Масштаб российского вторжения в Украину
Масштаб участия России в конфликте на востоке Украины еще предстоит определить. На данный момент Россия отрицает какое-либо прямое вмешательство в боевые действия. Однако большая часть стран Запада не разделяют позицию России и полагают, что Россия прямо или косвенно участвует в конфликте. Расследование Bellingcat на основе спутниковых снимков показывает, где российские военные и техника пересекают украинскую границу.
Сообщество волонтеров-расследователей Bellingcat, занимающееся поиском в открытых источниках свидетельств российской агрессии на Украине, опубликовало на своем сайте подробный анализ спутниковых карт с указанием мест на российско-украинской границе, где российские военные и техника перебрасывались из временных лагерей в Ростовской области на территорию Донецкой и Луганской областей Украины.
Этот анализ, по мнению авторов расследования, позволяет судить о масштабе военной помощи России сепаратистам – выявлено около 60 неофициальных пограничных переходов, использование которых могло оказать переломное влияние на ход военных действий.
Bellingcat уже не раз публиковала отчеты и расследования, посвященные российско-украинскому конфликту. Самые известные из них посвящены ракетным комплексам “Бук”, из которых мог быть сбит под Донецком “Боинг” Малайзийских авиалиний. Так, с помощью OSINT-разведки – по фотографиям в социальных сетях и общедоступным спутниковым снимкам – активисты группы проследили вероятные пути доставки “Буков” на Украину из России. Во время работы над этим расследованием и в дальнейшем было найдено несколько мест, где техника и солдаты незаконно переходили российско-украинскую границу. Их удалось вычислить по раскатанным тяжелой техникой колеям, которые видны на снимках лета 2014 года, но отсутствуют на более ранних спутниковых изображениях. Иногда на снимках видна и сама техника.
В новом расследовании Bellingcat говорится о 60 точках на карте, в которых присутствуют следы незаконного перехода границы в районе военного конфликта на востоке Украины. Из них более 20, по оценкам авторов материала, тесно связаны с активностью российской армии. Волонтерам проекта Belligcat удалось выявить два типа следов переходов границы: для осуществления обстрелов украинских приграничных позиций с территории самой Украины, а также для переброски войск в украинские населенные пункты вглубь Донбасса.
Временной период, который охватывает расследование, – лето 2014 года, от момента окончательной потери украинскими пограничниками контроля над границей на территориях самопровозглашенных “народных республик” до интенсивных боев осени того же года и успешного контрнаступления сепаратистов.
Как следует из опубликованных доказательств, перелом хода войны был напрямую связан с резко возросшей в этот период интенсивностью переброски техники и живой силы из России на Украину. Сепаратисты и российская армия могли бы использовать перешедшие под их контроль официальные пропускные пункты, однако надо отметить, что некоторые из них с июля 2014 года находятся под наблюдением ОБСЕ, что делает переброску техники через них невозможной или затруднительной.
Базы и лагеря
Авторы расследования отмечают, что российское военное присутствие около границы с Украиной хорошо задокументировано благодаря спутниковым снимкам и фотографиям солдат в социальных сетях. Основных военных лагерей было два: первый около поселка Персиановский, в 45 километрах к северо-востоку от Ростова-на-Дону, второй – около села Кузьминка, в 40 километрах от него к северо-западу. Расстояние от обоих лагерей до украинской границы составляет порядка 45 километров.
Кроме этого было обнаружено несколько лагерей размером поменьше – порой они находятся буквально в ста метрах от границы. Один из таких лагерей расположен между городами Донецк (Ростовская область) и Гуково, другой в окрестностях села Куйбышево.
Для наглядности Bellingcat разделил российско-украинскую границу на пять зон, “привязав” каждую к ближайшему населенному пункту в России. В расследовании приводятся спутниковые снимки из всех пяти зон и фотографии из аккаунтов российских солдат в социальных сетях, сделанные как в Ростовской области, так и на территориях “ДНР” и “ЛНР”.
Пять зон, на которые условно разделили границу авторы расследования Bellingcat
Зона 1: Донецк, Ростовская область России
В приграничных российских районах Ростовской области и сегодня можно увидеть временные военные лагеря с размещенной на них воинской техникой – для этого достаточно ввести координаты, указанные авторами расследования, в строку поиска сервиса Google Maps. Количество техники в этих лагерях – грузовиков, артиллерии, вертолетов – последовательно увеличивалось в течение всего августа 2014 года, отмечают авторы расследования.
Временные российские военные лагеря в окрестностях Донецка (Ростовская область). Координаты на карте, слева направо, сверху вниз: 1, 2, 3, 4:
Поскольку официальный пункт пропуска Изварино – Донецк с 14 июля находился под наблюдением ОБСЕ, переброска техники и войск зачастую осуществлялась чуть севернее – в районе поселка Северный. Именно там, по основной версии исследователей Bellingcat, на Украинубыли переброшены “Буки”, один из которых произвел роковой выстрел по “Боингу-777” Малайзийских авиалиний:
На этих снимках есть лишь следы военной техники, которых по мере приближения осени становилось все больше. Саму технику можно увидеть на других фотографиях, например, на спутниковых снимках сервиса TerraServer. Вот участок российско-украинской границы около украинского села Никишовка. В интервале с мая по август 2014-го здесь появилась широкая грунтовая дорога, которой раньше не было:
А вот тот же участок ближе. На снимке Google Earth (слева, сделан 27 августа) вновь всего-лишь раскатанная техникой дорога. Справа на снимке Terraserver (сделан 11 сентября) большая часть местности закрыта облаками, но в одном из просветов отчетливо видны грузовики, стоящие аккурат на российско-украинской границе:
Если проследить по карте, куда ведет накатанная колея, то выясняется, что заканчивается эта дорога как раз в одном из временных военных лагерей у границы (точные координаты). Всего Bellingcat выявил около 20 таких “неофициальных” пограничных переходов в районе российского Донецка. Четыре из них (координаты, на фото ниже – сверху вниз: 1, 2, 3, 4) особенно отчетливо видны на спутниковых снимках, если сравнить изображения, сделанные в мае (левая колонка) и в августе (правая):
Проложенные военной техникой дороги через российско-украинскую границу
Зона 2: Должанский
Должанский – это еще один официальный пункт пропуска на российско-украинской границе, который с середины лета 2014 года находился (по крайней мере, официально) под наблюдением ОБСЕ. С российской стороны в этом районе на спутниковых снимках тоже можно найти временные военные лагеря, хотя и в меньшем количестве, чем в районе расположенного севернее Донецка Ростовской области.
Были такие лагеря и у армии Украины, на ее территории – например, под населенными пунктами Зеленополье и Червонопартизанск. 11 и 14 июля они были атакованы, при этом погибли десятки украинских солдат. Вскоре после этого Украина окончательно утратила контроль над границей в этом районе. Для того, чтобы избежать обвинений в обстрелах с российской территории и представить атаки как организованные самими сепаратистами, артиллерия перебрасывалась на украинскую территорию из соседней Ростовской области в районе населенных пунктов Павловка, Клуниково, Маяки и других.
Вот, например, как выглядел участок в районе села Павловка 8 мая 2014 года (слева) и 8 августа (справа):
Следы от тяжелой военной техники в этом месте видны на снимках Google Maps и по сей день. Недалеко отсюда, в городе Свердловске Луганской области, впервые за время конфликта были зафиксированы танки Т72-Б, которые находятся на вооружении в российских войсках, но официально никогда не экспортировались и не использовались в других странах.
Зона 3: Куйбышево
Российское село Куйбышево расположено к западу от Должанского. Именно здесь, но уже на украинской стороне, в июле 2014 года развернулись тяжелые бои, которые, предположительно, и стали косвенной причиной гибели малайзийского “Боинга” – если считать, что он был сбит случайно, а истинной целью сепаратистов был украинский военный самолет. Контроль над этим районом был крайне важен как для Украины, так и для сепаратистов по двум причинам, отмечают авторы расследования Bellingcat.
Украинским военным нужно было перекрыть поставки вооружений и солдат из России, попутно открыв коридор для снабжения собственных сил, эти же факторы в зеркальном отражении были важны для сепаратистов. Контроль над этой территорией за лето 2014 года переходил от одних к другим несколько раз и окончательно закрепился за сепаратистами после 14 августа. Куйбышево примечательно тем, что здесь с российской стороны, как и в окрестностях Донецка Ростовской области, спутниковые снимки позволяют выявить большое количество временных лагерей с дислоцированной в них военной техникой.
Фотографии и координаты (на фото ниже – слева направо, сверху вниз:1, 2, 3, 4) временных баз российской армии под Куйбышевом. На свежих снимках в Google Maps от некоторых из них остались только следы, в то время как другие по-прежнему используются:
Один из самых заметных примеров “полевого” погранперехода, устроенного Россией в этом районе, – окрестности хутора Ольховский. Накатанная через поле широкая дорога последовательно увеличивалась начиная с 8 августа и заканчивая началом октября:
Похожие следы были найдены Bellingcat и в других местах неподалеку, например, в районе хутора Новая Надежда.
Зона 4: хутор Краснодаровский
Хутор Краснодаровский находится в Матвеево-Курганском районе Ростовской области к юго-западу от Куйбышево. Большую часть июля и августа 2014 года государственная граница в этом районе находилась под контролем Украины. В июле крупный лагерь украинской армии в расположенной рядом Амвросиевке был атакован – как показало одно из предыдущих расследований Bellingcat, с помощью незаконно переброшенной из России техники и солдат.
Кроме того, всего в 40 километрах от Краснодаровского находится Иловайск. Здесь украинская армия потерпела одно из самых болезненных поражений за всю войну, а российские солдаты оставили массу свидетельств своего участия в боях, размещая фотографии в социальных сетях. Одним из основных мест дислокации российских военных в этом районе, поданным Совета по национальной безопасности и обороне Украины, стал лагерь между Краснодаровским и селом Победа. Российская военная техника и накатанные ей дороги через границу отчетливо видны на спутниковых снимках этой местности от сентября 2014 года (справа на фото ниже) – если сравнивать их с изображениями, сделанными 16 июля того же года (слева):
Накатанные военной техникой следы ведут вглубь Украины, в селоКумачово, а оттуда расходятся в разные стороны. Основной путь лежит в села Мережки и Шевченко Донецкой области Украины. На спутниковых снимках здесь можно увидеть остатки атакованных украинских военных лагерей и воронки от снарядов, указывающие на юго-восток как направление, откуда велась стрельба. Следы ведут к российскому селу Марфинка. Всего на участке границы между Краснодаровским и Победой выявлено более 10 мест, где есть следы переброски военной техники из России на Украину. На врезках левая часть – это увеличенные фрагменты местности, сфотографированные 16 июля, правая – 14 сентября:
Кто оставлял такие следы? Одна из военных колонн, двигающаяся на восток в районе украинского села Бурное, попала на спутниковый снимок TerraServer 3 сентября. Колонна включала в себя около 40 единиц техники – артиллерийских установок, БТРов и танков:
О российском вмешательстве в украинский конфликт в этом районе можно судить не только по спутниковым картам. 26 августа Украина сообщила о задержании на границе с Россией около села Зеркальное10 российских десантников. Россия заявила, что они заблудились и попали на территорию соседней страны “случайно”.
Зеркальное расположено всего в 4,5 километрах от того самого села Мережки, одного из мест, куда ведут накатанные через границу дороги из временных лагерей российской армии.
О большом количестве невесть откуда взявшихся всего за один уикенд “зеленых человечков”, похожих на своих крымских товарищей, говорили в интервью агентству Reuters и очевидцы из соседнего с Бурным села Колоски. В другом репортажеReuters можно найти фотографии поврежденной российской военной техники, двигающейся со стороны Украины к Краснодаровскому. Как на этих фотографиях, так и на снимках, выложенных российскими солдатами (например, неким Славой Ситниковым) из лагеря под Краснодаровским, техника вместо официальной маркировки помечена характерными белыми кругами:
Российские солдаты и техника с белыми кругами в лагере в хуторе Краснодаровский
Как отмечает в своем расследовании Bellingcat, количество “неофициальных” погранпереходов через границу в “Зоне 4” по сравнению с зонами 1-3 сравнительно невелико, однако, именно переброска техники и военных в этом районе сыграла решающую роль в создании “Иловайского котла”, при попытках выйти из которого, по разным данным, погибли от 300 до 900 украинских военных.
Зона 5: хутор Максимов
Последняя зона, о которой идет речь в расследовании, самая западная – она расположена на границе с Мариупольским районом Донецкой области в районе хутора Максимов. Максимов находится совсем недалеко от главного официального пункта пропуска на трассе Одесса – Ростов-на-Дону. Этот район довольно долгое время оставался под контролем Украины – до конца августа, когда в результате контрнаступления сепаратистов им удалось занять Новоазовск и подобраться вплотную к Мариуполю.
С этого момента обстрелы окраинных районов города участились, в результате попадания снарядов “Града” в жилые дома на окраине города 24 января 2015 годапогибли десятки мирных жителей. Как сепаратистам удалось прорвать оборону украинской армии под Новоазовском, если учесть, что прямого пути из контролируемых ими в тот моментов районов и Мариуполем не было? Вывод, сделанный авторами расследования Bellingcat,совпадает с официальными заявлениями украинских властей: здесь, как и во многих других эпизодах конфликта, не обошлось без непосредственного вмешательства России.
Найти доказательства такого вмешательства на Мариупольском направлении было сложнее, чем в описанных ранее случаях. Основная причина – технику и войска Россия могла спокойно перебрасывать по асфальтированной дороге через захваченный сепаратистами пограничный пункт пропуска “Новоазовск – Весело-Вознесенка”. Однако фотографии самого пограничного перехода, сделанные до и после наступления сепаратистов под Мариуполем, позволяют увидеть следы грязи, ведущие с соседнего с КПП поля на российской территории. Грунтовка, выходящая прямо к КПП, есть и на более ранних снимках, но к сентябрю 2014-го она существенно расширилась:
Международный автомобильный пункт пропуска “Новоазовск – Весело-Вознесенка” до и после наступления сепаратистов под Мариуполем
Следы военной техники, идущие через российско-украинскую границу, были найдены и в полях севернее официального пункта пропуска, у западной оконечности хутора Максимов:
Вероятнее всего, говорится в расследовании Bellingcat, именно в Максимове располагался временный российский военный лагерь. Фотографии российских военных с соответствующими географическими метками были найдены, к примеру, в аккаунте некоей Светланы Робмаевой, жены или подруги одного из солдат, а также в аккаунтахсамих военнослужащих. Несколько дорог через границу, появившихся за лето 2014 года, можно увидеть и на снимках из района украинского села Щербак в 6 километрах севернее Максимова:
15 августа, по данным украинской стороны, в этом районе границу пересекла колонна из 10 танков. 27 августа Украина официально признала потерю контроля над селом Щербак и другими окрестными населенными пунктами. Именно здесь, в Щербаке, по данным Bellingcat, располагалась основная база российских войск, благодаря которым сепаратисты получили контроль над Новоазовском и оттеснили украинскую армию вплотную к Мариуполю.
Участники проекта Bellingcat не только нашли места незаконного пересечения российско-украинской границы российской военной техникой, но и попытались вычислить, как переброски вооружений стыкуются с активизацией боев внутри “ДНР” и “ЛНР”. Помимо уже упомянутых Иловайска и Новоазовска, военные колонны из России могли направляться, например, в район боев за Луганский аэропорт.
Авторы расследования пришли к выводу, что практически все крупные поражения украинской армии в июле-сентябре 2014 года были вызваны непосредственным вмешательством в конфликт России – даже если перебрасывавшиеся вместе с техникой солдаты и не являлись официально кадровыми военными, а были “отпускниками”. Именно российское вмешательство, отмечают авторы материала, было переломным для хода войны, позволив самопровозглашенным “народным республикам” вернуть утраченные за первую половину года позиции и отодвинуть линию фронта к тем рубежам, которые и оказались в итоге закреплены в “минских соглашениях”.
Все пункты незаконного пересечения российско-украинской границы российской техникой и военными, найденные Bellingcat, – интерактивная карта:
Несмотря на установившийся в Донбассе “режим тишины“, Россия, возможно, продолжает перебрасывать в регион или к его границам военную технику. Еще одна группа, занимающаяся расследованиями по открытым источникам в интернете, InformNapalm, сообщила во вторник о массированной переброске российской военной техники из Абхазии. Раньше активисты уже находили доказательства использования в Донбассе российской военной техники из воинских частей в этом непризнанном государстве, однако на этот раз целью может быть Сирия – именно в Новороссийске, по некоторым данным, осуществляется погрузка на десантные корабли вооружений для воюющего с повстанцами сирийского президента Башара Асада.
Автор: Марк Крутов, Радио Свобода
Tweet