К ДНЮ КОСМОНАВТИКИ: «ЭТО БЫЛ СМЕРТЕЛЬНЫЙ РИСК…»
В России и других бывших республиках СССР 12 апреля отмечается День космонавтики. Ровно 44 года назад Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, который длился всего 108 минут. Гагарин открыл эру практического освоения космического пространства, и со дня его полета там побывали уже более ста советских и российских космонавтов. Ни одному событию в мире не отводилось столько места и времени в средствах массовой информации, как полету в космос первого человека — Юрия Гагарина. Но очень немногие знали, с каким риском для жизни совершил он свой подвиг. Об этом не писали ни в апреле 1961 года, ни потом.Сверхсекретность космической программы давала цензорам право вычеркивать малейшие намеки на внештатные ситуации того полета.
В космос Гагарин должен был отправиться в декабре
Юрий Гагарин должен был покинуть землю не весенним апрельским днем, а в трескучие морозы. Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 октября 1960 года следует, что запуск “Востока” намечался в декабре того же года!
Но его старту помешал трагический случай: 24 октября 1960 г. на космодроме Байконур прямо на старте взорвалась заправленная топливом военная ракета.
Погибли 268 человек, в том числе и маршал Неделин. Большинство из них сгорели заживо. Расследование Госкомиссией этой трагедии и отодвинуло запуск человека в космос на второй план.
Первый космический корабль не приземлился до сих пор
С большим риском проходил не только первый полет, но и подготовка к нему. Ракета-носитель и космический корабль были надежны только на 50%. Об этом свидетельствует статистика: из шести подготовительных к запуску ракеты с человеком на борту стартов три закончились трагически. Данные эти раньше нигде не публиковались:
– 15 мая 1960 г. – запущенный в космос корабль из-за неисправности системы ориентации не спустился на Землю, вышел на более высокую орбиту и летает до сих пор.
– 23 сентября 1960 года – ракета взорвалась на старте, собаки, находившиеся на ее борту, Дамка и Красавка, погибли.
– 1 декабря 1960 года – в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. При завершении полета траектория спуска оказалась очень крутой, и корабль сгорел вместе с животными.
Трагедии случались не только в космосе, но и на Земле. Так, во время тренировки в сурдокамере погиб самый молодой кандидат в космонавты Валентин Бондарев.
Гагарина хотели заменить на Титова
США также готовились запустить человека в космос, только груз испытаний несли не собаки, как в СССР, а обезьяны. По всей стране шла шумная рекламная кампания назначенного на 2 мая 1961 года старта. Сергей Королев не мог допустить, чтобы первым в космос отправился американец.
Наш главный конструктор понимал, что соотношения 50/50 недостаточно для запуска человека в космос, но в то же время он говорил: “Сто процентов гарантии дает только страховка. И то в случае смерти”.
Два последних благополучных старта вселили в него уверенность, и Королев рискнул: назначил седьмой пуск “Востока”, уже с человеком на борту, на несколько недель раньше, чем американцы.
Были предложения заменить Гагарина, отца двух маленьких дочек, на бездетного Германа Титова. Никто из медкомиссии не подписался под заключением, что космонавт вернется живым! Но Королев настаивал на кандидатуре Гагарина, сам принял у него экзамен по предстоящему полету и оставшуюся жизнь был горд, что не ошибся в выборе.
В случае пожара космонавт должен был прыгать с ракеты
Старт ракеты таил в себе неимоверный риск. Схемой полета предусматривалось спасение космонавта на всех этапах, кроме первых 20 секунд. Если бы взорвалась ракета-носитель, космонавту пришлось бы катапультироваться, что называется, “с земли”.
Решение о катапультировании принимал даже не он, а руководитель старта и “стреляющий” – так называли того, кто нажимал пусковую кнопку, а кресло выстреливалось на высоту, недостаточную для полного раскрытия парашюта.
Поэтому была придумана “система аварийного спасения”. На деле это были четыре здоровых парня, сидевшие в укрытии вблизи старта с большой нейлоновой сеткой в руках. В случае аварии они выскакивали наружу, растягивали сетку и ловили космонавта так, как пожарные ловят погорельцев, прыгающих с верхних этажей зданий. Такая система в деле, к счастью, применена не была.
Для ТАСС заготовили три обращения к народу
Уверенности, что старт пройдет успешно, не было ни у кого. Поэтому для ТАСС заготовили три варианта обращения к народу: первый – о благополучном завершении полета; второй – о невыходе космического корабля на орбиту; третий – о трагической гибели космонавта.
Если бы в космосе произошел отказ тормозных двигателей корабля, он бы остался на орбите. Поэтому орбиту “Востока” рассчитали так, чтобы при этом ЧП корабль, “цепляясь” за верхние слои атмосферы, затормозил свой бег и где-нибудь приводнился или приземлился.
Правда, не через час, а через 7-10 дней и с 10-15-кратными перегрузками при спуске. На такой крайний случай запас пищи и воздуха создали на 10 суток.
Напутствуя Гагарина перед стартом, Королев сказал ему: “Юра, ты не волнуйся. Мы найдем тебя, где бы ты ни приземлился. Сейчас по тревоге подняты ВВС по всей стране. Заготовлено обращение ко всем странам с просьбой оказать содействие в поиске, если приземление произойдет за пределами территории СССР”.
Еще одна опасность – нервно-психический срыв, который мог произойти в ходе полета. Для того чтобы можно было хоть как-то контролировать состояние космонавта, ему приказали непрерывно вести переговоры с Землей. И Гагарин вел свой радиорепортаж все 108 минут полета.
Гагарин чудом взлетел
Полет Юрия Гагарина также изобиловал нештатными ситуациями: не сработал датчик герметичности корабля (за несколько минут до старта пришлось раскручивать, а потом вновь закручивать 32 болта крышки люка); случился сбой на линии связи (вместо благополучного сигнала “5” вдруг пошла цифра “3”, означавшая аварию на корабле).
Потом было быстрое вращение корабля после отделения третьей ступени ракеты и беспорядочное кувыркание при спуске; длительное неотделение агрегатного отсека, что могло сжечь корабль; заклинивание клапана скафандра, грозившее космонавту удушьем…
А вот заключительный этап полета прошел “штатно”. Гагарин благополучно катапультировался из корабля и приземлился недалеко от него. Уже через час его нашли поисковики.
Полет закончился победно, а победителей не судят. Сергей Королев рискнул, и весь мир узнал, что первым в космосе был русский – Юрий Гагарин.
67% россиян считают, что надо и дальше рисковать
Две трети россиян – 67% – считают, что Россия и впредь должна делать все возможное, чтобы сохранить свои позиции ведущей космической державы. В то же время 22% респондентов придерживаются противоположного мнения: поддержание такого статуса слишком обременительно для современной России и к этому не следует стремиться.
Такие данные предоставили во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос проводился накануне Дня космонавтики (12 апреля) среди 1600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России.
Оценивая нынешнее положение России в ряду космических держав, 50% опрошенных полагают, что наша страна сохранила свои ведущие позиции в освоении космоса, а 41% – что лидерство в освоении космоса мы уже утратили, сообщает “Интерфакс”.
Отвечая на вопрос, зачем России нужно участвовать в освоении космоса, 52% респондентов заявили, что это способствует развитию в нашей стране науки и высоких технологий, а 44% опрошенных – обороноспособности.
Еще 17% участников опроса считают, что освоение космоса поддерживает престиж России на международной арене, 10% – обеспечивает ей возможности на равных конкурировать с США, Европейским Союзом и Китаем, еще 10% – способствует развитию авиакосмической промышленности, созданию новых рабочих мест.
Заметно реже (до 4%) указывают, что освоение космоса необходимо для участия в полетах на Луну и Марс вместе с другими странами, для поисков новых миров и установления контактов с неземными цивилизациями или развития космического туризма. Лишь 6% считают, что освоение космоса России не нужно.
При этом подавляющее большинство россиян (85%) считают, что полет Юрия Гагарина и космические экспедиции последующих лет – это то, чем мы всегда будем гордиться.
Противоположного мнения – что гордиться тут нечем, освоение космоса досталось стране слишком большой ценой – придерживаются только 12% респондентов.
Tweet