ГАИ останавливает ваше авто: что нужно знать и алгоритм действий

Существует два распространенных варианта остановки автомобиля инспектором ГАИ: просто так и за нарушение. Как вам поступить в первом и во втором случае.

В первом случае вы едете с утра на работу, ничего не нарушаете; стоит патруль ГАИ и характерным жестом подает команду на остановку транспортного средства. Стандартная ситуация: «Бур-бур-бур…инспектор Петренко, ваши документы». После этого могут последовать другие вопросы: «куда едем», «с кем едем».

Чем больше вопросов, тем более интересными они становятся: «что-то вид у вас уставший», «а почему глаза красные» и тому подобное.Как правило, такие остановки случаются рано утром или поздно вечером, а истинной их причиной является желание инспектора ГАИ уличить вас в употреблении алкоголя. Понятно, что вы нормальный человек и, садясь за руль автомобиля, алкоголь не употребляли. Расчет инспектора в ранние утренние часы делается на остаточное явление – попросту говоря, наличие у вас «перегара» от вчерашней вечеринки. Это отдельная тема, и мы рассмотрим ее в специально отведенном разделе.

Если вас остановили «просто так», вы можете по своему усмотрению выбрать один из вариантов дальнейшего развития событий.

Вариант первый – такие остановки происходят крайне редко и не доставляют вам неудобства. Спокойно, не нервничая, предъявите свои документы и после их проверки следуйте дальше. Такой вариант самый простой, как для вас, так и для инспе ктора ГАИ -«разошлись, как в море корабли». Штраф составляет от 153 до 187 грн или лишение права управления на 3-6 месяцев.

Пункт 2.4. ПДД** обязывает водителя произвести остановку автомобиля по требованию работника милиции.

Требования сотрудника милиции об остановке желательно все же выполнять. Мало ли, что он скажет. Может, на дороге вас ожидает опасность, о которой он хочет Вас предупредить? Может, где то рядом человеку плохо и ему срочно нужны медикаменты, которые находятся в вашей аптечке?

Но, мы же люди умные, смотрим телевизор и читаем газеты, где периодически мелькает информация об «оборотнях в погонах». Поэтому мы очень неохотно останавливаем машину по требованию работника милиции, особенно если это происходит в малолюдном месте, на трассе и в ночное время.

Если вы видите патрульный автомобиль с характерной окраской и «мигалками», скорее всего, опасность отсутствует. Если возле человека в форме милиции стоит обычный легковой автомобиль или он вообще отсутствует, требуется реальная оценка ситуации и принятие решения.

Остановимся на ситуации, в которой вы принимаете решение – не останавливать автомобиль. Вариантов развития событий может быть несколько:

1) Ну, не остановили... Поехали дальше и все на этом закончилось. Скорее всего, сотрудник милиции хотел воспользоваться услугой попутной машины и куда-то подъехать.

2) Не остановили, поехали дальше, но на этом все не закончилось. Сотрудник милиции зафиксировал номера вашего автомобиля, «накатал телегу» в Госавтоинспекцию, что такого-то числа, в таком-то месте, руководствуясь законом «О милиции», останавливал автомобиль, водитель которого не выполнил требования, чем нарушил Ст. 122 КоАП*. Через некоторое время вы получаете бумагу из Госавтоинспекции, в которой вас просят придти на собеседование по вышеизложенному факту. Далее вас будут подводить к процедуре наложения штрафа за правонарушение, предусмотренное КоАП.

Теоретически такой вариант развития событий маловероятен. Но, если он произойдет, – для своей защиты вы можете использовать любой способ – не был, не знаю, не видел, а в этот момент находился в другом месте, а где доказательства и т.д.

3) Не остановили, поехали дальше и вдруг в зеркале заднего обзора вы видите кадры из боевика – идет погоня, с мигалками, с сиреной. Ух, как интересно! Спустя несколько секунд, вы понимаете, что преследуют именно вас. Возникает стрессовая ситуация – вас догоняет патрульная машина, и работники ДПС уже раздражены вашим неподчинением.

Следует спокойно и внятно объяснить сотрудникам милиции, что вы вовсе не предполагали оказывать им сопротивление или скрываться. Просто памятуя о многочисленных случаях разбойных нападений людей, переодетых в форму, вы не были уверены в том, что вас останавливает действительно милиция. Как только это выяснилось, вы немедленно прекратили движение.

Если же сотрудник ГАИ все-таки захочет применить санкции, сообщите ему, что такую линию поведения вам разрешает Ст. 18 КоАП**: «Не является административным правонарушением действие, если оно совершено в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, которая угрожает собственности, правам и свободам граждан, если эта опасность, при данных обстоятельствах, не могла быть устранена другими способами и, если причиненный вред является менее значительным от возможного».

И не забудьте об этом указать в своих пояснениях в протоколе.

В принципе, каждый здравомыслящий человек и сам понимает, что по требованию сотрудника ГАИ водитель просто обязан остановиться. Однако, уверен, что в жизни каждого водителя были случаи, когда он или этого не делал, или по причине загруженности дорог не мог сделать это вовремя. В связи с этим предлагаю рассмотреть несколько вариантов развития событий, если вы все же проигнорировали гаишника…

Если вы ездите не на Роллс-Ройсе или Мерседесовском "кубике" с очень хорошими номерами, то скорее всего "заплатить" за такое игнорирование придется. Этого требует закон. Согласно пункту 2.4 ПДД : по требованию работника милиции (что особо любят подчеркивать инспектора ГАИ) водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих правил.

Статья 122.2. Административного кодекса Украины гласит: Невыполнение водителями требований об остановке влечет за собой штраф или лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев.

Но!

Согласно закону: инспектор может составить протокол только за то нарушение, которое видел лично. В Приказе МВД Украины от 30 июня 1998 г. №482 говорится, что возможность водителя видеть и правильно понимать требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной дорожной ситуации, которая сложилась на месте и во время остановки транспортного средства.

Оптимальные действия: скажите, что подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а составлять по нему протокол – это подлог…

В идеале

Если на первом посту вы не остановились (лично со мной такое бывало), очень мала вероятность того, что за вами кто-то погонится. Ведь для придется покинуть "хлебное" место, смотать удочки (радары и пр.), а значит – больше потерять, чем получить. В то же время очень велика вероятность, что гаишники передадут по рации о необходимости вас остановить следующему посту. Поскольку остановивший вас инспектор, как уже говорилось, не видел ваше нарушение (даже если оно было, помимо неостановки по требованию), то и штрафовать не за что.

Конечно, попытки будут, но надо стоять на своем – мол, ничего я не нарушал, инспектора вообще не видел, или же видел, но не было возможности перестроиться (иначе вы бы создали аварийную ситуацию). То есть, шанс выйти сухим из воды достаточно большой. А вот если вы проигнорируете и третьий пост, пусть даже нырнув после этого во двор и оставив там авто на несколько дней, как только вы появитесь на дороге – вас уже будут ждать.

Второй вариант – вовлекут в дело грузовики или другую технику, которая попадется под руку, чтобы все-таки вас задержать. Однозначно, не в одном месте, так в другом, но в любом случае попытка "докопаться" до вас будет, хотя опять же, о чем уже можно будет говорить, если прошло время. А, учитывая, что сегодня можно водить чужим авто лишь при наличии прав и техпаспорт, вполне может быть (точнее, так и было), что за рулем были не вы и вообще не в курсе происходящего…

Но в любом случае не нужно лезть на рожон. Можно доиграться. А если чуть пошалить – ну, с кем не бывает. Хотя я ни к чему противоречащему закону не призываю!

Источник:  posovesti.com.ua 

 

You may also like...