Кто и как ответит за брак?
Всемирный день защиты прав потребителей мир отмечал на прошлой неделе. Это хороший повод лишний раз затронуть тему наших с вами прав. И их защиты, разумеется, тоже. Бумажный вопрос
Первое правило потребителя гласит: при покупке товаров, а также заказе работ или услуг необходимо получить письменное подтверждение этого факта.
Такой документ очень поможет, если вдруг возникнет конфликтная ситуация.
Каким он должен быть?
Для товаров достаточно товарного или кассового чека, который продавцы обязаны выдавать при покупке. В нем должны быть указаны: наименование товара, его цена, дата продажи и фамилия продавца. Если чек вам не дали, не стесняйтесь его требовать.
Для услуг (работ) обязательно выписывается квитанция (составляется договор), в которой должны быть следующие сведения:
• начало работы;
• конец работы;
• цена и порядок внесения платы;
• количество и цена предоставленных вам материалов;
• гарантийный срок.
При отсутствии документов, подтверждающих вашу правоту, в крайнем случае можно пригласить свидетелей. Однако документы всегда надежнее.
Время действовать
Ситуаций, в которых могут быть ущемлены права потребителя, бесчисленное множество. Рассмотрим одну из них – типичную: товар потерял потребительские свойства до истечения гарантийного срока.
Что делать?
Начнем с того, что думать надо было раньше. При покупке необходимо брать чек и сохранять его на протяжении срока пользования изделием. А также обязательно проверить наличие штампа магазина с указанием даты продажи в техническом паспорте и в гарантийном талоне.
Если чек и документы в порядке – все просто. Обнаружив недостатки в товаре на протяжении гарантийного срока, вы должны обратиться к продавцу (производителю) с письменным заявлением в двух экземплярах.
В свою очередь продавец, если у него возникли сомнения относительно причин потери качества товара, может в трехдневный срок направить его на экспертизу. При желании потребитель может присутствовать во время ее проведения.
В случае подтверждения непричастности покупателя к порче товара ему должны его заменить или возместить потери в порядке, установленном законодательством Украины.
Комментарий специалиста
Больше всего жалуются на сферу услуг
Начальник Главного управления по вопросам защиты прав потребителей КГГА Анатолий ГУДЗИЙ:
– За 2006 год к нам поступило 1657 заявлений. 99% из них было решено в пользу потребителей.
Больше всего поступает жалоб на сферу услуг – порядка 52%. Распространенным поводом для подачи заявлений было низкое качество жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, были претензии к изготовителям мебели, окон, дверей. К предприятиям, которые предоставляют связь, туристические и бытовые услуги, а также к кабельному телевидению, гарантийным мастерским и т. п.
На качество непродовольственных товаров пришлось 25% жалоб. В этот список попали мобильные телефоны, обувь, электробытовые товары, мебель, электронная аппаратура, автомобили и т. п.
Недовольны работой рынков и качеством товаров, которые на них реализуются, 6% потребителей. Там люди больше всего пострадали от приобретения некачественных мобильных телефонов, одежды, обуви, а также от обвешивания и обсчета.
На качество продовольственных товаров и сферу ресторанного хозяйства – 8% от общего количества жалоб. Наиболее распространенные нарушения – некачественные продукты питания (алкогольная, рыбная, мясная, молочная продукция, творог, детское питание, масло, фрукты, сахар, конфеты, кондитерские изделия, макаронные изделия, мороженое). То есть, к сожалению, почти полный ассортимент.
На протяжении 2006 года потребителям возмещен материальный ущерб (в том числе в судебном порядке) на сумму более 2 млн грн.
Мы всегда готовы прийти на помощь каждому потребителю. Обращайтесь к нам. Информационная страница Главного управления по вопросам защиты прав потребителей размещена на официальном веб-портале киевской городской власти www.kinv.gov.ua
Из истории вопроса
15 марта 1961 года состоялось знаменитое выступление президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе. Впервые в мировой практике он сформулировал четыре основных права потребителя:
• право на безопасность того, что ему предлагают на потребительском рынке;
• право на полную и достоверную информацию о товарах и услугах;
• право выбирать, а не брать «что дают»;
• право быть услышанным властями, устанавливающими правила поведения на потребительском рынке.
Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
Одежда и обувь – товар сезонный
Многие из нас предпочитают покупать одежду и обувь после окончания сезона. Это выгодно, поскольку в это время всегда проходят распродажи со значительными скидками. Приобретенные товары лежат в наших гардеробах до начала следующего подходящего времени года.
Но встает вопрос – как быть с гарантией на них? Обычно продавцы предлагают отсчитывать срок с момента покупки. И получается, что срок гарантии истекает раньше, чем мы наденем обновку в первый раз.
Продавцы нас обманывают!
Одежда и обувь относятся к так называемым сезонным товарам. Гарантийные сроки на них вычисляются от начала соответствующего сезона.
На обувь:
• зимнего ассортимента – с 15 ноября по 15 марта;
• весенне-осеннего ассортимента – с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября;
• летнего ассортимента – с 15 мая по 15 сентября;
На одежду и меховые изделия:
• весенне-летнего ассортимента – с 1 апреля;
• осенне-зимнего ассортимента – с 1 октября.
Компетентно
Еще раз о качестве водки
Начальник отдела испытаний компании Nemiroff Елена Неселовская:
– Каждый потребитель должен знать: качественная водка (если речь идет о классическом 40-градусном напитке) – это в первую очередь качественный спирт (не ниже сорта «Экстра») и качественно очищенная и подготовленная вода.
Приобретая продукт, человек должен понимать: минимальная цена качественной водки не может быть ниже 10 гривен. Ведь производитель, помимо затрат на само производство, платит еще налоги и сборы государству.
К сожалению, на украинском рынке еще встречается фальсифицированная алкогольная продукция. В этом случае главная опасность для потребителя – использование подпольными «производителями» спирта, изготовленного из непищевого сырья и изначально предназначенного для технических целей. Потребление такой продукции грозит отравлением организма, иногда с летальным исходом.
Поэтому покупая дешевую водку в местах, не предназначенных для продажи алкогольных напитков (рынки, ларьки и пр.), потребитель должен четко понимать: он рискует не только деньгами, но и собственным здоровьем.
Проверить, имеет ли право магазин торговать алкоголем, просто. В каждой легальной точке есть специальный «уголок потребителя», где находятся копии лицензий на продажу алкогольных напитков.
Что касается систем защиты качества, здесь каждый производитель использует свои подходы. Например, компания Nemiroff еще в 2002 г. первой на украинском рынке ввела лазерную защиту своей продукции. Дата и время разлива выжигаются лазерным лучом на колпачке и горлышке каждой бутылки. Эти цифры у оригинального продукта должны совпадать, их невозможно уничтожить. Следовательно, и тару невозможно использовать вторично – для наполнения фальсифицированной водкой.
В этом году мы дополнили существующую систему защиты качества своей продукции еще одним уровнем – контролем вскрытия. При первом открытии штофа Nemiroff на колпачке появляется красное кольцо, которое уже не исчезает. Его наличие значит одно: потребитель открыл штоф первым.
Хочу отметить, что легальные украинские производители делают все возможное для того, чтобы защитить свою продукцию от фальсификаторов. А покупатели помогут и себе и нам, если проявят внимание и не будут приобретать продукт «вслепую».
Сергей Барлас, КП-Украина
Tweet