Водка «Златогор»: нечистая слеза?

Средней паршивости качество «народного» продукта – эка невидаль! Хуже того: водка «Златогор» официально признана официальным напитком… мошенников. О громких скандалах, сопровождающих этот разрекламированный торговый бренд, наш рассказ. Скандал с задержанием свата Президента Украины В.Ющенко за взятку в размере $ 20 000 власти в СМИ старательно «затушили». Еще бы: с поличным «взяли» дедушку президентской внучки! Между тем фабула этого незаурядного криминального эпизода содержит немало интересного не только в контексте причастности к уголовщине сановных «родичів». Главный фигурант дела (если оно еще существует) – гражданин Игорь Гончар – дал следствию «натырку» на возбуждение, по крайней мере, еще одного резонансного уголовного дела. В отношении владельцев торговой марки «Святогор», чья недорогая продукция заполонила прилавки отечественных магазинов.

Напомним читателям о топ-новости украинских СМИ 6 августа нынешнего года. В тот день в Киеве во время получения взятки в размере $20 000 был задержан Игорь Гончар, руководитель Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ). Пачку «баксов» означенное должностное лицо требовало (и получило) от частного предпринимателя за выдачу лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции. Отметим, что указанный Департамент ГНАУ занимается контролем и выдачей лицензий в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в государстве.

Видео процесса вымагания взятки, отснятое скрытой камерой, можно посмотреть здесь: www.vimeo.com

Уличенный в коррупции И.Гончар – это отец Михаила Гончара, 1975 года рождения, который не один год проживал в гражданском браке с Виталиной Ющенко, дочерью Президента Украины. Именно от Михаила Гончара Виталина и родила дочку Ярину-Доминику, первую внучку Виктора Ющенко. Соответственно, задержанный милицией И. Гончар – такой же дедушка Ярини-Доминики Ющенко, как и Президент Украины.

Остается добавить, что Игорь Гончар занимал должность руководителя Департамент спирта, алкоголя и табака в центральном аппарате ГНАУ с марта 2005 года – именно с того времени, когда пришедшие к власти поборники «чесної влади» активно занимали посты в госструктурах, «вышибая» с насиженных кресел своих оппонентов из «прокучмістського стану». До этого судьба улыбалась И.Гончару не столь ослепительно: он почти десять лет работал на малопочтеннй (по киевским меркам) должности ревизора в налоговой администрации Подольского района Киева.

«Это был качественный прыжок в жизни Гончара, который сложно объяснить чем-то другим, чем избранием на должность Президента его бывшего свата», – отмечали журналисты. Свалившейся удачей родич Президента воспользовался неосмотрительно.

По данным следствия, гражданин Гончар получил взятку от директора частного предприятия «Дакар-5» Каменева за выдачу тому лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции. «В прошлую пятницу Каменев вручил ему пять тысяч долларов, а налоговик обязался решить его вопрос в кратчайшие сроки. Также Гончар параллельно предложил бизнесмену заполучить завод по производству водки в Одессе, который налоговая собиралась обанкротить», – отмечают СМИ.

Слово задержанному И.Гончару: «…Они выпускали левую водку из краденного молдавского спирта. (…) Завод в идеальном состоянии, две линии по шест тысяч бутылок на час! Если вдруг вас заинтересует, я вас свожу к начальнику региональной в Одессе, это – мой человек. Вы будете нормально работать, не будет таких штрафов! Я вам спирт буду… Вы свой бренд водки придумаете. Я вас сведу с людьми со «Златогора», может, под маркой «Златогор» будете выпускать…» – сказал во время разговора Гончар, который зафиксирован на оперативном видео.

Первым – и естественным – предположением коллектива «УК» после услышанного пассажа с упоминанием «Златогора» было следующее: этот производитель водки под прикрытием коррупционеров из ГНАУ активно сбывает под своим «лэйбом» «паленку» иных – нелицензированных (то есть «подпольных») – производителей. Само признание высокопоставленного чиновника, по нашему глубокому убеждению, уже «тянуло» на возбуждение еще одного – помимо «взяточного» – уголовного дела. Должного раскрыть механизм афер на алкогольном рынке Украины. Но продолжения таки не последовало.

А жаль. Ведь о причастности владельцев торговой марки «Златогор» к махинациям в государственных масштабах сегодня уже говорят даже в парламенте.

Справка «УК»: водка ТМ «Златогор» официально производится Золотоношским ликеро-водочным заводом (Черкасская область; основан в 1896 году). Сегодня завод выпускает 50 наименований алкогольной продукции: водку, бальзамы, ликеры, настойки крепкие и сладкие. Наиболее известная продукция: водки «Златогор», «Хлебная», «Мягкая», «Графская», «Президентская», «Чистая слеза», настойка горькая «Зубровка», настойка горькая «Медова з перцем», «На цветках акации».

Из рекламы продукции ТМ «Златогор»: «…100-летний опыт производства водок, бальзамов, настоек и ликеров с использованием оригинальной старинной рецептуры… Высокотехнологическое предприятие… Продукция , созданная для удовлетворения самых изысканных вкусов… Любят «Златогор», в первую очередь, за гарантированное качество. В производстве применяются исключительно высококачественный спирт «Люкс»… В состав наших водок, настоек, бальзамов, ликеров входят только натуральные, экологически чистые добавки и вытяжки из лекарственных растений. Наши консультанты – ученные Института ботаники Национальной Академии Наук Украины и Киевского ботанического сада» и т.д.

Вобщем, с рекламой бренда и его качества все понятно – стандартный для производителей алкогольного пойла на постсоветском пространстве набор «заклинаний», долженствующих покорить ум и сердце доверчивого потребителя. Теперь поговорим о печальном.

Фальсификаторы

С 1 августа 2008 года Кабмин намерился ввести в Украине акцизные марки нового образца. Помимо усовершенствованного дизайна они получили усиленную степень защиты, что в совокупности должно способствовать борьбе с теневым оборотом товара.

Ведь сколь бы защищенными ни были акцизные марки, длительное их использование позволяет «подобрать к ним ключи». Теневые производители алкогольной продукции активно использовали такую возможность. Вследствие этого нес огромные потери государственный бюджет. Но еще больший урон страна получала в связи с тем, что на прилавки магазинов попадала дешевая и, конечно же, сомнительного качества водка.

По подсчетам профильных экспертов минимальная экономически обоснованная цена на поллитровую бутылку водки составляет около 13 гривен. Но в розничных торговых сетях мы довольно часто видим «серый» крепкий алкоголь по цене 7-9 грн. А это значит, что дешевая водка, на которую клеится нелегальная акцизная марка, не соответствует качества, установленному ГОСТом . В результате каждый год от употребления фальсифицированных алкогольных напитков умирает около 10 тысяч украинцев!

Инициатива правительства о введении новых акцизных марок для алкогольных напитков была безоговорочно поддержана производителями легальной алкогольной продукции: якобы, новая марка позволит максимально легализовать рынок алкоголя.

О том, что «левые» акцизные марки старого образца находились в активном обиходе в Украине, свидетельствует и то, что в мае-июне нынешнего года украинскими силовыми структурами, совместно с правоохранительными органами Турции изъято у контрабандистов несколько десятков миллионов поддельных акцизных марок, предназначавшихся для украинского рынка. Кроме того, предварительные результаты проведенной в июне Департаментом по борьбе с экономической преступностью отработки ООО «Золотонiшський ЛГЗ «Златогор» Черкасской области, была выявлена дешевая водка с поддельной акцизной маркой.

А вот свидетельствует Константин Бондарев, замглавы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. Он прямо говорит, кому выгодно увеличение акцизных сборов на алкоголь, и как работают теневые схемы на рынке алкогольной продукции.

«- Константин Анатольевич, действительно ли водочное лобби имеет настолько существенное влияние в Раде?

– К сожалению, это так. Интересы водочников активно лоббируются самой большой фракцией парламента – Партией регионов. Сегодня предпринимается попытка сохранить «теневой» рынок и «серые схемы». Это очень большие деньги, и средств для достижения этой цели особо никто не выбирает… Они настаивают как раз на повышении акциза на алкоголь. Это принесет им сверхприбыль. Нынешняя проблема акциза – это не его размер и увеличение. Сегодня присутствует следующая риторика: «Давайте поднимем акцизный сбор, и таким образом мы увеличим поступления в бюджет». Она не совсем правильная. Проблема состоит в том, что мы еще не научились собирать тот акцизный сбор, который существует. Сейчас он собирается всего лишь на 30-40%.

– И все же, в чем конкретный интерес лоббистов?

Возьмем условных производителей. Один платит акцизный сбор, другой не платит. Цена их продукции одинакова – 10 гривен. Тот, кто работает законно, имеет дельту прибыли в 1-2 гривни. Завтра стоимость акцизного сбора увеличивается. У плательщика эта дельта останется. Просто стоимость его продукции на рынке станет выше, скажем, на 14 гривен. В то же время получается, что тот, кто не платил акцизный сбор, до его повышения зарабатывал 10 гривен, а после повышения – уже 14. То есть теневик заведомо заинтересован в повышении акциза, чтобы увеличить свою прибыль. Стоимость водки на рынке будет расти – это все понимают. Но не стоит ожидать, что те, кто вчера не платил, вдруг начнут пополнять бюджет по каким-то идеологическим соображениям.

– А вы можете назвать заинтересованных лиц?

Это известные люди. Есть такой народный депутат Павел Климец, член Партии регионов. С 2001 года – председатель правления ЗАО «Олимп». На рынке все прекрасно знают, что «Олимп» является самой большой компанией, которая не платит полностью акциз. В частности по ТМ «Біленька». Именно поэтому она является самой дешевой. Это лидер «теневого» рынка. Есть Людмила Русалина, которая тесно работала с Николаем Азаровым, и сегодня поддерживает активные лоббистские контакты с «бело-голубыми». Всем известна ее компания «Петрус» (торговая марка «Златогор» – «УК»), которая имеет четыре или пять производственных площадок и использует схемы уклонения от уплаты акцизов…

– Вы упомянули «теневые» схемы. Каким образом они действуют?

– До недавнего времени эксплуатировалась несколько лет схема занижения платежей акцизного сбора с помощью марок так называемой слабоалкоголки. Предприятие декларирует, что идет выпуск 25-процентной алкогольной продукции, а на самом деле эти марки клеят на обычную 40%-ную водку. Для этого покупается «левый» спирт на государственных спиртзаводах, а потом выпускается продукция, у которой реальный платеж в бюджет по акцизному сбору вполовину меньше…» (Газета «Дело»).

Итак, продукция ТМ «Златогор» уже «застукана» государством с поддельной акцизной маркой на продукции (где уголовное дело?), уличена в «теневых» схемах по занижению платежей в бюджет (где еще одно уголовное дело?). На самом деле уголовных дел в отношении владельцев ТМ «Златогор» должно быт гораздо больше, и каждое из них наверняка «тянет» на многоэпизодное, так как подобные «вольности» с государством возможны только при соучастии в преступлении множества государственных чиновников, причем – самого высокого ранга. Но где эти дела?

В принципе, задержанный правоохранителями сват Президента Игорь Гончар лишь подтвердил на скрытую камеру то, о чем и так давно известно в «верхах»: под ТМ «Златогор» любой фальсификатор алкогольной продукции может договориться о выпуске пойла сомнительного качества с этой товарной маркой. Жаль, разговорчивый г-н Гончар не озвучил в камеру о том, сколько за эту услугу «слупят» «златогоровцы». Вот была бы потеха!

Без бутылки не разберешься

Несмотря на «народность» подхода к производству водок и настоек, практикуемого в «Златогоре», продукция этой торговой марки явно не выбивается в лидеры продаж на украинском пространстве (различных рейтингов водки полным-полно в Интернете – не будем приводить их, чтобы нас не упрекнули в рекламе алкоголя). Очевидно, искушенный покупатель уже оценил качества «златогоровского» пития, «проголосовав ногами» в сторону прилавков с продукцией иных производителей. Очевидно, чтобы подхлестнуть интерес к своей продукции и широко напомнить о ней потребителю через СМИ, владельцы «Златогора» учинили отчаяный, но безрассудный по грозящим последствиям пиар-ход. Они решили судиться с конкурентами, заведомо зная свою неправоту.

Пикантность ситуации состоит в том, что проделать то же самое с украинскими конкурентами «златогоровцы» не в состоянии. Дело в том, что среди производителей водки в Украине (узок круг этих лиц!) еще несколько лет назад достигнута принципиальная договоренность: никаких публичных «войн» и выяснений отношений; отступников ждет коллегиальная расправа. Вот владельцы ТМ «Златогор» и нашли «козла отпущения» в лице французской группы Belvedere, начавшей осваивать украинский рынок

Выход на украинский водочный рынок широко известного в мире производителя алкогольных напитков французской группы Belvedere начался с судебного разбирательства. Так, ООО «Золотоношский ликероводочный завод «Златогор» обратился с иском в Хозяйственный суд Черкасской области с требованием запретить компании Belvedere разливать и продавать в Украине водку Sobieski в ее фирменной бутылке. Вдруг казалось, что тара французов схожа с бутылкой, в которую разливается водка ТМ «Златогор».

Как рассказывал в интервью генеральный директор ООО «Бельведер Украина» Владимир Притуляк, бутылки обоих брендов действительно схожи внешне. «Мы заметили сходство как только вышли на украинский рынок, – поделился господин Притуляк. – При этом наша бутылка была запатентована в Париже еще в 1998 году. С тех пор Belvedere продал более 1,5 миллиардов бутылок водки Sobieski в этой таре в разных странах мира, и ни с чем подобным до сего времени компания не сталкивалась».

Галантные французы изначально решили не предавать огласке инцидент, хотя имели все основания подать в суд на украинского производителя. И предложили учредителям Золотоношского ЛВЗ в удобные для них сроки разработать для напитков ТМ «Златогор» дизайн новой бутылки, запустить производство тары и постепенно перейти к розливу водки в другую бутылку.

«Я лично вел переговоры с президентом «Петрус» (собственник ЛВЗ «Златогор» – ред.) Людмилой Русалиной, и предложил этой компании с достоинством выйти из сложившейся ситуации. Они согласились изменить внешний вид своей бутылки, и мы даже договорились подписать соответствующий меморандум, – негодует В.Притуляк. – Каково же было мое удивление, когда я узнал, что сразу же после переговоров «Златогор» обратился в патентное бюро с просьбой запатентовать свою бутылку!» Соответственно, промышленный образец бутылки для ТМ «Златогор» был зарегистрирован в Госдепартаменте интеллектуальной собственности 26 мая 2008 года. Сразу же после этого компания подала судебный иск с требованием запретить Belvedere использовать бутылку для водки Sobieski из-за схожести со своей тарой.



А вот и предмет спора

«Бельведер-Украина» пыталась подать встречный иск к «Златогору» в Хозсуд Черкасской области. Однако судья отклонила его, заявив, что это – два разных дела, и нет целесообразности вести два разбирательства в рамках одного производства (!?). Более того, в ходатайстве привлечь к разбирательству этого дела в качестве свидетеля французскую группу Belvedere, которой, собственно, и принадлежит интеллектуальное право на бутылку Sobieski, в черкасском суде так же отказали. Мотивируя это тем, что такие действия требуют… дополнительного времени на рассмотрение дела.

По отказу в иске и ходатайстве «Бельведер-Украина» уже подала аппеляцию в Киевский областной суд. Разбирательства наверняка затянутся. Французы заявляют, что бутылка для Sobieski – это не просто упаковка, а лицо бренда, узнаваемое во всем мире, и они готовы отстаивать свои права на нее до конца. Победного.

Пошел на принцип и «Златогор» – если слово «принцип» вообще уместно при упоминании этой торговой марки и ее владельцев. В начале июля нынешнего года «Златогор» разослал дистрибуторам письма, в которых предложил подписать дополнительное соглашение к договору поставки о невозможности работы с ТМ Sobieski. Отказ от подписания такого соглашения будет расценен как разрыв взаимоотношений с компанией «Петрус», говорится в тексте письма-ультиматума.

И это – не первый конфликт «Златогора» и Belvedere. Зимой нынешнего года литовское подразделение группы Belvedere обратилось в суд Литвы с требование запретить на территории этой страны продавать водку ТМ «Златогор» в уже упоминаемой бутылке по причине все той же схожести. Однако, по словам В.Притуляка, когда «Бельведер-Украина» вела переговоры с Золотоношским ЛВЗ о мирном урегулировании конфликта, литовское подразделение приостановило разбирательство. Конечно, после обострения противостояния это судебное дело будет возобновлено.

Вполне вероятно, что на «вендетту» по-украински с привлечением в качестве «киллеров» «свойских» судей «Златогор» толкнула продажа французской Belvedere Черкасского ЛВЗ в конце прошлого – 2007-го – года. А ведь именно Черкасщина считается вотчиной клана, опекающегося «Златогором».

(Продолжение следует. О чем не любят вспоминать владельцы «Златогора». «Благотворители» и расхитители. Официальный напиток… Ордена мошенников).

Ярослав Грушевский, «УК»

You may also like...