Рост преступности: что крадут больше всего
Рост преступности на 30—40%, о котором не раз заявлял глава МВД Арсен Аваков и прочие руководители Нацполиции, в абсолютных цифрах исчисляется тысячами случаев. Журналисты промониторили Единый госреестр судебных решений и выяснили, сколько с начала года в натуральном выражении украли кошельков, мобильных телефонов, ювелирных украшений и других предметов (см. инфографику).
ЕДА И ПРИЧИНЫ. Кроме стандартных кошельков и сумок, участились в последнее время случаи магазинных краж. Руководство последних в связи с криминогенной обстановкой нанимает все больше охраны, и те стали чаще ловить воров на мелочевке: не редкость — обвинительные приговоры по краже… от 160-граммовой упаковки колбасы и даже пачки презервативов.
Правда, за год (в 2015-м по сравнению с 2016-м) статистика приговоров по кражам падает. В МВД это объясняют тем, что часть преступлений, совершенных в 2016 году, еще расследуется, поэтому, естественно, вердиктов по ним еще нет. Также большая часть случаев просто не регистрируется — люди не пишут заявления.
"В 99 случаях из 100 найти украденный кошелек — нереально, — рассказали нам в столичном главке полиции. — Следователи это понимают и, когда потерпевший приходит писать заявление, его просят не обременять работой. Следователь разъясняет, что если в портмоне были документы, эффективнее написать заявление об утере; если в кошельке были карты, проще их заблокировать и открыть новые. В итоге факт кражи кошелька есть, а заявления нет. Если выявляем факт такого уговора со стороны следователя, то ему грозит выговор. Кроме того, если потерпевший не будет настаивать на расследовании, не будет контролировать его ход, то дело, вероятно, станет "висяком".
К этому в полиции добавляют: "Как ни цинично это, но если кража будет трактована по итогу как утеря документов, то жертва должна будет по закону еще и заплатить штраф (150 грн), и дать в СМИ за свои деньги объявление об утере. С телефонами сложнее — потерпевшие настаивают на заявлении, пытаются контролировать расследование. Активно разыскивается местонахождение только тех аппаратов, к которым есть оперативный интерес (к примеру, мобилка была на месте убийства).
Кроме того, местонахождение телефона полиция может отследить только при содействии спецслужб, а у тех сейчас большинство спецтехники — на Востоке. Сейчас, например, по стране каждый день воруют около 50 телефонов. Кроме того, за первое полугодие рост карманных краж в столице — с приростом на 1272 случая, или на 61%".
Кражи из-за бедности и в подъездах
Официально в МВД не скрывают, что рост преступности хоть и есть, но после интеграции милиции в полицию стало меньше фактов сокрытия преступлений, чем в прошлые годы. Впрочем, в Нацполиции считают, что на рост преступности напрямую повлиял и "закон Савченко". Напомним, первых заключенных в рамках этого закона начали выпускать как раз в январе нынешнего года. Уже сейчас Нацполиция подвела итоги этой нормы: "Повторно совершили преступления 970 освободившихся заключенных, большинство из них совершили в целом 760 краж и 202 разбоя". Еще одной причиной роста преступности правоохранители считают явное снижение уровня благосостояния населения.
В свою очередь, в госреестре судебных решений приведены детальные примеры того, при каких именно обстоятельствах граждане лишились кошельков, сумок с продуктами и украшений. Например, типичная кража портмоне происходит чаще всего тогда, когда кошелек выглядывает из кармана. Сумок с продуктами чаще всего лишаются женщины в вечернее время, а украшений — подростки на улице или на лестничной площадке многоэтажки.
АВТОР: Игорь Серов, «Сегодня»