Москаль: Кравченко вообще не знал Пукача
Оппозиционный министр внутренних дел Украины, народный депутат ВРУ Геннадий Москаль ставит под сомнение ключевые показания обвиняемого в организации убийства журналиста Георгия Гонгадзе генерал-лейтенанта милиции Алексея Пукача. Об этом Москаль заявил в эксклюзивном комментарии ForUm’y.
«Эпизод знакомства Пукача с Литвином в кабинете у Кравченко (в то время глава МВД Юрий Кравченко – ред.) я ставлю под большое сомнение. Я дважды был заместителем Кравченко, и совершенно точно могу сказать, что никогда не видел, чтобы Пукач заходил в кабинет Кравченко, и тем более был в его окружении. Это могут подтвердить почти все, кто работал с нами в тот период. Я лично считал, что Пукач в своих показаниях будет валить все на Фере (в то время руководитель аппарата МВД генерал-лейтенант Эдуард Фере – ред.), поскольку по его рекомендации он получил должность, а Кравченко его вообще не знал. Но Фере не был субъектом оперативно-розыскной деятельности, он был руководителем аппарата, и потому не мог отдавать никакие приказы», – в частности, сказал Москаль и добавил: «Я также сильно сомневаюсь в том, что Литвин после того шума пришел в МВД знакомиться с Пукачем. С тем опытом работы, какой был у Кравченко, а также знанием того, что в его кабинете в конкретном месте находятся «прослушки», из-за которых для обсуждения многих вещей он с коллегами выходил прогуляться по аллее, представлять убийцу, похлопывая его по плечу, он просто не мог».
По словам Москаля, о тогдашних действиях «наружки» практически всем сотрудникам министерства внутренних дел было известно буквально «уже на третий день».
«После расправы с Гонгадзе Пукачу буквально сразу дали досрочное звание, об этом знало все МВД. И о том, что сделала «наружка», тоже все знали уже на третий день. Это не было секретом. Так где, в таком случае, была Генпрокуратура хотя бы последние пять лет? Странно, что все знали, а прозрели только сейчас», – задается вопросом бывший заместитель Кравченко.
Вместе с тем, Москаль не сомневается, что исполнителем убийства Гонгадзе является именно генерал-лейтенант Пукач. Он также отметил смехотворность похода Пукача «на заказное убийство с ремнем и закапывания тела таким образом, чтобы потом быстро нашли и повязали».
Однако то, что об убийстве журналиста было известно экс-главе СБУ Леониду Деркачу, нардеп отрицает. «Кравченко был на ножах с Деркачом, последний пускал за Кравченко «наружку», «Беркут» вязал эту «наружку» у Кравченко во дворе. И если бы о том, что говорит Пукач, знал Деркач, он бы сто раз нашел возможность подставить Кравченко. Сегодня легче всего все списать на мертвых», – убежден Москаль.
По его мнению, ныне покойного министра МВД Украины Юрия Кравченко Георгий Гонгадзе и его журналистская деятельность никоим образом не касалась, поскольку тему МВД в своих материалах журналист не поднимал, а лично персоны Кравченко как объекта не касался.
«Кравченко совершенно не нужен был Гонгадзе, он ничего не писал про него, и вообще про МВД ничего не писал. И эту «Украинскую правду» тогда еще никто не знал, а если и знали, то только в узких кругах, потому что Интернета тогда не было практически ни у кого, только у элиты», – отмечает Москаль.
Нардеп уверяет, что если бы имел возможность задать вопрос Алексею Пукачу, то непременно поинтересовался, «кем был выписан бланк наружного наблюдения и кто его утверждал».
«Выписанный и утвержденный кем-то бланк наружного наблюдения – основной документ, который Пукач уничтожил как раз тогда, когда Пискун собирался произвести в департаменте внешнего наблюдения выемку материалов. Министр Кравченко никогда не утверждал никакие оперативные материалы, это – правда на тысячу процентов. Он мог подписывать решение коллегии, а оперативные документы подписывали четыре зама, которые у него были», – подчеркнул Москаль.
«Пролить свет на некоторые вопросы может суд, если только он будет открытым. Если же суд будет закрытым, тогда, как говорят украинцы, – гаплык», – подытожил он.
В свою очередь, адвокат Татьяна Монтян считает, что, пока нет «последнего слова Пукача в суде», говорить о том, что дело закрыто и сюрпризов не будет, несколько преждевременно.
«Важно будет то, что Пукач вякнет в суде, а вякнуть он может что ни попадя – в суде люди иногда такие забавные вещи рассказывают, совершенно противоречащие тому, что они говорили во время следствия. Посмотрим, как в отношении этого Пукач объяснит свою мотивацию. Так что сюрпризы возможны, в конце концов, Литвин еще не отыграл свою роль», – уверена она.
Однако первый советник нынешнего министра внутренних дел Украины Константин Стогний напротив уверен в том, что «всей правды по так называемому «делу Гонгадзе» никогда не будет известно.
«В этом вопросе моим комментарием является мотивация избежания моих комментариев, поскольку в этом деле, которое называют «делом Гонгадзе», очень много сложных вещей, связанных в том числе и с иностранными спецслужбами. Поэтому, чтобы не напрягать ситуацию во взаимоотношениях спецслужбы и иностранных государств, я стараюсь ничего по этому вопросу не комментировать», – заявил он и добавил: «Я думаю, не узнаем мы правды по этому делу. В отношении Пукача тоже возникает много вопросов, в частности, с его задержанием и тем, что он прятался от людей, которые за ним охотились и хотели его смерти. К слову, до сих пор у него получалось очень успешно, поскольку из ближайшего окружения Кравченко загадочным образом очень много людей ушло. Поэтому считать, что Пукач действительно знает ход событий, я думаю, неверно».
Как сообщал ForUm, Генпрокуратура официально подтвердила, что следствие в отношении генерал-лейтенанта милиции Алексея Пукача завершено.
Источники «Украинской правды» утверждают, что следствие Генеральной прокуратуры Украины установило, что на то время генерал милиции Алексей Пукач получил приказ убить журналиста Георгия Гонгадзе от тогдашнего министра внутренних дел Юрия Кравченко.
Ранее следователь Александр Харченко заявлял, что наказание по этому делу может понести не только Пукач, но и «кто-то из украинских высокопоставленных лиц». Следователь отказался назвать, кто именно это может быть, ссылаясь на тайну следствия.
Он также отметил, что суд над Пукачем и вероятными заказчиками убийства журналиста может начаться в конце года.
Лера Нежина, ForUm