Трагедия Бабьего Яра: «Сказано еще далеко не все»

Осенью 1941 года в изрезанном оврагом урочище на окраине оккупированного нацистами Киева было совершено одно из самых тяжелых преступлений XX века. За два дня в Бабьем Яру расстреляли 33771 еврея. Расстрел в Бабьем Яре — это был первый Холокост пулями. Все знают о Холокосте, об уничтожении евреев в концентрационных лагерях, но не все до сих пор знают, что их также расстреливали.

 

Процесс исторической памяти и процесс примирения со своей собственной историей — это всегда очень тернистый процесс. Украина не является исключением.

Нацистский караульный в Киеве, 19 сентября 1941 года. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом действовал два года, в июне 1941 года нацисты внезапно атаковали СССР. В течение нескольких недель немецкие войска захватили восток Польши, Белорусскую ССР а также большую часть Украинской ССР и другие территории советских республик

1

Нацистский караульный в Киеве, 19 сентября 1941 года. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом действовал два года, в июне 1941 года нацисты внезапно атаковали СССР. В течение нескольких недель немецкие войска захватили восток Польши, Белорусскую ССР а также большую часть Украинской ССР и другие территории советских республик

Толпа издевается над евреем у бюста Ленина на западе Украины. После оккупации нацистские войска открыли тюрьмы советских спецслужб. Немецкие пропагандисты разжигали антисемитизм, в рассказах о преступлениях советской власти делали акцент на еврейском происхождении части руководства СССР

2

Толпа издевается над евреем у бюста Ленина на западе Украины. После оккупации нацистские войска открыли тюрьмы советских спецслужб. Немецкие пропагандисты разжигали антисемитизм, в рассказах о преступлениях советской власти делали акцент на еврейском происхождении части руководства СССР

Пропагандистский плакат: "Смерть еврейско-большевистской заразе убийства". Немецкая пропаганда, отождествлявшая евреев с советским режимом, оказала свое влияние на часть украинского националистического движения в регионе, где и раньше происходили случаи антисемитского насилия

3

Пропагандистский плакат: "Смерть еврейско-большевистской заразе убийства". Немецкая пропаганда, отождествлявшая евреев с советским режимом, оказала свое влияние на часть украинского националистического движения в регионе, где и раньше происходили случаи антисемитского насилия

Еврейка убегает от толпы во Львове, городе, который в межвоенное время был польским, затем оккупирован СССР, а после нацистами. Фото сделано в июне или июле 1941 года. При активном поощрении нацистов евреи советской Украины и других оккупированных территорий проживали настоящие ужасы. Тысячи из них были замучены и убиты в ходе погромов, устроенных в Центральной и Восточной Европе

4

Еврейка убегает от толпы во Львове, городе, который в межвоенное время был польским, затем оккупирован СССР, а после нацистами. Фото сделано в июне или июле 1941 года. При активном поощрении нацистов евреи советской Украины и других оккупированных территорий проживали настоящие ужасы. Тысячи из них были замучены и убиты в ходе погромов, устроенных в Центральной и Восточной Европе

В Киеве сработали взрывные заряды, заложенные при отступлении советскими войсками. При взрыве погибли несколько нацистов. Человек, переживший Бабий Яр, вспоминает: "Конечно, в этом обвинили евреев. Нас всегда во всем обвиняют". 26 сентября, всего через неделю после захвата Киева, нацисты издали этот приказ

5

В Киеве сработали взрывные заряды, заложенные при отступлении советскими войсками. При взрыве погибли несколько нацистов. Человек, переживший Бабий Яр, вспоминает: "Конечно, в этом обвинили евреев. Нас всегда во всем обвиняют". 26 сентября, всего через неделю после захвата Киева, нацисты издали этот приказ

Спустя два года нейтралитета между нацистской Германией и СССР, в условиях строго контролируемой информации в советских СМИ, киевские евреи не осозновали опасности

6

Спустя два года нейтралитета между нацистской Германией и СССР, в условиях строго контролируемой информации в советских СМИ, киевские евреи не осозновали опасности

Один из немецких военных вспоминал, что советские евреи были "поразительно плохо осведомлены о нашем отношении к ним"

7

Один из немецких военных вспоминал, что советские евреи были "поразительно плохо осведомлены о нашем отношении к ним"

Часть Бабьего Яра. Это место нацисты выбрали как фактически готовую могильную яму. Когда люди приближались к оврагу, нацисты и местные добровольные помощники приказывали им раздеваться. Евреев окружали люди с собаками и группами по десять подгоняли к краю обрыва. Как вспоминает одна из немногих, кто выжил, только в тот момент она поняла, что их сейчас убьют

8

Часть Бабьего Яра. Это место нацисты выбрали как фактически готовую могильную яму. Когда люди приближались к оврагу, нацисты и местные добровольные помощники приказывали им раздеваться. Евреев окружали люди с собаками и группами по десять подгоняли к краю обрыва. Как вспоминает одна из немногих, кто выжил, только в тот момент она поняла, что их сейчас убьют

Жертвы убийства в Бабьем Яру. После первого дня расстрелов нацисты подорвали заряды на склонах оврага: землей засыпала и мертвых, и раненых, и еще живых. К концу второго дня десятки тысяч людей был расстреляны либо или задохнулись под телами и землей – всего 33 771 человек

9

Жертвы убийства в Бабьем Яру. После первого дня расстрелов нацисты подорвали заряды на склонах оврага: землей засыпала и мертвых, и раненых, и еще живых. К концу второго дня десятки тысяч людей был расстреляны либо или задохнулись под телами и землей – всего 33 771 человек

Некоторые из детей, ставших жертвами убийства в Бабьем Яру. Слева направо: Анна Глинберг, Мальвина и Полина Бабат, Вельвеле-Валентин Пинкерт. Одна из тех, кто выжил, вспоминала спустя десятилетия, что в Бабьем Яру расстреливали и неевреев, которые шли проститься со своими еврейскими соседями перед "депортацией" и подошли слишком близко к оврагу

10

Некоторые из детей, ставших жертвами убийства в Бабьем Яру. Слева направо: Анна Глинберг, Мальвина и Полина Бабат, Вельвеле-Валентин Пинкерт. Одна из тех, кто выжил, вспоминала спустя десятилетия, что в Бабьем Яру расстреливали и неевреев, которые шли проститься со своими еврейскими соседями перед "депортацией" и подошли слишком близко к оврагу

Советские военнопленные в овраге после расстрелов. Нацисты использовали Бабий Яр как место для казни советских военнопленных, цыган и других людей

11

Советские военнопленные в овраге после расстрелов. Нацисты использовали Бабий Яр как место для казни советских военнопленных, цыган и других людей

Бабий Яр после окончания Второй мировой войны. В 1961 там построили плотину, чтобы заполнить овраг полужидкими отходами соседнего кирпичного завода: в результате сель смыл соседние кварталы. По официальным советским данным, в результате Куреневской трагедии погибли 146 человек. По современным оценкам, погибших было на самом деле примерно полторы или две тысячи. В Киеве говорили: "Бабий Яр отомстил"

12

Бабий Яр после окончания Второй мировой войны. В 1961 там построили плотину, чтобы заполнить овраг полужидкими отходами соседнего кирпичного завода: в результате сель смыл соседние кварталы. По официальным советским данным, в результате Куреневской трагедии погибли 146 человек. По современным оценкам, погибших было на самом деле примерно полторы или две тысячи. В Киеве говорили: "Бабий Яр отомстил"

Более чем три десятилетия после войны события Бабьего Яра все еще не имели достаточного официального признания, хотя еще в 1960-х еврейские активисты начали собираться там без разрешения властей, чтобы не терять память о трагедии. В 1976 был построен этот мемориал памяти всех жертв нацистского режима, погибших там. Но отдельного упоминания о евреях, которых погибли там, в нем не было – центральной фигурой стал советский солдат

13

Более чем три десятилетия после войны события Бабьего Яра все еще не имели достаточного официального признания, хотя еще в 1960-х еврейские активисты начали собираться там без разрешения властей, чтобы не терять память о трагедии. В 1976 был построен этот мемориал памяти всех жертв нацистского режима, погибших там. Но отдельного упоминания о евреях, которых погибли там, в нем не было – центральной фигурой стал советский солдат

9 мая 1985 года в Киеве праздновали годовщину победы над нацизмом. Власть советской Украины рассматривала события в Бабьем Яру через призму "страданий всего советского народа" во время нацистской оккупации

14

9 мая 1985 года в Киеве праздновали годовщину победы над нацизмом. Власть советской Украины рассматривала события в Бабьем Яру через призму "страданий всего советского народа" во время нацистской оккупации

Только через полвека после трагедии, когда Украина обрела независимость от СССР в 1991 году, в Бабьем Яру возвели отдельный мемориал, посвященный еврейским жертвам. На открытие памятника в виде меноры собрались сотни людей

15

Только через полвека после трагедии, когда Украина обрела независимость от СССР в 1991 году, в Бабьем Яру возвели отдельный мемориал, посвященный еврейским жертвам. На открытие памятника в виде меноры собрались сотни людей

Сам Бабий Яр сегодня – это тихий парк, где при хорошей погоде гуляют под деревьями парочки или катаются велосипедисты. "Есть вещи, есть трагедии, перед безмерностью которых любое слово бессильно и о которых больше скажет молчание, – великое молчание тысяч человек. Может, и нам следовало бы здесь обойтись без слов и молча думать об одном и том же. Однако молчание много говорит лишь там, где все, что можно сказать, уже сказано. Когда же сказано еще далеко не все, когда еще ничего не сказано – тогда молчание становится сообщником лжи и несвободы. Поэтому мы говорим, и должны говорить, где можно и где нельзя, используя любую возможность, которые попадаются нам так редко". – Из выступления писателя Ивана Дзюбы в Бабьем Яру в 1966 году

16

Сам Бабий Яр сегодня – это тихий парк, где при хорошей погоде гуляют под деревьями парочки или катаются велосипедисты.

"Есть вещи, есть трагедии, перед безмерностью которых любое слово бессильно и о которых больше скажет молчание, – великое молчание тысяч человек. Может, и нам следовало бы здесь обойтись без слов и молча думать об одном и том же. Однако молчание много говорит лишь там, где все, что можно сказать, уже сказано. Когда же сказано еще далеко не все, когда еще ничего не сказано – тогда молчание становится сообщником лжи и несвободы. Поэтому мы говорим, и должны говорить, где можно и где нельзя, используя любую возможность, которые попадаются нам так редко".
– Из выступления писателя Ивана Дзюбы в Бабьем Яру в 1966 году

Источник: Настоящее Время 

Читайте также: