День свободы Голодомора? «Праздник Голодомора мы теперь будем отмечать как геноцид»…
25 сентября Ющенко издал указ, в соответствии с которым 22 ноября состоится «День памяти жертв Голодоморов». Парадокс заключается в том, что в этот же день празднуется «День свободы» – очередная годовщина «Оранжевой революции».Трудно сказать, чего в этом указе больше – неуважения к жертвам Голодомора или презрения к Майдану. Только бабка Параска с легкостью поняла, как выйти из этой ситуации – с утра помянем, а вечером отпразднуем победу.
Вспоминается ставшая уже легендарной чья-то фраза: «праздник Голодомора мы теперь будем отмечать как геноцид»…
С другой стороны, труднопонимаемый намек – то ли на Майдане был Голодомор, то ли Голодомор был организован революционерами (последнее, кстати, правда – Голодомор организовали революционеры, которые считали, что борются за свободу и демократию).
Первое впечатление: это ни что иное, как сигнал к созданию «широкой коалиции», мол, Майдан не лучше Голодомора.
Но это все дурно пахнущие и, по большому счету, аморальные шуточки (не более, впрочем, аморальные, чем деятельность главы государства на ниве Голодомора). Хотя искать рациональное зерно в деяниях гаранта, занятие неблагодарное.
И все же, попытаемся понять: что же он имел в виду?
Очевидно, что он не хотел обидеть ни «ветеранов Майдана», ни, тем более, жертв Голодомора. Более того, мне кажется, что речь могла идти о технической ошибке.
22 сентября пресс-секретарь президента Ванникова сказала, что в своем выступлении в ходе общей дискуссии Генассамблеи ООН, президент намерен призвать мировое сообщество признать Голодомор геноцидом против украинцев.
В самом выступлении 24 сентября Ющенко действительно заявил о геноциде и призвал мировое сообщество к солидарности с Украиной. Однако, как должна выражаться солидарность он не уточнил, и к всеобщему признанию Голодомора геноцидом не призвал.
МИД пояснил, что нужды в этом нет, поскольку тема поднималась и поднимается на других представительных международных форумах и такая работа проводится на уровне национальных парламентов.
Судя по всему, первоначально действительно планировалось обратиться к ООН с соответствующей просьбой и тут же, в ознаменование признания, назначить специальный «праздник» (по смыслу – не день памяти жертв, а день памяти о выдающемся достижении украинской дипломатии).
Однако, под давлением каких-то факторов (скорее всего, в силу понимания того, что ООН подобных решений принимать не будет – это не ее функция) призыв отменили. А указ все равно был подписан.
Про День свободы могли просто забыть (в конце-концов, люди в СП тоже люди), а возможно дело в том, что для президента Майдан и Голодомор – события одного порядка, которые знаменуют собой формирование «его нации».
Голодомор, подобно Холокосту, должен помочь украинцам осознать себя нацией, а Майдан является плодом такого осознания. То, что Голодомор является событием трагическим, президент, скорее всего, не осознает до конца – для него это событие имеет сугубо позитивное наполнение.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для Украинская правда
Tweet