам придется убеждаться в том, что война — это колонизация жизненного мира, когда нас не считают людьми, которые имеют право на собственный дом, землю, язык, выбор. Поэтому так много лжи направлено агрессором на искоренение нашей любви к своему краю, на лишение нас ощущения собственного сообщества.

Противник победит не тогда, когда убьет определенное количество людей, а тогда, когда разрушит наш жизненный мир, тем преодолев возможность общего гражданского сопротивления. В этом высший смысл борьбы не только за себя, но за свою землю, народ, государство. Только вместе можно сохранить пространство человеческой жизни для каждого, свою человечность. Именно ценности братства, достоинства, любви к своей земле и уважение к собственному государству дают возможность чувствовать себя людьми и иметь надежду на будущее.

Захватчик слаб, когда чувствует, что пришел на не свою землю. Хуже, когда ему вбили в сознание, что он спасает мир, что его жизненное пространство должно утвердиться как мировая правда. Его остановит та земля, которая будет гореть под ним, где он поймет себя чужим. Сложнее с тем, кто дома, но не имеет гражданства в своем сознании. Его жизненный мир не вписывается в пространство государства, к которому он принадлежит только формально. Он может воевать за то, чтобы его подворье стало частью другого государства. А может быть и просто равнодушным, пока случайно или преднамеренно в его отдельную «хату с краю» не попадет бомба. Тогда он поймет, что мир шире, чем его село или город, и придется определяться, где быть и с кем.

У каждого есть выбор — бороться или покориться. Эта борьба не только во плоти, но и в сознании за то, что имеет значение для нашего бытия в мире. Мир общий, и победа может быть одна для всех. Защита своих ближних, своей земли и государства, какой бы несовершенной она ни была, это сохранение всего мира, в котором и которым живут те, кого мы любим и знаем. Это и наше достоинство быть среди других народов мира. Это больше чем личное существование. Так становится понятным лозунг «свобода или смерть», который жутко было читать зимой на Майдане. Он означает, что быть человеком — это иметь право на собственный мир, жить по своему выбору и не согласиться на рабство.

Жизненный мир — это не дома или планеты, это пространство между нами, которое создается и удерживается нашим отношением к другим людям, нашим достоинством быть среди людей. Борьба за свободу, противостояние мировоззрений не закончится, пока существует разделение добра и зла.

Пока нам не безразличны те, кто с нами и против нас, мы проявляем человечность в мире. Война только заостряет эту ответственность, повышает требования к каждому из нас.

Автор: Евгений МУЛЯРЧУК, научный сотрудник Института философии НАН Украины, ДЕНЬ

You may also like...