Год супер-штрафов: как ездим сегодня

Сегодня исполняется год с тех пор, как начали действовать новые, повышенные в 10 и более раз, штрафы за нарушение правил дорожного движения. Водители стали реже пить за рулем, а в ГАИ хотят еще больше «прикрутить гайки».  

В основном они коснулись водителей — их стали намного суровее наказывать за любые нарушения. Например, за самое распространенное — превышение скорости — штрафы выросли в 40 раз: с 17 до 680 грн. (если превысил более чем на 50 км/ч. — Авт.). В итоге, по данным Департамента ГАИ МВД Украины, с ноября 2008-го по ноябрь 2009-го число ДТП с потерпевшими уменьшилось на треть, или на 16 000, погибло на 2700 человек меньше (на 37%), травмировано на 20 тысяч меньше (снижение почти в 1,5 раза). Шеф департамента ГАИ генерал Сергей Коломиец уверен: все это благодаря новым штрафам.

Боясь существенного наказания рублем (вернее гривней) или лишения прав, водители и пассажиры стали пристегиваться, меньше выезжать на встречную полосу и проскакивать на красный свет перекрестки, отсюда и снижение числа аварий и количества смертей, считает генерал. Поэтому «закручивать гайки» нарушителям будут и дальше.

«Пьяный за рулем, по вине которого произошли тяжкие последствия (есть погибшие), может в скором будущем получить максимальное наказание — 15 лет лишения свободы (сейчас — до 10 лет. — Авт.). МВД разрабатывает эти изменения, все это согласовывается с юристами и министерствами. Рассматривается и повышение штрафа за совершение ДТП в нетрезвом виде до 10—15 тысяч гривен (сейчас 2550—3400 грн. — Авт.)», — рассказала нам директор департамента по связям с общественностью МВД Инна Кисиль.

Юристы, специализирующиеся на делах, связанных с нарушением ПДД, считают: ситуация на дорогах после введения новых штрафов не так однозначна. Известный защитник интересов водителей адвокат Вадим Володарский признает, что смертей на дорогах стало меньше, а вот обычных «стуканчиков» — нет. «У меня есть свой показатель — количество обращений по делам о ДТП, нельзя сказать, что их стало меньше после ноября 2008 года. Значит, и об уменьшении количества ДТП говорить вряд ли приходится», — утверждает он.

Но и это не все — когда инспекторам вернули право накладывать штрафы за нарушения, по которым не предусмотрено лишение прав (непристегнутый ремень безопасности, стоянка под запрещающим знаком, превышение скорости свыше 20 км/ч, отсутствие полиса «автогражданки», талона техосмотра), они снова стали всемогущими, что может приводить к превышению полномочий. Как, допустим, с теми же «письмами счастья» за превышение скорости, зафиксированными прибором «ВИЗИР», многие из которых были некорректными либо сфабрикованными (о «ВИЗИРах» см. отдельно).

«Уровень злоупотреблений потребовал вмешательства Кабмина, когда на дорогах массово появились знаки «Ограничение скорости 40 км/ч», за каждым из которых прятался гаишник. Парадоксально также, что по новому закону выписанный инспектором мелкий штраф (даже за переход улицы в неположенном месте) можно обжаловать вплоть до Верховного суда, а лишение водительских прав — не выше Апелляционного», — констатирует Володарский.

БЕЛАЯ И ЧЕРНАЯ СТОРОНЫ НОВЫХ ШТРАФОВ

На дорогах стало меньше ДТП, погибших и раненых, казна получила дополнительные сотни миллионов гривен от больших штрафов. Но и взятки выросли на порядок. Озверевшие водители бьют гаишников, а те доводят штрафами водителей до самоубийства

БЕЛАЯ СТОРОНА

1. Снизилась аварийность. За год количество ДТП уменьшилось на 33%, или на 16 000 аварий, погибло на 2700 человек меньше (на 37%), травмировано на 20 тысяч меньше (снижение почти в 1,5 раза).

2. Нарушений ПДД, которые не привели к ДТП, стало меньше на 20% (более чем на 1,5 млн. нарушений).

3. У государственного и местных бюджетов появился существенный источник наполнения — реальные доходы от уплаченных штрафов выросли более чем в 5 раз, это свыше 700 млн. грн.

4. За счет доходов от штрафов местные власти начали установку технических устройств, контролирующих автомобильное движение (камеры наблюдения в крупных городах, позволяющие видеть, где авария или затор, и оперативно устранять их последствия. Во многих небольших городах и даже селах отремонтировали разбитые дороги).

5. ГАИ усилила контроль за своими сотрудниками на службе: появилось негласное наблюдение за инспекторами с целью выявления случаев мздоимства.

ЧЕРНАЯ СТОРОНА

1. На порядок выросли взятки: если раньше превышение скорости или проезд на красный свет «стоили» 20—50 грн., то теперь, чтобы откупиться, надо не меньше 150—300 грн., в зависимости от серьезности нарушения. А с пойманного за рулем выпивохи могут потребовать и 2000 грн. «в обмен» на права.

2. Возросли недовольство и агрессия водителей-нарушителей по отношению к неподкупным инспекторам, выписывающим штрафы. Известны случаи, когда инспекторам угрожали и даже избивали.

3. Увеличилось число судебных исков, в которых водители оспаривают постановления о штрафах (только подача заявления стоит до 300 грн., но выиграть дело удается нечасто).

4. Госисполнители начали ходить по домам нарушителей, у которых набралось неоплаченных штрафов на несколько тысяч гривен, останавливают их авто на дорогах и ставят перед выбором: либо немедленная уплата штрафа, либо постановка автомобиля на штрафплощадку. Если после изъятия авто штраф не уплачен в течение месяца, машину могут конфисковать и продать с молотка за долги по заниженной цене.

5. Штрафы крепко ударили по семейному бюджету автолюбителей. Непосильный штраф (около 300 грн.) за неправильную парковку побудил жителя Волынской области покончить жизнь самоубийством. В ГАИ провели расследование и заявили, что вины автоинспектора в этом не было. Дескать, он действовал по закону.

Источник данных: Департамент ГАИ МВД Украины, эксперты «Сегодня»

ГДЕ ПОЧЕМ ПОЛИХАЧИТЬ

Мы сравнили, сколько «стоят» некоторые нарушения ПДД в разных странах: самое тяжкое — пьянство за рулем, самое легкое — непристегнутый ремень и самое «популярное» — превышение скорости. Как оказалось, в Украине по-прежнему наиболее низкие штрафы, даже несмотря на 10-кратное их повышение. Лишь по наказаниям за пьянство мы приблизились к России: у нас 285 евро, у них 290 (Польша — 1400 евро, Венгрия — 1200, в Германии у пойманного за рулем нетрезвым навсегда отбирают права). За непристегнутый ремень в Украине светит 7 евро (85 грн.), в России — 14, в Польше — 30, в Венгрии — 48, в Германии — 75 евро, причем с каждого (!) непристегнутого. Наконец, превышение скорости у нас обойдется максимум в 57 евро, в России — 93, в Польше — 140, в Венгрии — 80, в Германии, как ни странно, учитывая суровость наказаний за другие нарушения, — всего 100 евро.

Но если сравнить со средней зарплатой, то после уплаты штрафа за превышение скорости кошелек украинца похудеет на 35% месячной получки, россиянина — на 16%, поляка — на 20%, венгра — 8%, а немца — всего на 3%. А вот тяжесть наказания за пьянство сопоставима: украинцу надо работать 53 дня, чтобы расплатиться, венгру — 38 дней, поляку — более двух месяцев! Зато россиянину — всего полмесяца.

АВТОМОБИЛИ УЖЕ НЕ ОТБИРАЮТ

Эксперты «Сегодня» не зря утверждали, что принудительное изъятие автомобилей за неуплату штрафов исполнительной службой совместно с ГАИ, которое практиковалось в последние полгода, было, что называется, «игрой на грани фола». Напомним: например, адвокат Александр Цаплин говорил, что по статье 50 закона «Об исполнительном производстве» долг положено, в первую очередь, взыскивать в денежной форме. Для этого необходимо арестовать счета и вклады должника. Лишь при их отсутствии госисполнители имеют право, по ст. 5 и 55 закона, арестовывать и изымать его пожитки.

Но г-н Цаплин разъяснил: сумма долга должна быть соизмеримой со стоимостью имущества. И должник имеет право сам выбрать, на что накладывается арест. Поэтому арестовывать машину стоимостью, например 30 и более тысяч гривен, если штраф составляет 5000 грн., а у человека есть более дешевое «майно», незаконно.

И вот на наш запрос в Минюст с просьбой уточнить, на каком основании за просроченный штраф могут поставить автомобиль нарушителя на штрафплощадку, пока он не рассчитается с государством, а также сколько удалось таким образом выбить долгов, в министерстве ответили, что они уже разослали в исполнительные службы по всем регионам письмо с указанием… приостановить подобную практику. Пресс-секретарь Минюста Лия Ильченко при этом также сослалась на ст. 50 упомянутого закона.

Но это не значит, что госисполнители совсем не могут конфисковать автомобиль. Его имеют право изъять, если сумма штрафа превышает две минимальные зарплаты (1488 грн.), а у должника нет никаких официальных денежных доходов. Также г-жа Ильченко сообщила, что со временем ситуация «авто за штрафы» должна измениться, потому что Минюст и МВД разрабатывают совместный подзаконный акт, в котором будет расписано, как правильно изъять авто, где его следует хранить, каким образом продавать.

В департаменте ГАИ нам не дали официального комментария на решение Минюста отложить принудительное изъятие автомобилей за неуплату штрафов. Но наш источник в МВД считает, что закон «Об исполнительном производстве» и без дополнительных актов разрешает изымать за долги по штрафам за нарушение ПДД любое имущество, в том числе и машины.

ПЬЮТ МЕНЬШЕ, А ЛИХАЧАТ БОЛЬШЕ

«Сегодня» проанализировала статистику нарушений ПДД за год действия старых и новых штрафов, которые не привели к авариям, предоставленную нам Департаментом ГАИ МВД Украины. Цифры говорят: нарушений, не приведших к ДТП, стало меньше на 20% — в 2008-м было составлено почти 8 млн протоколов, а сейчас 6,4 млн. Снижение произошло по всем видам, кроме одного — превышение скорости.

Пьяниц за рулем убавилось на 10% (на 33 тыс.), а тех, кто не по правилам обгоняет и проезжает на красный — почти вдвое меньше: их всего полмиллиона. Пешеходы нарушают одинаково стабильно, хотя раньше за переход улицы на красный свет штрафовали на 3,4—8,5 грн., теперь на 51—85 грн. За год попались почти 270 тыс. пешеходов, это 4% от всех нарушений.

А вот феномен: штрафы возросли, а число любителей проехаться с ветерком… увеличилось на 30%, адвокат Вадим Володарский объясняет тем, что раньше лихачи откупались от инспекторов (обычно давали 20—30 грн.). Когда появился «ВИЗИР», фиксировавший величину скорости авто без его остановки, «письма счастья» со штрафами стали рассылать лихачам пачками, отсюда и рост нарушений. Других нарушений ПДД также не меньше, считает юрист. Просто раньше водители говорили: «Составляй протокол, начальник, 17 гривен штрафа — не деньги!», и половину дел суды не успевали рассмотреть в срок — протоколы аннулировались. Ныне, когда инспектор получил право сам накладывать штраф, как считает адвокат, водители стали чаще давать мзду — от половины суммы (минимальный штраф — 255 грн.), чтобы он не оформлял нарушение.

СОВЕТОВАЛИ «ЗАСЫПАТЬ» ГАИ ШТРАФАМИ

После предписания Генпрокуратуры, которая запретила слать постановления о штрафах по почте, а обязала останавливать нарушителей, гаишники заявляют о том, что больше не шлют водителям «письма счастья», а честно выполняют требование. «Мы работаем на профилактику нарушений, контактируя с водителями, а приборы фотофиксации теперь «служат» на штативах», — говорят в ГАИ.

«Действительно, гаишники уже не шлют спонтанно постановления о штрафах по почте, а останавливают нарушителей, которые превысили скорость, и составляют протоколы. Дело против «ВИЗИРа», который зафиксировал, что АЗС… движется со скоростью 66 км/ч, было одним из громких, но сейчас, по моей информации, судебных заседаний из-за «ВИЗИРов» нет. Я даже недавно пытался найти таких людей, которые за последнее время получили бы «письма счастья». Безрезультатно. Думаю, мы добились, чтобы инспекторы все-таки останавливали нарушителей и составляли протоколы», — рассказал нам Юрий Аксенов — юрист, который недавно доказал, что «ВИЗИР» засек мчащуюся автозаправку и выиграл дело против прибора.

Сразу после того, как информация о предписании ГПУ была озвучена публично, юристы даже стали советовать водителям отправлять постановления о штрафах обратно в ГАИ на имя начальников районных автоинспекций. Точки над «і» попыталось расставить МВД. Замминистра внутренних дел Александр Савченко заявил: ГПУ не запрещала, а лишь рекомендовала использовать «ВИЗИР» как вспомогательный прибор во время составления протоколов. «В законе выписано, что в автоматическом режиме приборы имеют право работать. Не «ВИЗИРы», а любые. То есть в автоматическом режиме мы имеем право фиксировать нарушения и предоставлять квитанции», — сказал он. Но в нескольких региональных отделах ГАИ нам рассказали, что будут исполнять предписание ГПУ, «чтобы не иметь проблем», т.е. рассылать «письма счастья» заочно, без беседы с нарушителем, не планируют.

«В странах Европы, с которых украинские гаишники неудачно попытались взять пример, превышение скорости действительно фиксируется автоматически: фотокамера висит на столбе, а не находится в руках у инспектора, пусть даже на штативе, тогда злоупотребления исключены», — разъяснил нам адвокат Вадим Володарский.

НЕ ЩАДЯТ ДАЖЕ ВИЗИРА

Визир платил штрафы

«Сегодня» нашла человека с красноречивой фамилией Визир. Самое интересное — он очень любит быструю езду, за что его уже неоднократно штрафовали гаишники.

— Приятно знать, что твоя фамилия используется в глобальных масштабах, — рассказывает 22-летний Павел Визир из Днепропетровска. — Инспекторы меня штрафовали, правда, не на «ВИЗИР». Знаете, когда это было оправданно, даже не спорил. Но если мне гаишники пытались «вешать лапшу на уши», всегда находил весомые аргументы и доказывал свою правоту, пока стражам порядка на дорогах не надоедали мои пререкания, и я спокойно уезжал. К новым штрафам, как водитель, который любит экстрим-езду, отношусь, с одной стороны, негативно.

Был случай, когда, проехав 500 метров от дома к магазину, мне пришлось выложить 400 гривен штрафа за то, что совершил обгон авто на повороте. Я люблю ездить красиво, поэтому, если ситуация позволяет, правила нарушаю, но не в ущерб своим собратьям по дороге. Признаю, что после принятия новых штрафов на дорогах стало меньше хамства. Вообще мои родители были против моего увлечения скоростной ездой и поэтому при первом желании купить авто отказали.

Но я решил приобрести автомобиль своими силами. Чтобы заработать на свою первую машину, не имея образования и вообще с бубликом в кармане, я работал грузчиком, причем по 13 часов в сутки. В итоге в 18 лет купил себе «Жигули» первой модели. За два года из обычной «копейки» я превратил его в настоящий спорт-кар, увеличив мощность двигателя. В 20 лет я купил ВАЗ 2170 («Лада Приора»). До спортивного этому авто, конечно, еще далеко, но для выполнения элементарных трюков — достаточно. К весне собираюсь пересесть за руль Subaru Impreza. Сейчас я могу себе позволить такое авто, работаю частным предпринимателем — торгую компьютерной техникой через интернет.

Александр Панченко, Игорь Серов

******

Геннадий Коломиец: «Жесткие меры и штрафы оправданны»

Главный гаишник рассказал, почему он за высокие штрафы, о том, как надо поступать с пьющими за рулем, и за что инспекторы ГАИ собираются наказывать в 2010 году.

— Прошел год с тех пор, как начал действовать новый закон о штрафах. Как оцениваете его эффективность?

— Если учесть, что это новое дело, то мы эффективно сработали. Удалось уменьшить смертность на дорогах — на сегодня погибло на 2372 человека меньше, чем год назад, и на 3663 меньше, чем два года назад. Травмировано, соответственно, меньше на 17 000 и 27 800. Это — главный результат. В следующем году у ГАИ появятся новые требования: начнем следить, чтобы водители и пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности, начнем регистрировать скутеры и мопеды, наведем порядок с автошколами, выпускающими слабо подготовленных водителей.

— Почему же, несмотря на столь высокую оценку эффективности высоких штрафов, за последние 3—4 месяца количество погибших в ДТП увеличилось?

— Это печальная сезонная статистика летних месяцев и сентября, когда массово едут в отпуска на своих авто, много транзитных машин и, увы, не всегда соблюдают ПДД. В сентябре много погибших дали именно иностранцы. Ныне смертность снова снизилась и к декабрю должна стать минимальной. Средняя смертность по этому году — 14 человек в сутки, год назад был 21. Поэтому считаю, что жесткие меры к нарушителям оправданны, они снижают количество нарушений. В советские времена, когда за пьянство лишала прав ГАИ, а не суд, то их отбирали у 90% нарушителей. А сейчас суды отбирают права максимум у каждого десятого.

— Наложить штраф на нарушителя — полдела, сложнее его взыскать. Пока платят чуть больше половины.

— Обещаю, ни один водитель с «незакрытым» штрафом не пройдет техосмотр. Мы сейчас передаем в исполнительную службу данные на лихачей, которые не уплатили 10 и более штрафов (рекорд — 71 штраф — у одного бывшего таксиста). Случаев изъятия авто пока немного, но примечательно: как только машину забирали на штрафплощадку, виновный тут же находил средства на уплату штрафов.

— Куда идут деньги от штрафов?

— Половина — в госбюджет, половина — напрямую в местные бюджеты. В этом году впервые во многих селах починили дороги — за счет тех 20—30 тысяч гривен, что набежали сельсовету от уплаты штрафов. В Киеве собрано штрафов на 40 млн грн., но куда точно они ушли, мне неизвестно.

— Вопрос по скоростному режиму — не привело ли увеличение скорости до 80 км/ч к повышению аварийности?

— Наоборот. По Киеву, где таких дорог больше всего, аварий за год стало меньше на 43,1%, тогда как в среднем по Украине — на 34,5%.

— Почему после введения в киевских МРЭО системы контроля за сдачей экзаменов так мало выпускников сдают их?

— Из-за слабой подготовки. Приведу пример: как-то я наблюдал по компьютеру за ходом экзамена в МРЭО. Вижу: девушка в трех первых вопросах сделала две ошибки и задумалась. Потом вдруг начала быстро и правильно отвечать. Я сразу звоню экзаменатору: «Ты где?». Отвечает: «Вышел». Я ему: «Бегом в класс, там у тебя списывают!». К концу ноября должны закончить тестовую отработку этой системы и начать ее внедрение по всей Украине. Причем будем устанавливать и веб-камеры, снимающие обстановку в помещении. Деньги на это находим, их не так много и требуется — даже на самую насыщенную МРЭО Киевскую область (там их 17) — надо всего около 2,5 млн. грн.

— Вечная тема: мздоимство на дорогах…

— За год выявлено почти 4000 таких фактов. Из них только 121 раз инспекторы требовали взятку (все уволены, против них возбуждены уголовные дела), в остальных случаях «хабар» предлагали водители. И что? По взяткодателям прокуратура возбудила чуть более сотни уголовных дел, остальных отпустили.

Александр Панченко

Газета «Сегодня»

You may also like...