Мобильные сети закрывают свои магазины в Украине

В 2009 году в Украине стало на 150 точек мобильной розницы меньше. Восстановления сотового ритейла стоит ожидать не ранее 2011 года 

По данным Unitrade Group, количество торговых точек по продаже мобильных телефонов на украинском рынке с декабря 2008 года по декабрь 2009-го сократилось с 1300 до 1150. Причем закрывали магазины абсолютно все игроки рынка.

Рынок упал сильнее

Самые существенные сокращения были проведены Unitrade Group, которая сократила сеть на 50% — с 24 до 16 точек. Украинский филиал компании — «Евросеть» — закрыл около 50 салонов, доведя их количество до 342. «Основной ориентир в вопросе развития сети — соотношение рентабельности салонов и арендных ставок. Везде, где стоимость аренды «съедала» рентабельность, салоны были закрыты либо переведены на другие торговые площади. Этот процесс более всего затронул крупные города из-за необоснованно высоких цен на аренду», — поясняет представитель сети «Евросеть» Роман Кананыхин. На закрытие части салонов пошла и сеть «Мобилочка». По словам директора по продажам холдинга Mobile Synergy Group (ТМ «Мобилочка») Олега Глушенко, на протяжении прошлого года было закрыто порядка 25% убыточных салонов сети. В то же время сеть параллельно открывала новые объекты, но их количество в компании не называют. Однако настоящей жертвой кризиса стала греческая розничная сеть Germanos, которая вообще ушла с украинского рынка. Как уже сообщало «ДЕЛО» (№110 от 09.07.09 г.), все 54 салона компании, большинство из которых было сконцентрировано в Киеве и Донецке, были закрыты.

Впрочем, количество закрытых точек могло быть еще большим — оно сократилось непропорционально падению самого рынка. По данным Unitrade Group, по итогам 2009 года продажи мобильных, смартфонов и коммуникаторов составили $557 млн., что на 62% меньше, чем в 2008 году. В количественном выражении объем рынка уменьшился на 45% и составил 4,32 млн. устройств. При этом было закрыто в среднем только около 12% торговых точек.

Основной причиной падения рынка в денежном выражении компании называют активный переход украинцев на устройства бюджетного сегмента. Это привело к тому, что на этом фоне сети начали активно оптимизировать формат салонов и изменяли ассортиментный ряд. «Сопоставив прибыль и площадь магазина, учитывая максимально актуальный ассортимент, мы пришли к тому, что для

IT-супермаркета оптимальной будет площадь до 1 тыс. кв. м, а для салона-магазина — до 150 кв. м. Для нашей компании сегодня особенно важно получать прибыль с каждого квадратного метра. Позволить товару пылиться на полке — это роскошь», — поясняет президент Unitrade Group Владимир Колодюк. По данным холдинга, в прошлом году площади их магазинов уменьшились в среднем на 15%. «Уменьшение торговой площади — один из инструментов сокращения прямых расходов, а именно на арендную плату, и один из инструментов повышения эффективности работы торговой сети», — говорит Роман Кананыхин.

Бюджетный рост

В 2010 году, по прогнозам участников рынка, в Украине будет реализовано конечным потребителям около 5,1 млн. мобильных терминалов. При этом основная доля продаж, как и в прошлом году, придется на бюджетный сегмент. Что касается рынка в денежном выражении, то результаты 2010 года в лучшем случае будут равны показателям ушедшего 2009-го. «Для нашей компании целью в 2009 году было остаться на рынке, выжить, а в 2010-м главной задачей будет повышение эффективности существующего бизнеса. Открытие новых торговых точек намечено на вторую половину года», — объясняет Владимир Колодюк. «Евросеть» также заявляет, что компания вынашивает плаяны по открытию новых магазинов. «Кризис должен был научить сети правильно вести бизнес. Те, кто не научился, закрылись либо потеряли очень много средств», — отмечает Роман Кананыхин.

Станислав Яблонски«Дело»
 

You may also like...