Бизнес на вранье: пропаганда государственного уровня
Если раньше фейковые новости были единичными случаями, то теперь один за другим появляются сайты, которые больше ничего, кроме них, не производят. Сайты с названиями и дизайном, мимикрирующими под «серьезные», типа World News Daily Report, сотнями генерируют «новости» вроде «Первая смерть от генно-модифицированных продуктов», которые потом массово расшаривают в соцсетях люди, ждущие подтверждения своих причудливых представлений о реальности.
Как фальшивые новости в интернете, подобно инвазивному биологическому виду, постепенно вытесняют собой настоящие и как быть в этом новом мире читателю — разбирались в журнале The New Times.
Информационная гигиена — личное дело каждого
В конце прошлого года в Washington Post вышла последняя, 86-я, колонка «Что еще оказалось фальшивкой в интернете на этой неделе». Ее автор Кейтлин Дьюи, прощаясь с читателями, говорит, что разоблачать псевдоновости в сети стало просто бессмысленно: они появляются в таком количестве, что каждую по отдельности разбирать нет уже никакого смысла.
«Мы запустили колонку про фейки в интернете в мае 2014 года в ответ на то, что тогда казалось целой эпидемией городских легенд и розыгрышей. С тех пор поток этих слухов и приколов нисколько не ослаб, но изменился сам тон и интенсивность фальшивых новостей. Если раньше, чтобы разоблачить фальшивку, надо было провести хотя бы минимальное расследование, то теперь достаточно глянуть в раздел «О нас» сайта, на котором она появилась. И если раньше люди верили в фальшивки из обычной наивности, то теперь фейки становятся вирусными благодаря злорадству их читателей — или даже ненависти».
Врать выгодно
У этой волны фальсификаций, пишет автор колонки в Washington Post, есть простая экономическая причина: производить фейки в интернете стало очень прибыльным делом. Где-то с первой половины 2014 года многие интернет-предприниматели поняли, что ничто так не собирает трафик, как заголовки, ублажающие невежество, предрассудки и фобии читателей.
Если раньше фейковые новости были единичными случаями, то теперь один за другим появляются сайты, которые больше ничего, кроме них, не производят. Сайты с названиями и дизайном, мимикрирующими под «серьезные», типа World News Daily Report, сотнями генерируют «новости» вроде «Первая смерть от генно-модифицированных продуктов», которые потом массово расшаривают в соцсетях люди, ждущие подтверждения своих причудливых представлений о реальности.
Распространение намеренной дезинформации в соцсетях стало настолько глобальной проблемой, что ее изучают как научный феномен
Распространение намеренной дезинформации в соцсетях стало настолько глобальной проблемой, что ее изучают как научный феномен. Несколько групп ученых из разных университетов под руководством Вальтера Кватрочокки пришли к неутешительным выводам: люди посвящают обсуждению явно фальшивых вброшенных новостей и теорий заговора столько же времени, сколько реальным событиям, и склонны формировать так называемые эхо-камеры, в которых циркулируют одни и те же фальшивки без примеси правды.
Иными словами, опровергать фейки попросту бессмысленно: те, для кого эти опровержения предназначены, никогда не прочитают их в силу узости своих интересов и когнитивных искажений, побуждающих их искать лишь подтверждения собственным предрассудкам. Другие, более практические исследования (их результаты приводит, например, Крейг Сильверман, автор исчерпывающего руководства по проверке информации из интернета — Verification Handbook), показывают, что каким бы убедительным ни было опровержение, его, по статистике, прочитает и поделится им в соцсетях меньше читателей, чем сенсационный фейк, который оно опровергает.
Патриотическая специфика
Все вышесказанное в полной мере относится и к России, но с собственным местным колоритом. Во-первых, псевдоновости с зарубежных «сатирических» сайтов нашли свою благодарную аудиторию среди редакторов и читателей российских СМИ. Забейте название любого из сайтов типа Empire News, World News Daily Report или Your News Wire в поиск «Яндекс.новости» — и вы увидите, что любую самую фантастическую чепуху типа той же «смерти от ГМО» перепечатывают сайты федеральных телеканалов и газет с миллионными тиражами. «Это не газетная утка» — предваряет свою заметку сайт телеканала РЕН-ТВ, хотя на портале, с которого взята «новость», прямо написано: «Все, что вы здесь читаете, — газетная утка».
Текст о войне в Сирии на одном из фейковых сайтов (после редактуры)
Во-вторых, Россия и сама не отстает от цивилизованного мира в производстве фальшивых новостей. Интересно, что автор колонки в Washington Post отмечает именно май 2014 года как водораздел между временем, когда интернет-фейки были частными случаями, и новой эрой, в которой дезинформация, как инвазивный биологический вид, вытесняет собой собственно информацию, и сделать с этим ничего нельзя.
Именно в это время в самой России была развернута невиданная по масштабу кампания пропаганды и дезинформации, которая сама по себе удостоилась массы и публицистических, и научных исследований. Как часть этой кампании в интернете появилась масса сайтов с адресами типа v-kieve.net, xerson.net или nahnews.com.ua — «Новостное агентство Харькова», которые, согласно результатам журналистских расследований (одно из них было опубликовано в «Деловом Петербурге»), созданы в Москве или Питере в доме № 55 по улице Савушкина, где до недавнего времени располагалась ставшая знаменитой на весь мир «фабрика троллей» (она же ООО «Агентство интернет-расследований», она же «Ольгино», по месту предыдущей дислокации).
Эти псевдоновостные сайты тоже мимикрируют под настоящие: контент у них состоит в основном из автоматически собранных с других сайтов новостей, которые время от времени разбавляются направленными вбросами антиукраинской дезинформации — «Защитники Украины задержаны за грабеж в Киеве» или «Американские наемники бесчинствуют в Мариуполе». Потом эти «новости» легитимизируются уже условно «солидными» изданиями, например, сайтами федеральных телеканалов, которые перепечатывают их с заголовком типа «СМИ сообщают, что…»
Попасть на фейк
Когда украинская тема начала постепенно уступать место новой военно-пропагандистской кампании, связанной с войной в Сирии, политически сознательные фальсификаторы тоже поменяли курс. Чистый коммерческий расчет успешно сочетается с политической повесткой. Фейковые сайты создаются по принципу MFA — made for advertising.
Чаще всего это просто блог, разработанный на бесплатном шаблоне популярных блог-платформ типа WordPress с макетом, позволяющим сайту внешне быть похожим на новостное издание. Контент собирает робот — автоматически копирует тексты и картинки с других сайтов, в том числе таких же фейковых, а хозяин сайта собирает доход с рекламных баннеров. Такие анонимные псевдоновостные сайты время от времени вбрасывают фальшивки с расчетом прокатиться на волне громкой темы и собрать рекламный трафик с не слишком разборчивых читателей.
«Это не газетная утка» — предваряет свою заметку сайт телеканала РЕН-ТВ, хотя на портале, с которого взята «новость», прямо написано: «Все, что вы здесь читаете, — газетная утка»
Бывает, что на фейки попадаются и настоящие, без кавычек солидные издания: так было с американской версией Forbes, которая подала как сенсационную новость заметку «Россия случайно раскрыла количество погибших на Украине солдат». А в начале сентября, за месяц до официального начала военной кампании в Сирии, такая же мимикрия под новостной сайт под названием The Russian Times опубликовала текст «Российские войска начали стремительное наступление в Сирии» (в это время российские официальные лица упорно отрицали даже сам факт подготовки к войне).
Не успел заголовок попасть в «Яндекс.новости», как текст заметки поменялся на полностью противоположный: теперь «эта информация оказалась информационным вбросом британских СМИ». И в таком виде заметку процитировало уже государственное информационное агентство Sputnik (МИА «Россия сегодня»).
Попытки выяснить, кто и зачем сначала поставил заметку на сайт, а потом поменял ее текст на полностью противоположный, но соответствующий пропагандистской повестке, ни к чему не привели. Человек, на которого зарегистрированы домен и лицензия Роскомнадзора на ИА The Russian Times, отрицает свою причастность к «редакции», ссылаясь на некоего Майкла, который якобы является главным редактором. Никаких следов существования этого Майкла найти не удалось.
В ИА «Регнум» отказались удалять фальшивку даже после обращения BBC
Многим наверняка попадались на глаза «новости», написанные по одинаковому шаблону: (известное издание) сообщает, что (текущий враг пропаганды) (попал в больницу/умер/сделал или сказал какую-нибудь глупость или гадость). Например: «Би-би-си: Порошенко госпитализирован с тяжелейшим алкогольным отравлением» или «В интервью с корреспондентом Radio France Internationale Яценюк сообщил о сексуальных домогательствах со стороны Тимошенко».
Последняя «новость» добралась по цепочке до сайта телеканала Минобороны РФ «Звезда», чем вызвала немалый скандал, когда на это обратила внимание корреспондент RFI Елена Серветтаз, которая, разумеется, никакого интервью у Яценюка не брала. А очередное известие о смерти Михаила Горбачева (тоже «Би-би-си сообщает») проникло на сайт информагентства Regnum. Когда генеральный продюсер Русской службы Би-би-си Андрей Горянов и автор этого текста попросили главного редактора Regnum Модеста Колерова удалить очевидную фальшивку, Колеров отказался, мотивировав это тем, что «ангажемент опровергателей» ему ясен.
Отец лжи
Многие подобные новости, рассчитанные на аудиторию, которая с большим удовольствием (или по долгу службы) расшарит их в соцсетях, не обращая внимания ни на какие опровержения, происходят из одного источника. Это сайт oppps.ru — бесконечная шизофреническая лента из советов «Как очистить организм за три дня» и «Как сделать домашнее сливочное масло» вперемешку с «новостями» в духе «телеканал «Дождь» сообщил, что Ксению Собчак в состоянии наркотического опьянения выгнали с пресс-конференции Путина» (ничего подобного, конечно, «Дождь» не сообщал, но нервов и им, и Собчак коллеги попортили немало). Анонимный владелец этого сайта оказался более общительным и многословным, чем остальные.
Его мотивация к производству фейковых новостей (правда, он утверждает, что oppps.ru не пишет их сам, а копирует с других ресурсов, но цепочка часто прерывается именно на его сайте) проста — это рекламный трафик. Спрос на «новости» про «пьяного Порошенко» и «мертвого Горбачева» только растет — и те, кто их потребляет, никогда не станут внимательнее относиться к источникам. Но на вопрос, «а почему именно Порошенко и Собчак, но никогда, допустим, не «дочь Путина», хозяин oppps.ru разразился тирадой, скрывающей какую-то глубокую личную обиду.
Он пожаловался и на распад СССР, и на то, что в Америке «всех сажают», и на то, что «либерализм — это обман», а по «Эху Москвы» врут. Зачем же тогда увеличивать энтропию и врать еще больше? Фейковые новости, заявил на это собеседник NT, на то и нужны, чтобы человек не разучился думать самостоятельно: «Мне кажется, каждый человек в отдельности должен самостоятельно научится думать и анализировать, а не верить всему тому, что пишут в тырнетах» (орфография и пунктуация автора сохранены. — NT).
Публикация фальшивой новости на сайте телеканала Минобороны вызвала скандал
Как ни парадоксально слышать подобное от хозяина сайта, производящего в промышленных масштабах фальшивые новости, но он абсолютно прав. Лжец находится в заведомо более выгодных условиях, чем опровергающий его ложь. Заметку про то, что Земля вот-вот налетит на небесную ось, ретвитнут три тысячи человек, а опровержение — три, так уж устроено современное медиапотребление. И опровергателей на всех не хватит.
Поэтому, прежде чем поделиться с окружающими какой бы то ни было новостью, не поленитесь потратить несколько минут и узнать — не соседствует ли она на сайте-источнике с заговорами рептилоидов и смертью от ГМО. Не попадайте в «эхо-камеры», не позволяйте вешать себе лапшу на уши и снимайте ее с ушей других. Информационная гигиена сейчас важна, как никогда.
Фото: tvzvezda.ru, regnum.ru, therussiantimes.com, Andrii Bielov/shutterstock
Автор: Алексей Ковалев, The New Times
Tweet