Проституция – проблемы общества, возникшие на сексуальной почве
В случае легализации проституции в Украине наши женщины не станут жертвами торговли людьми в своей стране, но перестанут быть таковыми в международном масштабе (или хотя бы сузится размах этого «бизнеса»). Начнем не с проституции как таковой, а с проблем общества, возникающих на сексуальной почве.
Гармоничность сексуальной жизни человека обусловлена разными факторами, ведущим из которых является психосексуальное развитие в детско-юношеском возрасте, в результате которого формируется стереотип полоролевого поведения с фиксацией объекта влечения (с кем человек хочет заниматься сексом: пол, возраст, даже особенности внешности) и способа реализации этого влечения (в каких формах осуществлять сексуальные отношения). В большинстве случаев это социально приемлемые формы отношений с половозрелой особью противоположного пола.
В последнее время, все чаще в разделах «Новости мира», различных изданий появляются сообщения о случаях педофилии. Представители МВД РФ представили описание среднестатистического любителя детского порно. По словам начальника бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД РФ Алексея Мошкова пользователь интернета, который распространяет или скачивает детское порно, представляет собой мужчину без постоянного источника дохода и с проблемами в общении с женщинами.
В МВД России рассказали о среднестатистическом любителе детского порно
От того, насколько гармонично (или не гармонично) прошло психосексуальное развитие, зависят те или иные склонности и предпочтения в дальнейшей жизни, в том числе и извращенные. Определенные отклонения в психосексуальном развитии приводят и к формированию гомосексуального влечения при неядерном гомосексуализме (когда изначальные гомосексуальные наклонности не являются доминирующими, но в силу обстоятельств влечение фиксируется на представителей своего пола).
Сразу отметим, что развитие у каждого человека негармонично по-своему, что и обуславливает большое разнообразие понятия сексуальной нормы. То есть преимущественно все мы не идеальны, и для того, чтобы оставаться в социально приемлемых рамках, крайне важна полноценная гетеросексуальная адаптация на протяжении периода сексуальной активности человека (у тех, кто сформировался как гетеросексуал). Отсутствие такой адаптации является пусковым механизмом сексуальных преступлений, в том числе серийных.
Нельзя сказать, что ранее, в советское время, проституции в самой южной республике СССР не существовало. Но ввиду ментальности коренного населения, строгих нравов, преобладавших в обществе, и строгой морали, прививавшейся как коммунистической идеологией, так и исламскими канонами, проституция была практически незаметна. А теперь!..
Осмыслив вышесказанное, каждый может задаться вопросом, каковы практические пути гетеросексуальной адаптации человека неженатого, если он явно непривлекателен или стеснителен, не уверен в себе, или инвалид, или просто человек, которому сложно привлечь внимание женщин для удовлетворения сексуальной потребности? Должен ли он молча страдать годами, дабы не потревожить нежные чувства борцов за мораль?
Между тем сексуальная потребность относится к физиологическим потребностям (наряду с пищей, питьем, одеждой, крышей над головой), находящимся в основе пирамиды Маслоу. И без их удовлетворения появление потребностей более высокого порядка практически невозможно. Вышеописанный индивид вначале помучается, а затем пойдет и кого-то изнасилует, а может, и убьет. Нужно ли это обществу?
Многие посоветуют вышеописанным страдальцам работать над собой, искать свою единственную, которая «полюбит и козла», учиться ухаживать за женщинами и т. п. Это правильно, но учиться строить отношения, в том числе сексуальные, нужно с детства — дома, в школе на уроках сексуального воспитания (как в Швеции), тогда масштаб проблемы уменьшится. Но во многих случаях рекомендации уже запоздали, с таким же успехом голодному человеку можно рекомендовать взять участок земли, вспахать, засеять, взрастить, собрать урожай и уж тогда откушать вдоволь.
В реальной жизни каждый имеет выбор: выращивать пищу самому, питаться в семье, у родственников либо использовать магазины, кафе, рестораны, где потребность в пище и питье удовлетворяется с помощью денег, а для неимущих, бездомных организованы бесплатные столовые или им подают милостыню. Ибо голодный человек становится опасным — он может ограбить или убить для удовлетворения потребности в пище.
Каковы же пути достижения гетеросексуальной адаптации?
Безусловно, прежде всего — половые отношения в браке (в том числе гражданском), а также устоявшиеся отношения, предшествовавшие браку. Также — случайные более или менее длительные отношения между лицами, способными к налаживанию таких контактов. Способность к налаживанию вышеперечисленных контактов зависит, с одной стороны, от мужчины (его способности познакомиться и психологически заинтересовать, а также физически привлечь женщину), а с другой — от нравов женской части общества (наскольно внутренне свободна женщина, чтобы вступить в сексуальный контакт с новым знакомым). Если предыдущие варианты в силу обстоятельств затруднены или невозможны, остается вариант денежной компенсации женщине ее половых услуг (т. е. проституция в той или иной форме).
В отечественном общественном сознании проститутка — не всегда женщина, оказывающая сексуальные услуги за деньги, и не всегда женщина, отдающаяся за деньги, — проститутка. Например, проституткой часто называют женщину, часто меняющую партнеров на чувственной основе; в то же время многие девушки, нацеленные заполучить богатых ухажеров, требующие подарков и ужинов в ресторане в качестве прелюдии к сексу, считаются добропорядочными, умными, практичными, знающими жизнь; фактически же они продают свои сексуальные услуги за материальные блага. В этом — ключевое мировоззренческое отличие украинского общественного сознания в восприятии проституции от продвинутых европейских стран.
Например, в странах Северной Европы определяющим является добровольность отношений и ценность семьи, а проституция если и осуждается, то только как проявление женской дискриминации. При этом непринципиально, кто является вашим половым партнером, сколько их и как часто вы их меняете.
Возможность реализации полового влечения одиноким мужчиной без участия проститутки зависит от либеральности сексуальных отношений в обществе. Один коллега-ученый получил грант и уехал на пару лет в Швейцарию работать. При последующей встрече в Киеве мы задали ему вопрос из профессионального любопытства: как же он там удовлетворял свои половые потребности. Оказалось, он использовал сайты знакомств для одноразового секса без обязательств (бесплатного).
В родном кишлаке торговлей своим телом заработать на жизнь невозможно. Поэтому желающие заняться проституцией едут в крупные города республики. Выбору девушек в пользу занятий проституцией способствует отсутствие у них элементарной воспитанности, грамотности и низкий уровень нравственности.
Многие девушки, также имеющие сексуальные потребности, предпочитают случайные связи, поскольку не хотят связываться с мужчинами своего окружения, не желая брать на себя моральные обязательства продолжать связь и тем ограничивать свою свободу (не только у украинских мужчин собственнические взгляды на женщин).
В Украине тенденции большей сексуальной свободы тоже имеют место, хотя общественное сознание пытается этого не замечать или хотя бы не обсуждать вслух. В то же время сохраняются традиционные патриархальные взгляды на обязательную сексуальную сдержанность особей женского пола. При этом промискуитет (частая смена партнеров) у мужчин, посещение ими проституток воспринимается как должное.
В действительности общественное сознание очень мало коррелирует с индивидуальным восприятием мира молодым, и не очень, поколением украинцев. Массовой является ранняя половая жизнь, что на фоне отсутствия надлежащего полового воспитания приводит к нежелательным беременностям, абортам, эпидемиям болезней, передающихся половым путем.
К сожалению, в вопросах секса и проституции общество использует тактику страуса (голову в песок, и проблемы не существует) или мужа-рогоносца. Всем известно, что супруг узнает об изменах жены последним, но не потому, что он глуп или слеп (хотя и такое бывает): он подсознательно «не замечает» очевидных фактов для защиты себя от психотравмы, от потери самоуважения, с одной стороны, и избегает принимать решение — с другой. Ведь если жена изменяет, надо выяснять отношения, разводиться или принять существующее положение вещей.
Так же и с обществом: посмотреть правде в глаза, во-первых, больно, во-вторых — нужно что-то предпринимать. Если невозможно проблему устранить, необходимо минимизировать вред и извлечь потенциальную пользу.
В частности — ввести сексуальное воспитание и образование в школьный курс для устранения проблем ранней беременности (с последующим абортом и, возможно, бесплодием), болезней, передающихся половым путем и т. п. Необходимо осознать, что не только у мужчин, но и у женщин есть половое влечение, и его надо реализовывать как тем, так и другим. И одинокая женщина имеет такое же моральное право проявить сексуальную инициативу по отношению к мужчине, как и он к женщине, и в этом нет ничего зазорного.
В Германии в 2002 году был введен закон о легализации проституции. Одну из наиболее криминальных областей секс-индустии взяли строгий контроль. Отвлечемся от политических дебатов. Интересная беседа на вечную тему бесправности проституток.
Женская инициативность поможет решить проблему нерешительных и неуверенных в себе мужчин, для которых крайне проблематично познакомиться и инициировать сексуальные отношения самостоятельно. В результате этого реальная потребность обслуживаться у проституток резко уменьшится и останется «последним прибежищем» физически и умственно непривлекательных мужчин.
Одна из современных моделей — шведский подход к восприятию сексуальных отношений в обществе. В Швеции проституция легальна и заниматься ею разрешено, но при этом уголовно наказуемо платить проституткам за услуги — что грозит клиенту большим штрафом или тюрьмой до 6 месяцев. Мотивом подобных законодательных решений было отнюдь не пуританство и претензия на звание страны высокой морали.
Шведы трактовали покупку сексуальной услуги как эксплуатацию и дискриминацию женщин (хотя закон запрещает и покупку мужских секс-услуг), т. е. секс как таковой здесь ни при чем, речь идет о правах человека — борьба за гендерное равенство. При этом женщина-проститутка рассматривается как жертва мужчины-эксплуататора, пользующегося ее финансовыми проблемами.
А вообще сексуальные отношения в Швеции либеральны, обществу нет дела, с кем, как часто кто-то занимается сексом и как часто меняет половых партнеров, до тех пор, пока это происходит на добровольной основе и не опускается ниже определенного возрастного лимита.
Возможно, именно свободные нравы и материальное благосостояние являются причиной низкого распространения проституции в Швеции как до запрета на покупку секса, так и после него. До принятия существующего законодательства (в 1999 г.) в Швеции индивидуальная проституция (не бордели) и ее пользователи были легальны и количество проституток составляло 2500 чел., а после запрета уменьшилось до 1500. Для страны с почти 9-миллионным населением оба показателя низкие, хотя запрет все-таки снижает распространенность проституции.
Но обратите внимание: даже в условиях риска уголовного преследования у этих 1500 проституток находятся клиенты — около 6% шведов во время анонимного анкетирования ответили утвердительно на вопрос, приходилось ли им платить за секс. Это еще раз подтверждает неистребимость этого явления и его необходимость для определенной категории граждан.
Представим, что Украина стала богатой и процветающей страной, у всех достойная и высокооплачиваемая работа, семьи растят по 3—4 ребенка (так можно вернуться к 52 млн. населения!). Потребности продавать себя в таком массовом количестве, как сейчас, у женщин не будет. Исчезнет ли в этом случае проституция?
Нет, не исчезнет, она будет сопровождать человечество в любых вариантах его развития, то прячась, то принимая вполне цивилизованные формы, и обществу будет необходимо вывести данное явление из сферы криминала и крышевания в более приемлемое русло.
В нашей стране происходят процессы, свидетельствующие об изменении отношения людей к сексуальным преступлениям. Несколько лет назад маньяк охотился на женщин, торговавших своим телом на Окружной дороге Киева. Были убиты чьи-то сестры, дочери, их дети остались сиротами. Общество же осталось равнодушным к этим потерям. А сегодня возмущение граждан по поводу случаев надругательства над девушками, как известно, всколыхнуло наше население.
Женщины-проститутки ежедневно в силу нелегальности своих занятий рискуют здоровьем и жизнью. По нашему мнению, их необходимо защитить.
Читатель может задать резонный вопрос: если проституция в Украине есть (хоть и нелегальная), то в чем проблема — иди и пользуйся, зачем легализовать?
Дело в том, что люди, действительно нуждающиеся в облегченном доступе к женщине, как правило, имеют психологические проблемы, отмеченные выше. Они редко могут воспользоваться нелегальной, срощенной с криминалом проституцией. Зато люди без морали, тонких эмоций, склонные к риску и авантюризму, в поисках разнообразия, острых ощущений, ради чувства собственного превосходства без проблем пользуются услугами проституток и в сегодняшней Украине.
На первый взгляд, важным аргументом против легализации проституции служит исследование сферы сексуальных услуг Германии и Швеции после полной легализации и фактического запрета соответственно. Согласно ему в Германии существенно больше, чем в Швеции, проституток и случаев торговли людьми (в 60 раз). Ну, во-первых, население Германии примерно в 9 раз больше, чем в Швеции, а во-вторых, жертвами торговли людьми становятся исключительно иностранки, в том числе украинки, а не местные жрицы любви. Это обосновано тем, что иностранки, особенно нелегалы, не адаптированы в обществе, чувствуют свое полное бесправие и боятся обращаться за помощью в полицию.
В случае легализации проституции в Украине наши женщины не станут жертвами торговли людьми в своей стране, но перестанут быть таковыми в международном масштабе (или хотя бы сузится размах этого «бизнеса»).
Дабы не снискать себе сомнительной славы пропагандистов проституции, отметим, что это занятие все же чуждо нашей морали, многих вынуждает к нему нищета и безысходность. Но в попытке выжить многие наши соотечественницы превратились в сексуальных рабынь Европы. Неужели их мораль ухудшится, если они смогут законно заниматься тем же, но в своей стране, видеть своих детей и близких, иметь право на социальную защиту и медицинскую помощь? Вряд ли.
Авторы: Богдан Цупрык, врач-сексопатолог; Анатолий Чуприков,профессор, доктор медицинских наук, газета 2000
Tweet