Как вести себя на «границе» с оккупированным Крымом?
Сейчас масса людей пешком пересекает административную границу с Крымом. В связи этим возможно недопонимание между людьми и находящимися там российскими контролирующими органами. Оно возникает из-за незнания людьми их прав и обязанностей. И, к сожалению, нередко этим злоупотребляют в самих российских органах.
Это не блокпост самообороны, а вполне официальный (с точки зрения российского законодательства) пункт пропуска
Для начала нужно понять, что российские пограничники считают, что находятся на государственной границе России. Они являются представителями погранслужбы ФСБ Российской Федерации. Это не блокпост самообороны, а вполне официальный (с точки зрения российского законодательства) пункт пропуска. Соответственно, пограничники должны действовать исключительно в рамках своих служебных прав и обязанностей. При общении с российскими пограничниками, в ряде случаев, знание законодательства России может повлиять на ситуацию. Действия или бездействие пограничников, повлекшие нарушения прав лиц, пересекающих границу, можно обжаловать (ст. 9 приказ ФСБ России от 08.11.2012 г. № 562).
В этой статье мы расскажем, как, с точки зрения российского законодательства, должен проходить пограничный контроль, если границу пересекает частное лицо, пешком, со своими личными вещами.
В пунктах пропуска могут применяться такие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный
В пунктах пропуска могут применяться такие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный. Также существует транспортный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
Перечень видов контроля есть в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Других видов контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации не предусмотрено. Причем таможенный и пограничный – обязательные. Остальные виды применяют при необходимости (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»).
Есть документ, который устанавливает сроки и последовательность действий при проведении пограничного контроля в пунктах пропуска. Называется он приказ ФСБ РФ от 08 ноября 2012 г. N 562 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (дальше – Приказ).
Пограничный контроль в отношении лиц состоит из проверки – можно ли лицу выехать из России или въехать в Россию
Пограничный контроль в отношении лиц состоит из проверки – можно ли лицу выехать из России или въехать в Россию (п. 22 Приказа). Проверка начинается с предоставления должностному лицу действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве (п. 21 Приказа). Длится пограничный контроль может не более 3-х минут с момента предъявления необходимых документов (п. 23 Приказа). По окончании контроля пограничник должен поставить отметку в документе и разрешить следовать дальше или отказать в пропуске. В этом случае пограничник обязан сообщить основание и назвать госорган, принявший такое решение.
В п. 6 Приказа перечислено, что имеет право сделать пограничник в ходе контроля. Он может:
– проверять необходимые документы у лиц (список необходимых документов перечислен в п. 21 Приказа), производить осмотр (досмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;
– осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, режима в пунктах пропуска. Доставлять таких лиц в расположение подразделений пограничного контроля пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения;
– приглашать лиц в подразделения пограничного контроля пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;
– делать в документах на право пересечения государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы;
– продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел);
– аннулировать российские визы иностранных граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств;
– временно ограничивать производство различных работ в пунктах пропуска, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями);
– вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону;
– применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных Законом;
– налагать штраф за незаконный провоз лиц через государственную границу;
На самом деле, это сокращенный вариант статьи 30 (Полномочия пограничных органов) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон).
Если внимательно прочесть права пограничников, то видно, что досматривать вещи, а тем более прикасаться ним, если нет транспортного средства, пограничники могут только в случае задержания и личного досмотра. Все остальное касается только проверки документов, и на основании ее принимается решение, пропускать человека или нет.
Проводить осмотр багажа или его досмотр имеют право сотрудники таможни
Проводить осмотр (внешний, визуальный) багажа или его досмотр (действия связанные со вскрытием упаковки товаров, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей) имеют право сотрудники таможни (ст. 155 и 116 Таможенного кодекса Таможенного союза). При досмотре должны присутствовать понятые и владелец. В обоих случаях по требованию владельца должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых передается владельцу.
Есть документ, описывающий, каким образом и при каких условиях контролирующие органы могут осуществлять пограничный контроль. Он, кстати, распространяется на все виды контроля – таможенный, санитарный, экологический и т.п. Называется он Постановление Правительства РФ от 02 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (далее – Постановление).
В статье 7 Постановления перечислены методы контроля, которые применяют государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством при осуществлении пропуска через государственную границу.
Давайте рассмотрим подробнее, как обязаны, проводить контроль пограничники в рамках своих полномочий.
– Проверка документов (ст. 8 Постановления) осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности, содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности, законности въезда (выезда) в Российскую Федерацию. Проверка подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля. Например, устного опроса (названный личные не совпадают с паспортными) или наблюдения (Вы не похожи на фото в документе)
– Устный или письменный опрос (Ст. 9 и Ст. 10 Постановления) применяется для получения дополнительной информации или уточнения информации, полученной в ходе проверки документов.
Личный досмотр – исключительный метод контроля, проводится при наличии оснований предполагать, что физическое лицо нарушило федеральное законодательство о государственной границе
– Личный досмотр (ст. 15 Постановления) исключительный метод контроля, проводится при наличии оснований предполагать, что физическое лицо нарушило федеральное законодательство о государственной границе. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником государственного контрольного органа или лицом, его замещающим, путем наложения соответствующей резолюции на рапорт должностного лица государственного контрольного органа. По результатам личного досмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме. Акт подписывается должностным лицом государственного контрольного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого – медицинским работником. Второй экземпляр акта вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр. Проводить личный досмотр пограничники могут только при задержании (п.3 и п.4. Ст. 30 Закона)
Одновременно должностные лица при проведении пограничного контроля обязаны (п.8 Приказа):
– соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, в отношении которых осуществляется пограничный контроль;
– осуществлять пограничный контроль только во время исполнения служебных обязанностей;
– учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лиц;
– доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицами и организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– соблюдать сроки осуществления пограничного контроля, установленные Административным регламентом;
– не требовать от лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
– иметь соответствующие служебные удостоверения.
Т.е. если пешеход с вещами проходит через пункт пропуска Российской Федерации, то пограничник имеет право попросить документы. Он может задавать вопросы для принятия решения о пропуске пешехода и уточнения его личности. В течении 3-х минут после получения документов пограничник обязан сообщить, пропускает он человека или нет. Просить человека без транспортного средства предъявить что-либо кроме документов, имеющих отношение к пересечению границы, он без подписанного руководством рапорта не имеет права. В этом рапорте должны быть указаны: запрос на проведения досмотра, обоснованные причины для проведения и резолюция начальника подразделения. Если не пропускает, он обязан сообщить на основании чего.
Ни один из видов контроля в пункте пропуска не предусматривает право потребовать предъявить информацию, содержащуюся на ноутбуке, фотоаппарате или смартфоне
Ни один из видов контроля в пункте пропуска не предусматривает право потребовать предъявить информацию, содержащуюся на ноутбуке, фотоаппарате или смартфоне. Тем более забирать их на время «для проверки». Допустимо только включение устройства во время таможенного контроля как доказательство того, что это не муляж.
У пограничников, помимо контроля, есть еще право на задержание «лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения». (п.3 ст.30 Закона).
Осуществлять административное задержание пограничники могут на срок до трех часов для составления протокола. Если более, то до трех суток «для выяснения личности» с сообщением об этом письменно прокурору, до десяти суток с санкции прокурора, если нет документов, удостоверяющих личность. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол. (п.4 ст.30 Закона).
При прохождении «границы» с аннексированным Крымом каждый сам для себя решает, как вести себя с пограничниками, но в любом случае знание законов поможет людям лучше разобраться, когда требования пограничников законны, а когда нет.
Автор: Александр Седов, медиакоординатор Крымской полевой миссии по правам человека, КРЫМ.Реалии