Газ по мировой цене – удар по коррупции в Украине?
Именно к такому выводу приходишь, наблюдая рьяные попытки отечественных чиновников продлить «розовое детство» украинской независимости – за счет поставок российского газа по льготной цене. Оно и понятно: именно на разнице в цене газа на украинском и мировом рынках у нас сколотили миллиардные состояния несколько десятков бизнесменов. И чиновников. Именно разница в цене на газ – неистощимый источник и основная причина коррупции. Когда исчезнет «разница», которую можно украсть – мы станем ближе к Европе. Украинское правительство не первый месяц ведет смертельную дипломатическую битву против российского Газпрома за льготную цену российского газа для Украины. В ход уже идут не только крепкие выражения отечественных чиновников. И не только обещания адекватно в ответ повысить стоимость транзита российского газа через территорию нашего государства. Глава Нафтогаза Украины Алексей Ивченко даже предложил россиянам в счет платы за газ украинские вооружения. Видимо, вспомнил известную летописную историю о дани, которую славяне в свое время заплатили хазарам мечами, чем немало обеспокоили последних. На россиян предложение Алексея Ивченко подобный эффект не произвело. Но неприятный осадок, как говорится, остался. Осталось также и явное понимание этой битвы отечественных чиновников против Газпрома за льготную цену на газ для Украины на 2006 год – как попытки “надышаться перед смертью”. Ведь даже если Газпром согласится на наши условия, и если мы вступим в ВТО в следующем году, то как отреагируют наши будущие партнеры по ВТО на природный газ для Украины по цене ниже мирового уровня?
Российский газ и ЕС.
Одним из основных требований, которое выдвинул Европейский Союз России на пути в ВТО, является повышение внутренних цен на природный газ и доведение их до уровня мировых цен.
Сейчас внутренние оптовые тарифы на газ в РФ, составляющие немногим более 20 долларов за тысячу кубометров, регулируются государством и находятся ниже уровня экспортных цен примерно 4-5 раз. ЕС требует от России выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители и использует это требование на переговорах по процессу вступления России в ВТО.
Представители РФ, как только могут, “отбиваются” от выполнения этого требования. Основную суть аргументов россиян выразил Путин: «Сложившиеся более низкие цены на энергоносители в России объективно отражают наши естественные конкурентные преимущества, и мы не считаем нужным от них отказываться». Поскольку россияне и не отказались, переговоры РФ с ЕС зашли в тупик.
ЕС и Украина.
Тем временем, переговорный процесс между Украиной и ЕС набирает обороты. В преддверии начала работы саммита “Украина-ЕС” в Киеве европейские официальные лица заявили о готовности в самые кратчайшие сроки предоставить Украине статус государства с рыночной экономикой. Что и будет способствовать вступлению официального Киева в ВТО, а также является предпосылкой переговоров о зоне свободной торговли Украины и ЕС.
Кроме того, США таки начали процедуру отмены пресловутой поправки Джексона-Вэника, от которой отечественные чиновники последние несколько лет, судя по их поведению, страдали больше, чем от падения собственных рейтингов. Пожалуй, в современном политикуме нет ни одного персонажа, который бы ни разу не выступил против пагубного влияния этой поправки на внешнеполитическое положение нашего государства.
В конце концов, Сенат США принял соответствующее решение. Наши политики порадовались и похвалили себя за многолетние старания. Только вот параллельно с этим всем выяснилось, что еще в далеком 1997 году США признали миграционную политику Украины соответствующей демократическим стандартам, а отмена действия поправки – сущая формальность. Мол, из-за давно признанного нашего соответствия в вопросах миграции никакие ограничения в торговле с США на основе этой поправки не вводились, а ее отмена станет лишь, так сказать, моральным стимулом для украинских производителей.
Точно таким же лишь моральным стимулом станет и признание Европейским Союзом Украины как государства с рыночной экономикой. Никаких материальных уступок в связи с этим отечественные производители в ЕС не получат. А приобретение Украиной статуса государства с рыночной экономикой абсолютно не гарантирует успешное завершение переговоров по вступлению в ВТО.
Украина и ВТО.
Требования ВТО к Украине не раз становились предметом скандальных “боев” в украинском политическом бомонде. Еще тогда, когда Юлия Тимошенко занимала пост Премьер-министра, и когда под ее “чутким руководством” Правительство “продавливало” в Верховной Раде принятие необходимых законов, – еще тогда противники и сторонники вступления в ВТО популярно объяснили все наши потери от такого шага и возможные преимущества. Которых явно меньше, чем возможных потерь.
Представители аграрного сектора экономики с пеной у рта доказывали, что вступление в ВТО почти уничтожит украинское сельское хозяйство. Особенно красноречивы были производители сахара, грозившие вообще полным уничтожением отрасли и миллионами новых безработных.
Представители других отраслей тоже радости не испытывали. Перспектива насыщения Украины более дешевыми и более качественными товарами иностранного производства ставит под сомнение все попытки отечественных предприятий выйти на конкурентоспособный уровень работы.
Однако Правительство Тимошенко этой логикой не интересовалось. Партия сказала: «Надо!», – а Верховная Рада должна была ответить: «Будет!». На этой почве все и переругались.
В результате, при Тимошенко была принята только часть необходимых законов для вступления в ВТО, а принятие оставшихся законов обеспечивал уже новый Премьер-министр Юрий Ехануров.
Между тем, хоть и все законодательные препятствия для вступления в ВТО устранены, само вступление откладывается на неопределенный срок. Если в начале 2005 года Виктор Ющенко обещал вступить к осени этого года, то уже летом – перенес сроки на зиму. А недавно его поправил Рыбачук, сообщив общественности, что вступление в ВТО “откладывается” аж на 2006 год.
Кроме того, по количеству подписанных двусторонних протоколов с государствами-членами ВТО мы давно уже догнали Российскую Федерацию. У которой процесс вступления застопорился на этапе переговоров с ЕС в вопросе выравнивания внутренних и внешних цен на природный газ.
Казалось бы, какой же это шанс для Украины! То, чего наши чиновники так боялись, а именно: вступление России в ВТО раньше нашего, теперь вполне может и не состояться. Стоит активизировать переговорный процесс. Напомнить европейцам и американцам, как мы, украинцы, демократичны, и как успешно мы прививаем демократию всем вокруг. А европейцы с американцами нам не смогут отказать, раз уж мы все законы по ВТО приняли и морально к потерям подготовились. И тогда мы вступим в ВТО раньше россиян, и сможем диктовать им свои условия на любых будущих переговорах: хоть по поводу газа, хоть по поводу делимитации границы, хоть по поводу демократии. Но…
Что-то энтузиазма к активным действиям украинские чиновники не проявляют. Поговорить – да, это они всегда готовы. А вот реально активизировать переговорный процесс они почему-то не готовы.
ВТО и российский газ.
Некоторые из государств СНГ уже стали членами Всемирной Торговой Организации. “Повезло” не многим: Молдавии, Грузии и Киргизии. Красочными иллюстрациями экономической жизни этих стран отечественные противники вступления в ВТО часто и аргументируют свою позицию.
Однако сравнение Украины и указанных государств некорректно. Все-таки Украина намного лучше развита в экономическом плане, и рисковать нам есть чем.
Сельское хозяйство – это одно дело. Данная сфера у нас в стране и так в почти средневековом состоянии. А села, большей частью, вымирают, экспортируя молодежь в города. Так что, если даже мы и понесем в этой сфере потери от вступления в ВТО, бюджет особо сильно не оскудеет. А значит, не оскудеют и карманы чиновников, которые «хоть чучелом, хоть тушкой» “евроинтегрируют” страну.
Оскудеет бюджет, а вместе с ним и карманы чиновников только в том случае, если вступление в ВТО негативно отразится на украинской тяжелой и сырьевой промышленности, которые обеспечивают львиную долю государственных и чиновничьих доходов. Может ли такое случиться?
Итак, поразмышляем.
Природный газ Украина сегодня покупает в России и Туркменистане по ценам ниже мировых. И этот факт, напрямую влияющий на более низкую себестоимость отечественной продукции в сравнении с мировыми аналогами, зачастую является единственным гарантом ее конкурентоспособности.
В случае вступления Украины в ВТО должны быть ликвидированы многие барьеры во внешней торговле в отношении нашего государства. Что автоматически поставит в более выгодное положение украинские товары, чья конкурентоспособность обеспечена более дешевым природным газом.
А это негативно отразится на иностранных производителях, покупающих природный газ по ценам мирового, а не льготного уровня. Что, в свою очередь, заставит родные этим производителям государства защищаться. То есть требовать от Украины ровно того же, что сегодня требуется от России, а именно: довести внутренние цены на природный газ до уровня мировых цен.
И подобные требования – это вам уже не сельским хозяйством рисковать. Это значит рисковать бюджетообразующими отраслями украинской экономики.
Не потому ли наши чиновники не проявляют никакого энтузиазма в активизации переговорного процесса по вступления в ВТО на фоне очевидного ступора аналогичного процесса у россиян?
И зачем господин Ивченко так самоотверженно “воюет” с Газпромом, если курс на ВТО уже был провозглашен, и проблема все равно возникнет? Чтобы раньше времени никто о ней не догадался?
Дмитрий Фомичев, специально для «УК»