Взрыв
Снова в Донецкой области под землей взорвался газ. На этот раз «отличилась» шахта им. Карла Маркса (государственное предприятие «Орджоникидзеуголь») в городе Енакиево. За последние две недели это уже четвертая авария под землей и третья с людскими жертвами. 23 мая взрыв на шахте «Краснолиманская» унес жизни 11 человек. Теперь же неизвестна судьба 37. И они не просто не могут выйти на поверхность: туда невозможно проникнуть спасателям. — Взрыв был такой силы, что в здании на поверхности вылетали стекла, — рассказывает замглавы Государственного профсоюза шахтеров Леонид Давыдов, — и еще разрушены клетевые стволы. Опуститься вниз невозможно. Информации просто нет.
По словам пресс-секретаря Центрального штаба Государственной военизированной горноспасательной службы области Марины Никитиной, на поверхности тоже есть пострадавшие.
— Это женщины. Клетевые, работали на подъеме. Трое из них госпитализированы с ожогами, состояние еще одной менее тяжелое.
Аварийно-спасательные работы на шахте осуществляют семь отделений горноспасательной службы. На место аварии выехали все реанимационно-противошоковые группы Донецкой и Луганской областей. Но спасатели пока не могут проникнуть в заваленную шахту из-за разрушения стволов. Именно их ремонтом занимались вчера. Ведь для того, чтобы помочь горнякам, отрезанным от мира, нужно привести в рабочее состояние хотя бы один из разрушенных стволов. При этом никто не берется сказать, когда это будет сделано.
Как сообщили в Госгорпромнадзоре, за несколько дней до произошедшего вчера взрыва работа рудника была временно приостановлена из-за несоответствия нормам безопасности. До устранения нарушений угледобыча не велась. Люди, которые там находились, занимались лишь жизнеобеспечением шахты. Не сложно себе представить, что могло бы произойти, если бы на предприятии, где под землей может находиться до 600 человек, был обычный рабочий режим…
СБУ раскрыла подпольное производство самоспасателей — приборов, которые дают шахтерам шанс остаться живыми при подземных авариях.
По словам начальника управления СБУ в Донецкой области Александра Иванова, задержаны с поличным организаторы подпольного производства и должностное лицо госпредприятия, которое пыталось поставить на склад не пригодные для использования аппараты. Причем поставки осуществлялись за бюджетные деньги.
Мошенники использовали отработанную схему. На шахтах массово скупались отслужившие свое самоспасатели, а в подпольном цеху на них перебивали дату выпуска и устанавливали новую пломбу ОТК. Подделки реализовались предприятиям по цене новых.
Смертельная опасность такой фальшивки в том, что главный элемент самоспасателя — патрон, генерирующий кислород, преступники оставляли старым. Шахтер, обязанный повсюду носить прибор на ремне, при пожаре либо выбросе газа окажется беззащитным, попросту задохнется.
Объемы аферы поражают. Только во время задержания главных организаторов изъято 200 поддельных приборов на сумму около 100 тыс. грн. На угольных рудниках Донбасса срочно начата сплошная проверка с целью выявить негодные самоспасатели и тем самым спасти шахтерские жизни.
Пострадал и международный имидж Украины. Дело в том, то аферисты фальсифицировали в основном самоспасатели, разработанные учеными Донецкого научно-производственного объединения «Респиратор». Они хорошо зарекомендовали себя на шахтах мира. Были заказы из Чили, Индии, Китая, ЮАР, России, на днях пришел заказ из Чехии. Теперь надежность марки поставлена под сомнение.
В Независимом профсоюзе горняков Украины говорят, что подобные криминальные схемы в Донбассе практикуются не первый год. С их помощью местные «конкретные пацаны» разворовывают бюджетные дотации углепрому, ежегодно составляющие миллиарды. Судьбы простых углерубов при этом в расчет не берутся.
Хорольская Елена, Вечерние Вести
Чудесное спасение донецких шахтеров: «Мы провели 36 часов в аду!»
Более полутора суток шахтеры провели в адских условиях на глубине 850 метров. Первых поднятых на поверхность горняков разводят по больницам. Люди голодные, обожженные и в состоянии шока. Те из выживших, кто может внятно говорить, вспоминают, что сначала услышали гул – и через мгновение началась «обратная тяга». Кто мог, бросился в укрытие. А потом взрыв, огонь и обжигающая волна.
Нескольким горнякам, которые оказались на околоствольной территории (которая имеется на каждом горизонте), удалось, насколько это было возможно, отбежать от эпицентра по подземному лабиринту, заскочить на склад с шахтной взрывчаткой и захлопнуть за собой дверь. Это их и спасло.
Более полутора суток провели над бездной в кромешной темноте 20 горняков шахты им. Карла Маркса и сопровождавшая их женщина-медработник. Спасателям удалось добраться к этим людям только вчера днем через параллельный – воздухоподающий – ствол.
Полуживых, обожженных и переломанных шахтеров доставали вручную: на глубине их бережно загружали в лифт, давали условный знак на поверхность – и горноспасатели начинали подтягивать клеть канатами. Еще двоих тяжелораненых горняков нашли на глубине 150 метров, а несколькими сотнями метров ниже, в эпицентре взрыва, – тело их погибшего коллеги. Судьба остальных 13 человек до сих пор неизвестна – подобраться к ним спасатели не могут.
Как бы ни старалось руководство шахты убедить всех, что предприятие остановлено, а заваленные под землей люди – технические работники, факты говорят об обратном. Несмотря на запрет Госпромнадзора, тут продолжали вестись работы. Более того, предыдущие три смены добыли 230 тонн угля! Застигнутые взрывом горняки оказались 4-й сменой – они как раз спускались в клети в лаву, когда рванул метан.
– О чем вы говорите? Никто шахту не останавливал! Мой муж шел на работу как обычно, – плачет женщина в шахтном дворе. Словно эхо, со всех сторон несется: «И мой! И мой! Мой тоже шел в смену!» Измученные ожиданием, жарой и неизвестностью, жены и матери горняков дежурят под дверями шахтоуправления вторые сутки.
Женщины уже черные от горя. Мужчины – на пределе.
У всех сдают нервы. Людям то и дело становится плохо, между ними мечутся врачи, психологи, тут же дежурят десятки «скорых».
Зато руководство шахты проявляет редкую черствость.
Мало того, что оно боится показаться на глаза людям, так еще и придерживает информацию… На глазах журналиста «КП» на поверхность подняли шестерых живых шахтеров. Через 15 минут представитель шахты выходит к родственниками и объявляет: «Достали двух!» Зачем врут? Неужели сложно сказать реальную цифру? Люди умоляют назвать фамилии. От них отмахиваются, предлагая… молиться! В ответ на эти слова из толпы выбегает заплаканная молодая женщина.
Ей только что позвонил муж – его подняли, просит прийти к нему. Менты становятся стеной, не пропуская ее! Женщина бьется перед ними в истерике. Остальные люди тоже начинают кричать, многие обливаются слезами и теряют сознание.
– Сволочи! Пустите ее к мужу! Зачем вы над нами издеваетесь? Вы доведете – мы сейчас и двери, и вас снесем.
Мужчины не выдерживают, еще мгновение – и начнется драка. Вмешиваются психологи, успокаивают. Но молодую женщину так и не пропускают…
А в это время еще более жестокая сцена разворачивается уже на территории самой шахты. Нескольким женам и матерям удалось прорваться сюда всеми правдами и неправдами.
Женщины бегут к стволу, откуда поднимают горняков, – молодые, пожилые, с палочками… Милиция пытается их прогнать. Но остановить родственников невозможно – там ведь лежат их близкие! В ответ менты принимают циничное и жестокое по своей сути решение – они выставляют оцепление, отрезают женщинам путь и прямо перед ними ставят фургон, полностью перекрывающий видимость шахтного ствола! Крики, слезы, мольбы – не помогает ничего. И тогда матери и жены становятся на колени (!) и ложатся под фургон, пытаясь между колесами разглядеть – может, повезет, и их сына или мужа поднимут на поверхность следующим…
Екатерина КУЗИЧЕВА,
Tweet