Украинские следователи об упущенных возможностях предотвращения грандиозных преступлений
Когда говорят "ограбление века", мы представляем Бони и Клайда, целующихся в форде-купе с откидывающимся верхом, стремительно удаляясь от очередного опустошённого отделения Bank of America. Киношники и писатели весьма преуспели в создании романтических образов "криминальных героев", которые бросают вызов обществу потребления.
Теперь даже добропорядочные обыватели, наблюдая за очередной полицейской кинопогоней, сочувствуют грабителям, а не банкирам, директорам музеев, владельцам коллекционных драгоценностей и прочим жертвам ограблений.
Эксперты
-
Полковник запаса Валентин Мотыленко
-
Подполковник запаса Виктор Антоненко
Пираты ХХ века
Дальний путь всегда полон опасностей, в некоторых восточных культурах человек, отправляющийся в странствие, должен составить завещание. Перевозка ценностей – удвоенный риск, а уж если речь идёт о богатствах британской короны, то и вовсе нет шансов не привлечь внимание злоумышленников. Королевский поезд, перевозивший по территории Англии $60 млн, 8 августа 1963 года стал жертвой самого дерзкого ограбления в истории.
Механика: Грабители остановили поезд, сменив сигнал семафора. Окружили его, отцепили два вагона, отогнали их в сторону и опустошили.
Последствия: Все участвовавшие в оцеплении поезда, а их оказалось 15 человек, были пойманы и отправлены в тюрьму. Главарь банды Брюс Рейнальдс получил 25 лет тюрьмы, один из его ближайших друзей – 21 год, остальные по 10–15 лет. Самым известным участников ограбления поезда стал Ронни Биггз, он прославился уже после того как получил приговор. Биггзу удалось бежать из тюрьмы Уондсворт, которая до того считалась самой надёжной в Британии. После побега он много лет прожил за границей. Лишь в старости, услышав из уст врача-онколога о своём диагнозе, Биггз вернулся в Англию и сдался полиции.
Эксперт Виктор Антоненко:
– Грубейшей ошибкой отвечавших за безопасность поезда было отсутствие достаточного количества внутренней охраны. Ключевые слова здесь "достаточное количество". Понятно, что транспорт с 60-ю миллионами следовал по стране не без охраны, но если преступники смогли без лишнего шума отцепить и обчистить два вагона, значит, именно в этих вагонах охранников попросту не было. В противном случае началась бы стрельба, её бы услышали люди, находившиеся в других частях поезда, и вместо великого ограбления мы с вами обсуждали бы великое задержание.
Эксперт Валентин Мотыленко:
– В Украине тоже были свои "пираты", правда, поездам они предпочитали грузовые автомобили и работали маленькими группами, не сбиваясь в толпы по 15 человек, как англичане. Потому поймать их было очень трудно. В 1990-х на наших дорогах грабили фуры. Помню банду, делавшую это просто виртуозно.
Они не останавливали машины, а обчищали их прямо на ходу. К фуре сзади подъезжал легковой автомобиль без лобового стекла. Пассажир с переднего сидения вылезал на капот, открывал кузов и вытаскивал всё, что мог, передавая награбленное подельникам, оставшимся в легковушке. Дальнобойщик узнавал о том, что лишился груза, лишь много километров спустя. Поймали "пиратов" благодаря тому, что водители устроили им вооружённую засаду. Пока один из дальнобойщиков был за рулём, другой сидел в кузове с охотничьей винтовкой и ждал "гостей".
Оборотни в погонах
Тот, кто носит полицейскую форму, всюду пользуется привилегиями. Ему открыт доступ в такие помещения, куда большинству гражданских ходу нет. Представьте: перед вами распахиваются двери хранилища музея "Метрополитен" в Нью-Йорке с шедеврами великих мастеров прошлого. Прежде вы могли любоваться этими картинами лишь под присмотром строгих музейных охранников и на безопасном расстоянии, а теперь можно подойти совсем близко, свернуть и унести с собой. Вы ведь на самом деле не полицейский, а достать форму в наше время – дело нехитрое. В 1990 году "Метрополитен" был ограблен.
Механика: Злоумышленники пришли в музей под видом полицейских. Охране они сказали, что сработала сигнализация и её нужно проверить. Уходя, псевдополицейские унесли с собой несколько акварелей Дега, пейзаж Флинка "Шторм в Галилее", три полотна Рембрандта, один портрет работы Мане и ещё несколько не менее ценных экспонатов.
Последствия: Ущерб оценили в $300 млн. Преступление до сих пор не раскрыто.
Эксперт Виктор Антоненко:
– Всему виной элементарная халатность охраны музея. Сотрудники правоохранительных органов имеют право доступа в охраняемые помещения, но только после установления личности. Простой проверки служебных удостоверений недостаточно. Даже подросток знает, что любую "корочку" можно подделать. Сотрудники охранной службы должны были немедленно связаться с полицейским подразделением, якобы направившим своих людей в музей. Те наверняка сообщили бы, что никого не направляли, и тогда злоумышленников можно было бы брать на месте.
Впрочем, в нашей стране такого маскарада можно не опасаться. Здесь у воров специфическое представление о чести – любое использование милицейской формы считается позором. Это как раз одна из тех вещей, за которые "чморят на зоне". Однажды мы нашли на пригородной дороге угнанный джип. Угонщик, вероятно, перегонял его на продажу, но не справился с управлением. Прочёсывая место, где нашли машину, наши сотрудники обнаружили человека в форме сержанта милиции, прятавшегося в лопухах поодаль от обочины. Это и был угонщик. Он использовал форму для того, чтобы его не останавливала автодорожная инспекция, документов-то на джип не было. Протокол этот ряженый подписал с единственной оговоркой: не указывать, что в момент задержания на нём была милицейская форма. Боялся реакции будущих сокамерников.
Потрошители сейфов
Дело было в Стокгольме 23 сентября 2009 года. Рассудив, что материальные ценности хранятся не только в отделениях банков и музеях, грабители нацелились на офисные сейфы крупной компании. Преступники передвигались на вертолёте, для того чтобы полиция не могла преследовать их по воздуху, они заранее подбросили к дверям ангара с полицейскими вертолётами мешок с надписью "бомба".
Механика: Вертолёт приземлился на крыше офисного здания. Злоумышленники разбили окно и спустились в хранилище по верёвочным лестницам, а там принялись последовательно взрывать и обчищать сейфы.
Последствия: Несколько участников ограбления попались уже через пару дней. Они не выдержали паузы и слишком активно стали тратить вновь обретённое богатство, это привлекло внимание полиции. Однако пойманные воры, очевидно, не были главными героями действа, разыгрывавшегося на крыше стокгольмского офиса. Настоящее количество участников неизвестно, но у тех, кого нашли, обнаружено только 100 тыс. крон из 39 млн похищенных.
Эксперт Виктор Антоненко:
– Это прокол в системе сигнализации, она должна была сработать в момент, когда разбили окно. Получи полиция такой сигнал, она могла бы организовать преступникам "тёплую встречу", если не в хранилище, то уж точно на крыше в момент возвращения к вертолёту. У нас в Украине была история похуже: сигнализация срабатывала, но милиция не успевала доехать до места грабежа, чтобы остановить преступников. Нашлись умники, взявшиеся целенаправленно громить кассы в тех населённых пунктах, где не было своего отделения милиции.
Расчёт был простой: к тому времени как на место доберутся сотрудники правоохранительных органов, получившие сигнал о взломе преступники успеют скрыться. Даже зацепок не было, пока не дошло до одной совхозной кассы в Святошинском районе. Охранник, дежуривший у этой кассы в ночь перед ограблением, дружил с милиционером из соседнего села. На утро после дежурства у друзей была запланирована рыбалка, но охранник не пришёл. Милиционер решил, что товарищ задержался на посту, но на месте его не нашёл.
Окно в помещении, где обычно хранилась касса, было разбито. На подоконнике и на столе остались следы радомина – состава, которым в 1980-х обрабатывали сейфы. При контакте с человеческой кожей он становится лиловым и не смывается. На дороге милиционер увидел удаляющийся мотоцикл Иж-18 с грузом и двумя пассажирами. Теперь он знал, на каком транспорте передвигаются грабители. В базе мы нашли информацию о том, что такой мотоцикл числится в угоне в Киевской области. Его владельцем оказался сотрудник милиции. При обыске у него нашли одежду, испачканную радомином.
Банкиры
Эпизод, зафиксированный в августе 2005-го в бразильской Форталезе, до сих пор считается крупнейшим в мире ограблением финансовой организации. Из филиала центрального банка вынесли 3,5 тонны денег. Украли 164 млн 800 тыс. реалов. В ограблении участвовали 60 человек, подготовка длилась более трёх месяцев.
Механика: Преступники построили подземный тоннель, ведущий из хранилища банка к подвалу соседнего здания. Это был коридор длиной 80 м, обшитый пластиком, с собственной системой вентиляции и энергоснабжением. По нему и уносили деньги.
Последствия: Большинству злоумышленников удалось уйти от правосудия. Пойманы только 26 соучастников. Банку возвратили 53 млн реалов. Главарь банды находится за решёткой, он приговорён к 49 годам тюремного заключения.
Эксперт Валентин Мотыленко:
– Ещё один пример халатности охраны. За три месяца кто-то из службы безопасности банка должен был, если не заподозрить неладное, то хотя бы поинтересоваться, что за строительство или ремонт идёт так близко к охраняемому объекту. В нашей практике были случаи менее масштабные, но не менее интересные. Преступника по прозвищу Банкир я никогда не забуду. Этот человек обладал феноменальной зрительной памятью, позволяющей виртуозно копировать резьбу ключей. Умелец арендовал банковские ячейки якобы для хранения ценных вещей.
Возможность доступа в хранилище дают два ключа – один выдают клиенту, когда он снимает ячейку, другой остаётся в банке и в нужный момент его приносит сотрудник, сопровождающий клиента. Так вот, наш Банкир сначала приходил к своей ячейке как положено, с сопровождением. По памяти копировал второй ключ и затем уже проникал в хранилище без свидетелей. Он успел "поработать" в нескольких финансовых учреждениях, предоставлявших услуги хранения ценностей, прежде чем сотрудники правоохранительных органов обратили внимание на фамилию, числившуюся в списках арендаторов депозитных ячеек во всех ограбленных банках.
Фото: открытые источники
Автор: Мария Бондарь, ФОКУС
Tweet