Угон-2008: афёра, пистолет, интернет
Ситуация с автоугонами — под контролем: рост незначительный. Но тенденции интересные. 1) Кризис: среди автопреступлений в 6 раз вырос удельный вес мошенничеств. 2) Возвращение 90-х: на дорогах снова стали жестко грабить. 3) Новое поколение: инструкции по взлому джипов качают из Интернета… О новостях автоугонного дела и борьбе с ним по нашей просьбе рассуждает начальник 12-го отдела Управления полиции рижского региона Андрис Стурайнис.
Сначала — о главном: ситуация с угонами, несмотря на общее ухудшение криминальной статистики в стране, остается под контролем. Значительного роста автокраж, подобного росту хищений из магазинов, г-н Стурайнис не ожидает.
— Нами слишком высоко поднята «планка раскрытий». Рекордное количество автомобильных краж по статистике было раскрыто в прошлом году. В последний раз такое наблюдалось в 1993-м.
Но вот внутри «автомобильного криминала» наблюдаются серьезные изменения. И их уже сейчас можно назвать — есть громкие примеры.
Афёристы на колесах
— Это началось еще в прошлом году, как только стала ухудшаться экономическая ситуация. — рассказывает г-н Стурайнис. — Сейчас наблюдается общая тендения: банкротируют многие фирмы и, практически, все имущество ООО заявлется как «украденное». Особенно, если оно застраховано. Тут страховые компании «плачут».
В частности же, население начинает активно избавляться от лизинговых объектов. Это видно по сводке — какие машины заявляют в качестве украденных, а какие угоняют на самом деле. Это сейчас просто бич. В принципе, уже по сводке на 80 процентов можно предположить, какие реально украдены, а какие — «для имитации». Конечно, для пущей уверенности нужно выехать на место переговорить с потерпевшим.
Опять же — одно дело видеть признаки мошенничества и другое — доказать его. Бывает, что человек сидит, смеется и говорит: "Да-да, но вы докажите, что это не угон…" К счастью, у нас довольно богатый опыт, есть свои наработанные методы. К тому же мы сотрудничаем со службами безопасности страховых компаний. Они активно стараются нам помочь, так как сами теряют деньги.
Но рост налицо: если раньше мы говорили, что до 5 процентов автомобильных преступлений составляют «лизинговые», то сейчас (хотя, может, это слишком смело) — их удельный вес увеличился процентов до 30…
Пример. Сейчас в суде идёт дело молодой дамы Геулы Эке, которая решила получить премию за свой Mitsubishi Pajero. Фабула дела такова. Женщина приобрела в лизинг джип Mitsubishi Pajero за 17 200 латов. Деньги на покупку автомобиля она взяла в фирме MARŠAL PLUS, которая выдала ей 30 000 долларов на год на определенных условиях. И в частности: в течение первого года нужно было выплачивать только проценты; основную сумму долга нужно было вернутть по истечение указанного срока; машину нужно было застраховать, но оформить так, чтобы в случае чего, страховку получила фирма.
Через год денег, чтобы вернуть долг у дамы не оказалось (сама она домохозяйка, жена бизнесмена). И дама попросила срок продлить. Однако за день до истечения срока страховки вдруг произошли ужасные события.
В изложении женщины ЧП выглядит так. В 5.30 утра она вышла со своим двухмесячным ребенком, чтобы ехать к своей маме в район. Она вывела машину со стоянки, после чего на неё напали неизвестные. Запихнули в свою машину, куда-то повезли. Около 9 часов женщину выкинули в районе Плявниеков. Джип исчез. Как позже выяснилось, джип в то же утро отбыл в Россию, причем, без регистрации. Дама пошла в полицию и заявила разбое. Было заведено уголовное дело, параллельно она подала заявление на выплату страховки.Однако полицейские заподозрили неладное в словах женщины. В её показаниях нашлись нестыковки. Постепенно она из потерпевшей превратилась в обвиняемую в мошенничестве со страховкой…
Прокатные мошенничества: как это?
Прокатные мошенничества – это еще один из новых видов преступлений, отмечает г-н Стурайнис.
— Машина с ключами, все есть — бери и продавай на разборку. Очень много машин берется в прокат на поддельные документы. И какой еще плюс проката в глазах преступников: здесь тебе не нужно считаться с тем, есть или нет на данной машине оборудование, не нужно подбирать коды, примериваться… Здесь можно взять любую автомашину, например — «Mercedes S класса, 2008 года». И вообще любую…
Пример. В конце сентября полицией была пресечена деятельность крайне любопытной преступной группы. Они взяли напрокат "семерку" БМВ — а вскоре пришли в полицию с заявлением: автомобиль угнан. Сюжате: владелец авто — известная фирма по прокату дорогих автомобилей. Машины, разумеется, застрахованные. Условия проката, естественно, весьма жесткие… Двое молодых людей прибыли в фирму и оформили "бумер" на короткий срок — езда в пределах Латвии и т.д. И отбыли на машине в Лиепаю.
Однако через пару дней, как подтвердили нам в местной полиции, от "арендаторов понтов" было подано заявление — об угоне. С этим же заявлением жертвы отправились и в столицу — объясняться. Всё было "как бы нормально". Однако в полиции вся эта история показалась довольно подозрительной (один из "арендаторов" — ранее уже привлекался за мошеннические действия), и версию молодых людей было решено проверить.
Быстро выяснилось: во-первых, это у них уже, вероятно, не первый случай "внезапного угона". А во-вторых — как оказалось, машина была практически сразу после найма вывезена в ближнее зарубежье и сдана в шрот. Судя по всему — просто на запчасти.
Привет из 90-х: грабители вернулись
Еще одна новая тенденция автокриминала — нова относительно: скорее, возрождение старой. Андрис Стурайнис:
— Мы видим увеличение роста преступлений, связанных с насилием. У нас разбоев не было несколько лет, вообще, забыли. Несколько случаев в этом году уже были зарегистрированы. Причем, довольно безжалостные, «неподготовленные».
Дело вот в чём: разбойников нельзя сравнивать с ворами. У вора какая-то умственная деятельность происходит. А разбойник — это по определению человек, который не хочет думать: ему легче применить насилие, забрать и уехать. Иногда они выходят на жертв под видом покупателей авто.
Сейчас у нас на стадии раскрытия есть такое преступление. Разбоем забирались автомашины, которые по-другому было просто невозможно угнать…
Пример — сейчас у всех на слуху: в прокуратуру передано дело об убийстве бизнесмена Науриса Скары. Двое гулбенских молодых людей, покончив с ним, угнали его джип «Порш кайенн».
— Но вряд ли будет резкое увеличение разбоев. — успокаивает г-н Стурайнис. — Скорее, это останется на уровне разовых случаев. Потому что даже в 90-е, когда процветали автомобильные разбои, цена на машину, забранную с применением насилия, была значительно ниже, чем на украденную.
Судьба «старой гвардии» — печальна…
В целом же г-н Стурайнис видит переход угонного ремесла в новое качество: прежние «мастера похищения ключей», вроде легендарного Аду, в новой ситуации рискуют остаться не у дел. Они не учитывают слишком многого — электроники, камер… Новое же поколение вряд ли будет изучать мастерство карманников, если меньше риска — в изучении «хакерских» приёмов.
— Системы безопсности всегда можно обойти — хотя это и связано для вора с дополнительными сложностями. В основном, в первую очередь, эта «хакерская» информация идет с завода. Перепаиваются платы компьютеров (ключи заводского изготовления.. Германия, Япония, бывает и сами занимаются). Был случай, когда из Интернета памятки изымали, как этой аппаратурой пользоваться.
Кстати
Три дня — три «Икс пятых»
В минувший уик-энд воры снова взялись за забытые казалось бы BMW X5 (волна угонов «икс пятых» продолжалась с зимы по начало лета, а затем затихла — как выяснилось, на время).
В пятницу автомобиль этой марки был угнан в Юрмале. В субботу — в Царникаве. В воскресенье — в Марупе.
Tweet