Пилот был пьян. Дело о крушении Боинга-737 в Перми закрыто
Закончено следствие по делу о крушении Боинга-737 в Перми. Причина установлена – пилот был пьян.
Точка поставлена в громком уголовном деле о крушении лайнера Боинг-737 в Перми в сентябре 2008 года. Следственный комитет при прокуратуре России (СКП) прекратил дело в связи со смертью виновного в гибели 88 человек – командира воздушного судна Родиона Медведева. При этом указывается, что пилот был пьян и потому не смог посадить самолет. Год назад «Известия» первыми подняли тему пьянства пилотов гражданской авиации. Постановление СКП, пожалуй, первый официальный документ, признающий это явление.
Трагедия произошла 14 сентября 2008 года. Боинг-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» упал на железнодорожные пути между двумя районами Перми. В результате погибли 88 человек. Рассматривалось множество версий авиакатастрофы: от технической неисправности до теракта. Но вскоре стало известно, что командир самолета не совсем адекватно отвечал на вопросы диспетчера. Следом появилось сенсационное сообщение от экспертов: в мышечных тканях командира Родиона Медведева обнаружен алкоголь.
На днях адвокаты родственников погибших людей получили из СКП постановление о прекращении уголовного дела. За полтора года экспертиз у следователей не осталось сомнений: в катастрофе виноват именно Родион Медведев. Следователи анализируют разные версии. Например, перед вылетом самолет имел две неисправности: нефункционирующий автомат управления тяги двигателей и неисправную бортовую систему предупреждения столкновений. Но эти неисправности не могли привести к катастрофе. Кроме того, при назначении Медведева на должность командира воздушного судна была и нарушена формальность: на эту должность назначаются пилоты 1-го класса, у Медведева был только второй. Однако, по мнению следователей, и это нарушение не могло привести к катастрофе. Так что же могло?«Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы Медведев Р.М. находился в состоянии легкого алкогольного опьянения», – говорится в документе. – При заходе на посадку им был допущен ряд нарушений «Руководства по производству полетов Боинг-737».
Штурвал находился в руках второго пилота Рустема Аллабердина. Аллабердин попросил Медведева взять управление самолета на себя – ведь сажать лайнер должен командир. Но Медведев с раздражением отвечает: «Ты же видишь, что я не могу».
В этот момент звучит сигнал, предупреждающий о превышении допустимого угла крена. Медведев хватается за штурвал, но кренит его еще больше.
«Второй пилот сообщил командиру о неправильных его действиях и необходимости поворота штурвала, наоборот, вправо. Однако Медведев, находясь в состоянии алкогольного опьянения и взяв управление самолетом на себя, не сориентировался в пространстве, отклонил штурвал влево в сторону увеличения крена, что в последующем и привело к заваливанию самолета на левое крыло с резким переводом в снижение. После чего предотвратить столкновение с землей Медведев не мог».
В итоге, как резюмируют следователи, «причиной катастрофы явилась потеря пространственной ориентировки командиром судна Родионом Медведевым на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме».
Дело закрыто, вещественные доказательства – золотые изделия и денежные средства, принадлежность которых не установлена, будут обращены в собственность государства и переданы в Гохран.
Казалось бы, на этом можно поставить точку, но до сих не понятно, когда выпил Медведев. Уже в воздухе или перед полетом? Если он проходил медосмотр пьяным, то врач, подпись которого стоит на акте, должен понести ответственность. Однако об этом нигде не говорится, так что не исключено, что выпил Медведев, уже находясь за облаками.
Еще год назад Минтранс России подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они уже вступили в силу. Если раньше пилотов, садящихся за штурвал в нетрезвом виде, лишали права летать на два года, то теперь этот срок увеличился до трех лет. Однако, судя по всему, эти меры недостаточны. «В Министерство транспорта России внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению подобных преступлений, – заявил «Известиям» официальный представитель СКП России Владимир Маркин. – В частности, предложено принять незамедлительные меры по законодательному закреплению обязательного медицинского осмотра членов экипажей во всех пунктах полета, включая конечные и промежуточные». Так что в скором времени пилоты не смогут себе позволит расслабиться.
Александр Андрюхин, Известия