Итоги 2015-го года: тревожные звоночки и проблески надежды

И люди, и семьи, и редакции, и компании, и отрасли, и страны говорят об итогах минувшего года. Порой кажется, что это одна из жизненных необходимостей и для людей, и для структур – проводить аудит собственных планов, достижений и провалов. Что без подсчета плюсов и минусов собственного жизненного графика старый год не уйдет.

В агентстве УКРИНФОРМ пригласили экспертов поговорить о том, какие события общественной, политической, экономической жизни прошлого года стали успешными и обнадеживающими? А какие из них являются "тревожным звоночком"? В этой подборке – не только похвала власти и обществу, но и критика. Впрочем, наши собеседники – люди, имеющие на это право. Они никогда не шли ни на какие компромиссы в вопросах суверенитета, не «ездили» в интеллектуальных танках олигархов и партий. Поэтому, не будем обижаться. Не так много в видимом интеллектуальном поле настоящих людей, способных говорить настоящие слова.

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ПРОШЛОГО ГОДА – ПРОГРЕСС МАЙДАНА. ВО ВСЕМ

Валерий Дымов, директор центра общественно-информационных технологий «Форум»

– Главным обнадеживающим событием уходящего года является то, что Революция Достоинства продолжается. Прогресс Майдана, продвижение активных людей, которые положили начало рождения новой Украины, продолжался в 2015 году.

Валерій Димов

Валерий Дымов

Майдан продолжался и постепенно заходил в закрытые структуры. Он зашел в МВД, создав новую полицию. Он поддерживает ожидания на создание новых прокуратур, новых судов. Майдан после выборов зашел в местные советы, в города и села. Он зашел в мой родной Николаев, когда в поединке между старым и новым подавляющую поддержку жителей Николаева получил представитель новой власти. Он зашел в Кривой Рог, где люди не согласились с фальсификациями, с которыми согласились представители политических партий, не успевающих за этим прогрессом общества.

Во всех проявлениях, во всех событиях есть главный тренд – продвижение Майдана и движение неравнодушных людей, которые ни на кого не надеются, потому, что они знают, что только они являются теми носителями изменений. Они являются визионерами, у них есть свой проект Украина и свое место в этом проекте.

Мы получили новую боеспособную армию. Добровольцы и волонтеры осуществляли этот прогресс Майдана, и мы получили практически новую армию, получили снабжение армии, логистику, новую технику.

Мы получили какую-никакую (сейчас со мной многие не согласятся), но стабилизацию. В экономике мы достигли дна, я в это верю и доверяю цифрам статистики.

Украина имеет продолжение поддержки, несмотря на ту серьезную критику наших партнеров за рубежом. Россия платит за агрессию, и в том числе – благодаря Украине.

Майдан начал наступление на коррупцию. Антикоррупционное бюро, Антикоррупционное прокуратура, агентство по возврату активов – даже в тех формах, в которых они принимались, запустят процессы и покажут людей, которые будут нести личную ответственность перед украинским обществом. Украина попала в субъектность благодаря Майдану. Когда кто-то рассказывает о том, что нас там кто-то может предать, то, на самом деле, нас можно изменить только в той мере, в какой мы, украинцы, позволяем себя предавать. Сегодня европейская политика и глобальная политика не обходятся без Украины.

Если говорить о негативах. Политики не успевают за украинцами.

Мы видели яростное сопротивление прогрессу Майдана. Сопротивление со стороны старой системы, в которую были имплементированы и представители новой власти. Она не способна сама себя вытащить из этого болота, в котором находится. Это постоянное сопротивление старой системы действует на всех уровнях.

Сопротивление системы в том, что генералы не могут справиться с новыми задачами. Паркетные генералы, которые также были частью старой системы, не могут осуществлять свои функции в новых условиях. Сопротивление системы проявляется в саботаже антикоррупционном продвижения внутри самой Генеральной прокуратуры. Сопротивление в том, что судей даже не могут уволить на основании ими же представленных заявлений об увольнении, и они продолжают выполнять свои обязательства.

Сопротивлением Майдану я объясняю непонятные кадровые решения, в частности, назначение Паскала и Тищенко.

Тревожным симптомом считаю то, что коалиция неспособна выполнить и 10 процентов тех задач, которые выписывала нам, рассказывая, что они долго запрягают, но быстро будут ехать. Политики все еще не могут договариваться в парламенте относительно тех задач, которые стоят на повестке дня. А сама повестка дня украинских политиков часто отрывается от повестки дня украинцского. Опять правительство формируется на основании квот, хотя говорили, что там не будет квотного принципа. Не реформируются центральные органы исполнительной власти.

Не созданы лифты для новых кадров. И мы не можем говорить о том, что туда может влиться это «молодое вино» новых украинцев. У Гераклита есть фраза, которую я очень люблю: «Судьба покорного ведет, а непокорного тащит». Майдан является путеводителем для тех, кто понимает, и кнутом для тех, кто этого не понимает. И в новом году Майдан будет использовать и то, и другое.

МЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ЭНЕРГОЗАВИСИМЫМИ И ЗАПУСТИЛИ СПУТНИК С СИНГАПУРОМ

Михаил Гончар, президент центра «Стратегия XXI»:

– Если говорить об успехах прошлого года, я бы назвал следующие.

Несмотря на бессильную дипломатию, результатом которой стал Минск-2, благодаря Вооруженным силам Украины и добровольческим формированиям удалось не допустить расширения оккупационной зоны на востоке Украины.

Михайло Гончар

Михаил Гончар

Позитивом внутренней политики считаю то, что на местных выборах не произошло реванша вчерашних, и не имел места триумф партии власти, то есть БПП.

Хорошей новостью является то, что в этом году произошло беспрецедентное сокращение потребления газа. Традиционно экономика и политика в Украине были газозависимыми, не просто энергозависимыми. Энергозависимость прежде всего шла через газовую зависимость от импортируемого газа из России. Положительный итог года – и беспрецедентное в истории сокращение импорта газа, и беспрецедентно большой объем импорта газа из Европейского Союза. При этом Россия ничем не смогла нам в этом помешать.

Есть еще один положительный пункт – падение ВВП могло бы быть куда более серьезным, чем произошло.

В связи с тем, что все больше терпит фиаско российская политика строительства «откатопроводов» в обход Украины, ГТС Украины на среднесрочную перспективу сохраняет свою транзитную функцию.

К плюсам я отношу то, что укрепляется волонтерское движение и давление со стороны неправительственного сектора на власть.

Приятно поразил в 2015 году оборонно-промышленный комплекс Украины. Несмотря на то, что власть не прилагает достаточных усилий по переводу экономики на военный лад, тяжело, трудно, с трудом, но тем не менее – вводятся какие-то новые образцы вооружения, военной и бронетанковой техники. Фирма «Антонова» обрадовала нас Ан-178.

Позитивом я считаю то, что в 2015 году не было допущено принятие поправок к Конституции, которые по сути федерализуют Украину. Имею в виду законопроект об особом порядке самоуправления на Донбассе.

Но хотелось бы сказать про меньшие успехи. Если говорить об успехах, но не макроуровня, а микроуровня, то хочу привести пример: Сингапурский спутник был запущен индийской ракетой-носителем и оборудован микродвигателями производства Лаборатории перспективных реактивных двигателей. Это успех небольшого коллектива, потому что выполнили заказ сингапурцев совместными усилиями коллектив Лаборатории в Днепропетровске и альянс «Новая энергия» в Киеве. Вроде бы микроуспех, но важный.

И еще один успех. Очень символичной стала победа на выборах мэра в бывшей гетманской столице Глухове бывшего гражданина Франции, а ныне гражданина Украины, потомка знаменитой династии Терещенко – Мишель Терещенко. То есть, Глухов – это типичный бордортаун – город на границе, больше на восточной границе (все – дальше Россия), но это гетманская столица в прошлом. И вот что важно: за него там проголосовало более двух третей избирателей, то есть в принципе Мишель Терещенко – это символ таких европейских стремлений вот этого востока Украины.

Если говорить о негативах. Тревожным звоночком является то, что власть продолжает жить в режиме осознания, что с подписанием минских соглашений война прекратилась: на самом деле она не прекратилась.

Мантру, что реальность Минска-2 остается безальтернативной, не принимаю. Она остается безальтернативной тогда, когда никто не делает альтернативы. Были ли приложены соответствующие дипломатические усилия по возобновлению темы Будапештского меморандума? Нет. Если смотреть только из одного офиса и ничего другого не видеть, то тогда альтернативы никакой нет. И тогда получается так, что мы становимся объектами чужой игры и теряем субъектность.

Фактически, мы перешли в режим внешнего ручного управления МВФ, и это означает, особенно анализируя принятый Бюджет,- ни о каком экономическом развитии речи не будет идти.

Еще одна угроза связана с вопросом нестабильности парламентской коалиции. Есть основания говорить, что коалиция осталась формальной на бумаге, поэтому 2016 год может стать годом мощного политического кризиса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это тоже – как бы тревожный звонок, кризис отношений среди коалициантов.

Тревожный звоночек – это вопрос, связанный с возникновением в энергетической сфере новых зависимостей, которых раньше не было, хотя они не имеют пока что экстремальной формы, я имею в виду зависимость по углю и по импорту электроэнергии.

Риском считаю дальнейшую радикализацию общества. Радикализация – следствие недоверия к власти, когда оно считает, что борьба с коррупцией осуществляется показушно. Когда, несмотря на бои за антикоррупционных прокуроров, результаты не вызывают доверия у общества. Не радикалы нагнетают страсти и градус в обществе, а само общество становится более радикальным к власти, которая не решает общественных задач, а попадает в новые и новые формы зависимости. И если раньше у нас была зависимость в восточном направлении, то теперь мы ее подменяем на зависимость от МВФ и ставим тогда под внешнее управление всю экономическую политику. Раньше были «рабы, подножки, грязь Москвы», а сейчас изменились на «рабы, подножки, грязь Берлина, парижский мусор»?

НАДО НАУЧИТЬСЯ САМИМ УВАЖАТЬ СВОЮ СТРАНУ

Александр Палий, историк:

– Позитивом я считаю то, что Украина устояла, укрепляется оборона, что мы выдержали удар российской стороны. Экономические тенденции улучшаются, несмотря ни на что. Есть запрос на борьбу с коррупцией. Парламент, как бы там ни было, всегда набирает необходимое количество голосов под правильное решение, хотя там множество всяких популистов, балаболов, мошенников. Но тем не менее, здоровое ядро в Раде есть, и это хорошо. Местные выборы у нас прошли нормально. Главное это то, что люди не теряют надежду и немножечко, по-моему, выросли из того времени, которое было до революции. Потому что самые большие изменения – те, которые происходят внутри у людей. Общество не оставляет власть без внимания, а власть реагирует на общественное давление. Мы видим ситуации, когда, например, министр, заместитель министра внутренних дел подают в отставку именно из-за такого давления. Множество людей разного калибра не устраивали общественность и вынуждены были выходить. Власть прислушивается к народу.

Олександр Палій

Александр Палий

Тревожным звонком считаю нарастание разочарования в обществе и то, что не все коррупционные схемы ликвидированы. Коррупция еще очень глубоко сидит, и ее вытравливать не так легко. И кроме того, у людей в отношении к власти и к стране порой звучит торжество люмпенского нигилизма, особенно в социальных сетях это заметно. Но надо учиться ценить и уважать свою страну.

Автор: Елена Мигачева. Киев, УКРИНФОРМ

You may also like...